Сумбур и Статис: что, как и зачем?

Jan 26, 2009 11:13


     Ярлычок-ссылка на тот или иной размещённый в Сети файл ни в коем смысле не делает тебя собственником этого файла. Не делает ни в юридическом смысле, что само собою, ни даже в фактическом смысле - не даёт никаких возможностей осуществить что бы то ни было с размещённым в Сети файлом. Тем не менее эти ярлычки-ссылки дают нечто существенное, а именно - чувство обладания.
     Конечно, это не собственность.
     Это нельзя назвать собственностью в том же смысле слова, в котором можно было назвать собственностью приобретённое в мебельном магазине кресло или даже купленную у издательства книгу.
     Но с каждым месяцем, столетием или днём люди всё сильнее отказываются от собственности в прежнем смысле слова.
     В принципе всё можно скачать из Сети.
     Стругацкие писали про Всепланетный Информаторий? Лем рассуждал о том, что, дескать, выгодней хранить все книги в одном доме, чем дублировать их по частным библиотекам жильцов? Я смеялся над ними, мне казалась очевидной выгода автономного хранения и многократного дублирования информации.
     Извините, возможно, я был не прав.
     Возможно.
     Когда-нибудь мы будем брать из Сети всё больше и больше, полагаясь на централизованные хранилища сведений вместо своих домов и своих мозгов, окончательно уподобимся муравьям, питающимся из единого желудка. И будем довольны, но что произойдёт потом?
     И, кстати, откуда возникли муравьи?
     
     Мне не даёт покоя одна и та же загадка.
     Сумбур - Статис, Статис - Сумбур. Порядок и анархия. Диктат и свобода. Ограничения и долг с одной стороны - против вседозволенности и независимости с другой стороны.
     Когда мы ещё только вступаем в этот мир, мы явно - идейные сторонники Сумбура, сторонники свободы.
     Или всё дело в идейном гнёте родителей? Но ведь и гнёт-то воспринимается нами как таковой не просто так. Позже, по прошествии полового созревания, он почти перестаёт замечаться или раздражать.
     В юности мы - сумбуриты.
     Мы не признаём интересы социальных структур - если они пытаются по-подлому поступить с нами, с особенным цинизмом исповедуя девиз "Цель оправдывает средства". Мы ощущаем себя индивидуумами, автономными атомами со своими целями и своей судьбой.
     Ложь?
     В таком возрасте иногда самоотождествляются со Странниками, иногда - с вампирами, иногда - с мрачными чародеями из готических башен.
     С асоциальными персонами, чьё могущество и жизненная мощь позволяют им "загадывать на вечность" не хуже, чем социуму.
     Самообман? Но противоречий в подобных фантазиях не ощущается.
     Отроду мы сумбуриты, и покуда мы остаёмся таковыми, наша склонность к Сумбуру рвёт лоскутное одеяло человечества в мелкие клочки, мешая ему превратиться в муравейник и достичь своего порога. Случайно ли именно среди молодёжи столь популярно высокомерно-презрительное отношение к современной цивилизации, пытающейся всё упорядочить и поставить под контроль? Может быть, именно в противодействии омуравеиванию и состоит позитивная роль Сумбура?
     Тогда получается, что, усложняя многослойную паутину взаимных зависимостей и по кусочкам отказываясь от "самости", мы...
     О нет.
     Нет, не всё так страшно. Вопрос в том, будет ли "шпендель" или "самость" у того Единого, что сформируется в результате.
     Но - откуда нам знать?
     Откуда?
     Откуда?
     Один человек на необитаемом острове, пусть даже и со "шпенделем", долго бы смог продержаться и не деградировать?

