(no subject)

Nov 29, 2016 23:06

Судя по вялой реакции на прошлый пост не многие поняли всей прелести того текста. А зря. Автор бьет в самое яблочко. Во всяком случае для автосервиса при дилершипах. Принципы организации больших производств примененные к автосервису приводят просто к кошмарным результатам: качество от посредственного до хренового, цены высокие, оплата труда позорная, а рабочий процесс сделан запредельно сложным и нервным. Попытка разбить ремонт на простые стандартные операции и дрессировку соответствующих обезьян для их выполнения - это дохлый номер, так ничего не выйдет. С тем же успехом на простые стандартные операции выполняемые низкоквалифицированным персоналом можно разбить здравоохранение и потом удивляться что же это все болеют и дохнут, ведь мы же все так здорово организовали и прибыль хорошая...

Доля простых и стандартных операций в авторемонте как раз невелика. Это вам не сборка на конвейере где все одинаковые детальки надо прикручивать к одинаковым машинам изо дня в день. Какой-то месяц тренировки, пара тысяч операций повторенных подряд и вот уже безмозглая обезьяна выполняет задачу быстро и без ошибок. А теперь попробуйте организовать для ученика в автосервисе хотя бы пару сотен раз подряд хотя бы замену масла на одной и той же модели. Даже в крупном дилершипе вам вряд ли хватит года для этого. Казалось бы оно не так уж сильно и отличается от одной модели к другой, да вот фиг: это с мозгом оно несложно адаптироваться каждый раз, а без мозга - фиг. Тем более что производители отнюдь не заморачиваются задачей даже эту, наиболее частую операцию, сделать максимально простой.

Вот вам простой примерчик. На Ford F-150 предыдущего поколения под масляным фильтром стоит эдакое пластиковое корытце, задуманное с благородной целью - чтобы при откручивании фильтра проливающееся из него масло не расплескивалось на поперечину рамы, а стекало в корытце и далее через два желобка в подставленную емкость для сбора отработки. Да вот беда - задний желобок быстро забивается всяким шмурдяком и теперь уже масло не сливается, а наоборот скапливается в корытце. И потом еще долго оттуда капает если это корытце каждый раз не снять (три весьма неудобно расположенных и вечно засранных маленьких болтика), почистить, помыть и поставить обратно. Что в итоге происходит? Клиент приходит забирать машину, видит под машиной лужицу масла, реагирует естественным образом ("Вы, козлы, даже масло поменять не можете! Оно уже течет, никогда такого не было!"). Ученик делавший эту замену масла получает пендель от начальства и срывается смотреть что же там течет, вдруг и правда забыл что-то затянуть. При этом только что закрутил от руки сливную пробку на другой машине, но еще не затянул ее ключом. Через полчаса он довольный убедится что на той машине таки ничего не течет, но забудет о незатянутой пробке на этой машине, зальет в нее масло и отправит восвояси. Через три дня пробка открутится и клиент будет удивляться, а чего это вдруг ни с того ни с сего загорелась какая-то странная лампочка в виде чайника и вот уже 15 минут никак не погаснет...

И в общем-то такие мелкие засады в этой работе на каждом шагу, буквально. Даже продолжая тему с заменой масла: сливные пробки все разные, фильтры могут быть похожи внешне, но иметь разную резьбу на фланце, или требовать хитрый ключ для их снятия (на GM-овских V8 фильтр не снимешь и не поставишь иначе как с ключом-чашкой, а поскольку размер и количество граней на разных фильтрах тоже не стандартизовано, то этих чашек надо держать целый набор), некоторые фильтры надо снимать до того как слито масло из поддона, некоторые требуют особой внимательности при установке чтобы не смять уплотнительные кольца или носик дренажного клапана. Да и сам фильтр не каждой машине так сразу и найдешь, иногда даже я смотрю на очередное поделие светя фонариком во все углы и чертыхаюсь "ну куда же эти суки засунули этот сраный фильтр, бля?!". На последнем фордовском 2.7 EcoBoost сделали какое-то особое извращение из-за которого масло в поддон стекает очень медленно (о-о-о-чень медленно!!!) и на тренинге уже пугали историями как в двигло заливали 9 литров масла а на щупе все еще ничего нет... Самого щупа уже может и не быть вовсе, а те что есть могут быть сделаны настолько похабно что никак не поймешь сколько же там масла-то. Иногда щупы стоят неправильные уже с завода, а иногда - после его замены. Щуп может сломаться ибо сделан из говностирола или хреноэтилена который от контакта с горячим маслом становится хрупким или потому что сделан с пластиковой рукояткой, которая торчит туда где делается какой-то другой ремонт и ее ломают. Щуп может и закиснуть в трубке если ухари в сервисе уровень масла не проверяют, а просто вливают сколько там по паспорту в этот двигатель лезет (а то и просто сколько считают нужным)...

