30 лет для метал-группы - возраст более чем серьёзный. Однако помимо музыкантов, которые постоянно на виду, в жизни коллектива важную роль играют и другие люди, обычно остающиеся за кадром. В преддверии больших юбилейных концертов группы «Ария» я решил пообщаться с пресс-атташе группы Натальей Ступниковой, круг интересов которой не ограничивается только лишь «Арией» и включает в себя, помимо прочего, фотографию и журналистику. О том, как можно успевать всё и сразу, о культуре поведения фэнов в соцсетях и о много другом мы и поговорили.
Наталья, привет. Для начала, не могла бы ты немного рассказать о том, как твоя профессиональная карьера пересеклась с группой «Ария»?
Привет. На самом деле все было банально и просто. В 2010 г. я уже работала пресс-атташе группы MORDOR, и почему-то мне захотелось взять ещё одну группу. Как оказалось, «Ария» была не против получить в команду такого человечка. Нас тогда свела пиар-менеджер СДК МАИ Настя Матюхина. С тех пор я и работаю с «Арией»… Пять лет прошло, однако…
Но ведь с MORDOR, насколько я знаю, ты продолжаешь работать и по сей день, не тяжело ли управляться с делами двух групп одновременно?
Да, правильно. В MORDOR нагрузка поменьше, так что все получается довольно гармонично. Но вот третью команду я уже на данный момент не потяну, хотя предложения такие поступали.
А что ты думала о творчестве главной хэви-метал группы страны до того, как стала в ней работать?
Как, пожалуй, и всем что-то в их творчестве мне нравилось, что-то - нет. Не могу сказать, что я была ярым фанатом группы, но в студенчестве песни «Арии» всегда звучали на вечеринках наших тусовок. Так что на момент начала работы у меня был довольно непредвзятый взгляд на группу... Думаю, это в значительной степени помогло мне в процессе притирки во время работы...
Расскажи немного о том, что означает термин «пресс-атташе», чем именно ты занимаешься в «Арии»?
Если в двух словах - координацией связей между группой и представителями СМИ, что, собственно, и так понятно из термина «пресс-атташе». А если говорить развёрнуто, то это включает в себя множество самых разных вещей. Обработка запросов на интервью, подготовка так называемых пресс-релизов к гастролям или какому-то событию, совместная работа с лейблом и промоутерами над промоушеном и пиаром крупных концертов и релизов, поддержание сетевой активности группы - те же самые социальные сети. И работа эта идёт не только в России, но и за её пределами.
Про твою строгость уже ходят легенды, говорят, что фотографы даже порой боятся идти на концерт «Арии», потому, что там лютует Ступникова. Неужели это и правда так? (смеётся.)
Это, скажем так, довольно непростой вопрос. Ты знаешь, что моя деятельность не ограничена группой «Ария». Я так же, как и ты, журналист и фотограф. Так что я смотрю на ситуацию с двух разных сторон. Но в случае, когда ты работаешь с группой, ты всегда выбираешь то, что будет лучше работать именно для группы.
Так что ответ на твой вопрос - и да, и нет. Да, лютую, потому что в последнее время в фотосреде стала появляться странная тенденция полного отсутствия профессиональной этики. В частности, фотографы, работая в так называемом фотопите, часто забывают, что они там не одни, что за ними стоят ряды фанатов, рядом - их же коллеги, а на сцене - артист. Сколько раз встречается ситуация, когда в попытке сделать лучший кадр фотограф поднимает камеру на руках, мешая этим зрителям и коллегам, или буквально тычет ею в лицо артисту. Из-за этого мы заранее предупреждаем фотографов, что на наших концертах это недопустимо, а нарушители будут удаляться из пита. К счастью, у нас таких прецедентов не было. Фотографы с пониманием относятся к нашей просьбе, что, на мой взгляд, способствует спокойной рабочей атмосфере в фотопите.
Также я всегда просматриваю портфолио фотографов, которые присылают заявки на аккредитацию, чтобы понять, какой уровень материала появится в прессе постфактум, это что касается «лютости». С другой стороны, мы всегда рады видеть на своих концертах талантливых, неординарных и интересных фотографов - Женю Стукалина, Володю Астапковича, Сергея Белякова, Сашу Света, Костю Мошкова. Если фотограф талантлив, если в его работах есть жизнь, то он может получить расширенные возможности для фотосъёмки, что пойдёт на пользу и группе и фотографу.
Виталий Дубинин, «Ария». Фото Н. Ступниковой
Сейчас «Ария» переживает новый виток популярности, доказательством чему служит текущий тур, едва ли не каждый концерт которого проходит с аншлагом. В чём ты видишь причины этого, ведь последняя серьёзная перемена произошла уже почти пять лет назад, когда вокалистом стал Михаил Житняков?