Особенно удивительна и даже достойна восхищения та беспримерная наглость, с которой юные ревнители Сумбура ставят себя вровень с могущественными силами и социальными системами. "Не позволю собой манипулировать". "Не позволю тому, что в тысячи раз крупнее меня, использовать меня в качестве винтика". Неспроста среди молодёжи - как я помню по себе - столь популярны сюжеты типа "Герой против мафии" или "Честный парень против спецслужб". Зачастую персонажи подобного типа заливают улицы кровью, которой пролилось бы куда меньше, сдайся они изначально на милость той или иной Системы, однако смущает ли это их?
     Не особенно.
     Почему? Насколько я помню, причины здесь две.
     Во-первых, сумбурит ставит себя никак не ниже Системы, бессознательно расценивая своё противоборство с ней как поединок "один на один", в то время как гибнущие элементы Системы расцениваются им как не более чем кулаки противника.
     Во-вторых, и это с наибольшим трудом поддаётся формулировке, элемент Системы для сумбурита - как бы и не совсем человек.
     Тот, кто любит Статис, как бы добровольно отказался от чего-то важного, сковав себя цепями зависимостей в обмен на ощущение безопасности и комфорта. Продав душу Системе.
     Это вовсе не означает, что он "достоин" смерти. Но это означает, что при нападении большого количества "статиков" на одного "сумбурита" у последнего не останется никакого разумного и достойного выхода, кроме как "Kill'em all".
     Жизнь сумбурита ценнее.
     Причём неважно, какой шкалы ценностей мы придерживаемся. Жизнь сумбурита содержит в себе больше возможных перспектив, чем жизнь целого мира, населённого одними статиками.
     По крайней мере, так думает сумбурит.
     Голословные заявления? Может быть, я проецирую на окружающих комплексы своего детства? Послушайте побольше молодёжных песен.
     Это поистине восхитительная наглость, поразительная мегаломания - ставить свою жизнь на одни весы с жизнями множества куда более уравновешенных и законопослушных граждан. В чём её корни? Иногда мне кажется, что как из кокона некоторых живых форм может вылупиться кто угодно, существо выбирает себе облик в последний момент, точно так же и каждый человек рождается с неким внутренним запасом метаморфоз - или чего-то трудно выразимого словами - что временно позволяет ему в мыслях ставить себя на одну доску с силами и организациями, находящимися под контролем куда более старших и мудрых людей.
     Может быть, таинственный "запас метаморфоз" здесь ни причём, равно как и неупомянутая "биоэнергетическая" мистика, а всё дело в самой обыкновенной мании величия?
     Надо признать, что современные образы детства весьма способствуют её развитию. Но куда она исчезает с возрастом?
     Гаснет под натиском реальности.
     Что заставляет человека присоединиться к той или иной системе, перейдя на сторону Статиса? Ответ элементарен: опыт, ум и страх. Человек постепенно начинает замечать, что при действиях в одиночку накапливаются болезненные ушибы, что зависимости так или иначе неизбежны и что многие из них при желании можно обратить себе на благо. И человечество становится ещё на шаг ближе к превращению в муравейник.
     Только в юной наивности Сумбура человек может верить, что его силы сравнимы с силами систем, и что мир можно прогнуть под себя.
     И эти жалкие, бесполезные, зачастую самоубийственные попытки разорвать уплотняющуюся с каждым веком сеть задерживают превращение в муравейник.
     Что мы видим в результате?
     Те, кого принято ассоциировать с Тьмой и расчётливым эгоизмом, в действительности - по плодам своих действий - не кто иные как камикадзе, миллионы мотыльков, с каждым новым поколением сгорающие в свете лампы во имя человечества. Каждый из них пытается эгоистично вылепить свой кулич, наплевав на мнение остальных, и в результате мир - ещё не египетская пирамида.
     Те, кого принято считать мудрыми и ответственными сторонниками Порядка, добра и альтруизма, в действительности просто сумели выбрать себе наиболее эффективный путь. Соорганизоваться с системой и использовать её силы в своих интересах, а свои силы - в её интересах. Принять логичные принципы взаимопомощи.
     То, что казалось Светом нерассуждающей доброты, оказалось плодом холодного интеллектуального расчёта выгод и неудобств.
     То, что казалось Тьмой эгоистичного произвола, оказалось неосознаваемым самопожертвованием ради человечества.
     Преклоните колени перед необъятной мудростью сущего!*
       _________________________
       * Банальность?..
       Естественно, всё вышесказанное - банальность. В последние месяцы у меня возникает ощущение, будто "ракета вышла на новый вираж", отчасти навеянное городскими легендами про цикличность человеческой жизни, якобы повинующейся то ли семилетнему, то ли двенадцатилетнему периоду.
       Таким образом, происходит повторение предшествовавшего.

Косвенное продолжение темы - тут.

психосоцио, сущесмыслие

Previous post Next post
Up