Заметьте, я все еще говорю только о замене масла - самой частой сервисной операции (после заправки бензином), которую за 130 лет автомобиля так и не удосужились сделать простой и незатейливой. А этих операций на каждой модели - сотни. И даже в дилершипе надо потратить лет десять чтобы научиться хотя бы основные из них без ошибок и достаточно быстро (скромно замечу что это я не о себе говорю, а о среднем механике, который прямо скажем, интеллектом не блещет, интеллектуалы в механики не идут вовсе или достаточно быстро сваливают, редкие ненормальные одержимые энтузиастуы не в счет). Все эти десять лет он будет делать ошибки отнюдь не на специальных тренировочных экземплярах ;-).

Ах да, если вы еще верите что в дилершипах работают исключительно обученные прямо на заводе супер-мастера своего дела (aka "factory trained technicians") то я цинично ржу над вашей наивностью, так и знайте! Есть там и хорошие мастера, но как правило ввиду своих заслуг и в обмен на решение редких особо сложных косяков и задач они в основном получают те работы, на которых можно делать хорошие деньги без особого напряга. Если ваша работа именно такая - есть шанс что ее будет делать хороший спец. Основной же поток работы делается куда менее квалифицированным и опытным персоналом ремзоны.

Так вот я это все веду к тому что авторемонт это очень и очень непростая работа. Тем кто думает что это "гайки крутить" советую попробовать самому. Периодически ко мне как раз и приезжают такие кто попробовал сам - и больше не хочет. Один мужик тут искал себе б/у двигатель на замену, я ему сказал что у этой данной модели двигателя надо снимать клапанную крышку и проверять состояние подшипников распредвала, я за сотню долларов могу сделать , но это если он его сюда пригонит (занимает где-то от часа до двух). Но машина стояла на свалке и он решил делать сам. Шесть часов он потратил на то чтобы только снять эту крышку... Правда дедушка старенький и посылать его снимать клапанную крышку на свалке поздней осенью было негуманно с моей стороны, но уж очень он занудный и много времени отнимает своими разговорами :-).

Казалось бы, имея перед работниками задачу выполнение столь сложной работы в условиях ограниченного количества ресурсов (всех инструментов и всего оборудования нет никогда ни у кого и нигде, а если даже где оно все и есть, то фиг их найдешь когда надо ;-) ) надо бы создать им наиболее благоприятствующие условия для ее выполнения. А фиг там! Причем чем лучше организация с точки зрения начальства, тем сложнее собственно ремонтировать машины. Из всех мест где я работал проще всего было в деревенском дилершипе Пежо в Ирландии где никто не заморачивался лишними бумажными формальностями. Во всяком случае на меня сильно не давили, может кто в офисе эти все бумажки писал вместо меня, а может и просто забили в силу ирландского раздолбайства и незатейливого отношения к жизни вообще. Чем в более крутой дилершип я переходил далее - тем сложнее становилось работать несмотря на рост квалификации и опыта. На последней работе атмосфера была просто удушающей, ибо если какую-то бумажку не так заполнил, не в том порядке, не так проставил время или оно не совпадает с нормативом (меньше нельзя, но можно больше), не положил каждую гарантийную детальку обратно в ее упаковку, не подписал или не отметил ее в журнале или не дай бог потерял вообще - тебе в лучшем случае не заплатят за ту работу которую ты добросовестно сделал, а в худшем еще и вызовут на ковер и сообщат какой невьебенный урон ты нанес родному предприятию. Мне при увольнении, кстати, это все припомнили и вписали не иначе как систематическое (!) халатное отношение к работе. Поскольку в Канаде есть что-то вроде базы данных наподобие совковой трудовой книжки куда потенциальный работодатель может при желании заглянуть подобная запись в трудовой биографии мне открыла широкую дорогу на вольные хлеба - и никуда иначе :-).

Поработав вот уже скоро год как в своем собственном заведении по своим собственным правилам у меня в голове прямо таки огненными буквами есть лишь один вопрос по поводу менеджмента в дилершипах: "ВЫ ТУТ ЧТО, СОВСЕМ ОХУЕЛИ???". Прошу прощения у нежных душ за экспрессию выражения, но иначе никак не могу сформулировать (ладно, может и могу, но не вечером после целого дня работы). Потому что навставлять такое количество палок в этот пусть трудный, но несомненно интересный и полезный процесс - это надо иметь особое состояние сознания. Удивительно не то что ремонт в дилершипе сплошь и рядом делается плохо и запредельно дорого, удивительно то, что не переводятся черные обезьяны желающие это там делать. Да чего там, мне самому надо было дать хорошего пинка чтобы я таки вылетел из этого круга, посмотрел со стороны и поразился - ведь уже начал привыкать и думать что здесь по другому никак нельзя.

Слава богу, оказалось что можно. А в дилершипах организация такая именно потому что есть обезьяны белые, а есть черные и взаимоотношения между ними именно так и выстраиваются как описано.

P.S. Ха-ха, и это я еще даже не коснулся такого фееричного аспекта как диагностика где вообще все плохо. Это потому что я ею сейчас редко занимаюсь. При моей ценовой планке народ думает что ко мне обращаться с такими вопросами не стоит. Оно хоть и несколько обидно, но сильно не огорчает ибо все равно за нее платить никто не хочет (даже при моих расценках)
Previous post Next post
Up