Дмитрий Гутов: «Медведев жутко симпатичный! К нему предъявить претензии у меня не повернется язык!»

Oct 18, 2011 18:01



Встреча президента России Дмитрия Медведева со сторонниками в центре Digital October. Фото - КоммерсантЪ.



Дмитрий Гутов:...Когда встреча закончилась, он сказал: «Ну, может, еще пару вопросов или реплик», - тут мы втроем выкинули руки. Похоже на голосование, но на самом деле я там как первоклассник, наконец выучивший урок.

Екатерина Деготь: ...И что же за вопрос ты задал?

Д. Г.: ...Я внес конкретное предложение ...чтобы всех тех, кто будет в Большом и Малом Правительстве, заставить пройти курс лекций по современному искусству.

Е.Д.: Тебе казалось важным в этой ситуации заступиться именно за современное искусство?

Д. Г:. ...Мне позвонила некая девушка... Типа вас приглашают на встречу с президентом, согласитесь ли вы. Я говорю, да, в принципе, нормально было бы пообщаться, скиньте информацию, кто будет. Получаю список: восемь человек, все деятели культуры. Я думаю: ни хрена себе, в таком узком кругу - о современном искусстве! Ну, я же человек наивный, просто тупой, понимаешь, вообще. Я просто давно не общался с реальным миром. Нас восемь! Он девятый!

Е. Д.: И что же тебя в этом заворожило, скажи мне?

Д. Г.: Президент хочет узнать, что происходит с современным искусством! Из первых рук!

Е. Д.: Ты тут увидел возможность что-то для этого современного искусства сделать?

Д. Г.: Да нет же, у меня просто такое возникло представление: надо же, вдруг человек заинтересовался современным искусством!

Е. Д.: Ну и что? Ты захотел развивать его вкус, что ли? Как Жуковский?

Д. Г.: Ну он же ездит в школы, встречается с учителями. И вот я - один из многих рядовых деятелей современного искусства, я именно так это воспринял.

Е. Д.: ...В начале этого года я получила точно такой же звонок... ...Я безумно испугалась... Я долго думала, пришла к выводу, что это не то же самое, что поехать на Селигер, советовалась с товарищами, которые убедили меня в том, что, может быть, это возможность что-то сделать и кому-то помочь... Потом, правда, меня в итоге не пригласили...

Д. Г.: ...Медведев жутко симпатичный, наверно, он в курсе... А я считаю, что это просто необходимо, чтобы они знали, чтобы это было важно...

Е. Д.: Это главное, что тебя не устраивает в современной России?

Д. Г.: Все остальное - это производное.

Е. Д.: Ты правда так считаешь?

Д.Г.: Человек, для которого культура что-то значит, ведет себя по-другому. Тотально.

Е. Д.: Ну, знаешь, к сожалению, лозунг приоритета культуры во многих своих пониманиях ведет к национализму, например. Очень даже запросто.

Д. Г.: ...А у них просто нет источников информации, я уверен. Я искренне убежден, что, если людям рассказать, ну вот просто рассказать, они сразу узнают, что произошло с человеком, с культурой, и начнут сразу…

Е. Д.: Начнут сразу вести себя лучше, да?

Д. Г.: Абсолютно.

Е. Д.: Ты так правда думаешь?

Е. Д.: Хорошо, допустим, у тебя было бы три минуты, какое бы ты ему произведение показал?

Д. Г.: Нет, три минуты я бы не стал даже, это телевизионный формат.

Е. Д.: О-кей, сколько?

Д. Г.: Час.

Е. Д.: И что бы ты ему показал?

Д. Г.: Ты пойми, люди не знают базовых вещей.

Е. Д.: Что бы ты показал?

Д. Г.: От Дюшана до Осмоловского.

Е. Д.: И ты правда думаешь, что это изменило бы жизнь людей в нашей стране к лучшему?

Д. Г.: В принципе, главное, что они должны понять: есть ценности гораздо бóльшие, чем те, о которых они думают...

Е. Д.: То есть ты просто хотел его от денег отвлечь? Просто-напросто?

Д. Г.: Напомнить, что такое искусство... Им это надо просто вдолбить.

Е. Д.: Ну хорошо, это ценности искусства, а ценности типа социальные? Демократия? Сами, что ли, придут?

Д. Г.: Я не ставлю себе цели лечить кого-то. Я как дурак шел, думал, восемь человек, разговор о современном искусстве. Я посмотрел список: поэт Родионов, широкий диапазон... ...Я вхожу, ко мне подскакивает дама, говорит, вы пришли на встречу сторонников президента Медведева. У меня просто челюсть отвисла. Я уже был готов развернуться и пойти. Но поднял глаза и увидел аудиторию - а это все массмедийные персонажи были, Канделаки эта вот… ну все там, я их по именам не знаю. Люди из ТВ. Вексельберг еще… Короче, действительно сторонники, судя по всему. Я понял, что у меня хорошая антропологическая возможность на них посмотреть в естественной среде обитания. И я не пожалел, что остался. Хоть меня невольно и записали в сторонники.

Е. Д.: Ну и что ты увидел?

Д. Г.: Это было жутко странно. Все было очень неофициально, Медведев без галстука, все одеты тоже довольно непринужденно - хотя я, конечно, вообще выпадал в моей оранжевой футболке. Но в целом была такая атмосфера подчеркнутого демократизма, раскрепощенности - типа, друзья собрались...

Е. Д.: ...Почему вы про наше какое-то там несчастное современное искусство с ним говорили, в то время как есть, с моей точки зрения, проблемы более острые? Или ты так не думаешь?

Д. Г.: ...Он в курсе всего, он просто всем объяснял, что сломать управленческую модель в этой стране невозможно. Он вообще сам мне очень понравился. Держится просто, естественно, демагогия сведена к нулю… нет, не к нулю, но в очень правильной дозе содержится. ...Молодой (он моложе меня), образованный, юрист, ученый, интеллигентный; и искусство, наверно, любит… и ничего не происходит. ...Но в столкновении с российской бюрократией даже Ленин со своими методами потерпел полный крах. Чего же тут ждать? Но Медведев, если я правильно понял смысл речей, так популярно и объяснил: так все устроено, что хрен здесь чего поменяешь...

Е. Д.: А никто его не призвал отказаться от поста премьера и возглавить оппозиционную партию?

Д. Г.: ...Наверно, Медведев что-то действительно хочет изменить, у него на лице это написано. Но он несколько раз сказал, что политика - это искусство возможного. ...Выступать было бессмысленно.

Е. Д.: Ну как бессмысленно?! Ну хотя бы для того, чтоб репутацию свою не уронить! Чтобы не думали, что вы все пришли выразить ему свою поддержку! Хотя б для этого!

Д. Г.: А, ну это да. Но эта мысль мне в принципе в голову не приходила. Ну вот такой он парень, вот его занесло в такое болото, он там бултыхается, как муха, я так это воспринял...

Е. Д.: О-кей, твой диагноз: зачем встреча была устроена?

Д. Г.: ...Надо разных людей, которым Медведев, с его твиттером, более или менее приятен, ...надо бы и их как-то подтянуть.

Е. Д.: Но ты не считаешь при этом, что вас всех использовали.

Д. Г.: Нет, абсолютно нет. Ну, встретился, чего-то сказал. Сторонником себя не считаю. Если бы мы сидели в узком кругу без телекамер, это был бы нормальный разговор. Я бы сказал все, что я думаю, здесь был другой формат.

Е. Д.: Я, кстати, рассуждала ровно наоборот, когда меня приглашали: пойду, только если будет камера и протокол, чтобы сделать заявление и нельзя было выкинуть и слова. Но на этой встрече, в узком кругу, ты говорил бы опять-таки про искусство?

Д. Г.: Чего я буду человеку объяснять насчет коррупции, поведения полиции и т.п., он лучше меня в курсе. Нет такой проблемы, что информация не доходит, «передайте Ильичу». По его репликам у меня было такое впечатление, что он постоянно сидит на сайте Андрея Илларионова. Что, я должен решить, что я что-то знаю, чего он не знает? Единственная такая область - современное искусство. Ну я с тобой как на духу, да?

Е. Д.: Я просто иначе на это смотрю, наверное. Ты смотришь с точки зрения задачи кого-то образовывать и донести знания, а я бы смотрела на такую ситуацию с точки зрения политического действия. Само высказывание есть действие. Перформативное. Я бы, может, попробовала угрожать…

Д. Г.: ...Я не очень понял, зачем люди говорили, кроме того, что хотели выразить свою искреннюю любовь...

Д. Г.: ...Я, когда выступал, ...сказал: «...принуждайте лучше к лекциям по современному искусству». Но в это время тоже раздался такой смех, я даже себя очень неловко почувствовал. Типа «с юморком парень выступает»...

Е. Д.: Прости, а тебе не кажется, что ты воспроизводишь ту же самую модель, только она была у более узкого круга людей? Такие интеллектуалы сталинского времени, имевшие к нему доступ? Которые тоже не решались защищать тех, кого убивают, а только искусство и литературу? Ты не считаешь, что ты в той же матрице?

Д. Г.: Но ты знаешь, что касается его, к нему предъявить претензии у меня не повернется язык.

Публикуется в сокращении, полностью: http://www.openspace.ru/art/events/details/31127/?expand=yes#expand

Левое искусство, Искусство и власть, Дима Гутов, Интервью, Русские левые

Previous post Next post
Up