Мне кажется, что публика наконец-то оценила Михаила по достоинству. Надо понимать психологию: любые перемены люди всегда воспринимают с трудом. На момент прихода Михаила в группу, поклонники только-только притёрлись к Артуру Беркуту, а тут снова смена вокалиста. Да ещё и на молодого, мало кому известного парня... Все эти пять лет публика оценивала Михаила и присматривалась к нему. Но достаточно одного посещения концерта, чтобы любой скептик сказал, что текущий состав «Арии» - очень цельный и сильный. А дальше уже работает «сарафанное радио». Те, кто были на концертах, рассказывают друзьям, как всё было круто и здорово, и уже на следующий концерт они берут этих друзей с собой и далее по цепочке… Да, эти изменения стали очевидны только сейчас, но происходить они начали пять лет назад, просто это не так бросалось в глаза.
Ты, я знаю, постоянно мониторишь официальную группу «Арии» ВКонтакте, осаживая особенно зарвавшихся индивидуумов, которые считают, что «интернет = вседозволенность». На твой взгляд, культура общения в сообществе падает всё ниже, или надежда на просвет всё же есть?
Если говорить о сообществе «Арии» ВКонтакте, то когда мы его официализировали, культуры общения не было вообще и некоторые фанаты восприняли в штыки ужесточение модерации. Сейчас, спустя пять лет, поклонники «выросли», научились взвешивать свои слова, думать, о чём и о ком они пишут. Да, бывают эксцессы, но они случаются не так часто и по большому счёту из-за вновь прибывших, тех, кто привык к «демократии» в других группах. Но все быстро адаптируются к нашим требованиям, так что радикальные меры в виде бана чаще всего применяем к троллям и спамерам. Если же говорить о культуре общения вообще в интернете, то она разительно отличается между, например, ВК и Фэйсбуком. Возможно, это из-за возраста аудитории. В ВК сидят в основном подростки, в ФБ же - более зрелая аудитория. И общение, соответственно, идёт уже на другом уровне. Так что ответить на твой вопрос однозначно очень сложно.
В грядущем юбилее «Арии» будет принимать участие известный шведский дирижёр Ульф Вандербрандт, с которым ты достаточно плотно общаешься по вопросам этого шоу («Классическая Ария», 29.11.2015 - прим. авт.). Почему выбор пал на него и что, кроме бешеной популярности у дам, выгодно отличает его от других дирижёров? (смеётся.)
Да уж, бешеная популярность у дам - лучше не скажешь… давно я с таким не встречалась (смеётся.) Ульф уникален. Я впервые увидела его в январе на юбилейном концерте Димы Маликова в Крокус Сити Холле. И всё первое отделение с оркестром я сидела и думала: «Что этот офигенный длинноволосый энергичный металлер делает на концерте у поп-артиста, пусть даже такого хорошего, как Маликов?». Ему надо играть с метал-группами - там его место, там он развернётся на полную катушку. А уж прыгающий дирижер на поп-концерте - это вообще что-то, из ряда вон выходящее. Так что, когда речь зашла о программе «Арии» с симфоническим оркестром, я предложила рассмотреть его кандидатуру. С ним встретился наш промоутер Стас Зализняк и тоже пришёл к выводу, что Ульф отлично впишется в будущее шоу по всем параметрам, а уж после того, как он увидел Ульфа за работой на сцене, думаю, у него отпали все сомнения, если таковые на тот момент ещё оставались. Так что я очень жду именно второго дня Ария-Феста, так как он обещает быть просто незабываемым. Сумасшедшая энергетика Ульфа плюс драйв «Арии» - это будет взрывная смесь, которая вполне способна смести Стадиум Лайв (смеётся.)
Дирижер Ульф Ваденбрандт. Фото Н. Ступниковой
И всё же, если попытаться дать максимально сжатую оценку ситуации, почему же, на твой взгляд, «Ария» до сих пор, по прошествии 30 лет, так популярна?
Я могу ответить по-разному, а уж читатель пусть выберет тот ответ, который ему по душе.
Потому что музыканты «Арии» следуют зову своего сердца, и несмотря ни на какие перипетии и жизненные сложности они продолжали верить в своё дело и выкладываться на все 200 процентов.
Потому что «Ария» - что бы ни говорили скептики и любители указывать на Запад, - это профессионалы. Они точно знают, что хотят получить на выходе, всё делается чётко и слаженно. Группа - как хорошо отлаженный механизм.
Однако не все, привыкшие видеть тебя в роли пресс-атташе «Арии», знают о другой стороне твоей личности, и я говорю о фотографии. Ведь твои снимки используются на официальных ресурсах Megadeth, Kreator, King Diamond и множества других групп. Их можно увидеть на сайте Revolver, на сигнатурной продукции Дэвида Эллефсона, в буклетах к альбомам и ещё много где! Как началось твоё увлечение фотографией, и как ты пришла к работе с группами мирового уровня?
А вот тут всё очень и очень запутанно, и, пожалуй, надо начать с того, что я вообще ни разу не профессиональный фотограф и даже не журналист. По своей профессии я - ветврач-биохимик. Просто сложилось так, что в какой-то момент я решила испытать свои силы в роли журналиста, это было что-то вроде хобби. Тогда, почти 10 лет назад, когда я начинала, я столкнулась с тем, что для оформления репортажей нужны фотографии, и, к сожалению, организаторы мероприятий не всегда могли предоставить аккредитации на двух человек, и не всегда находился фотограф. Пришлось мне обзавестись мыльницей, но всё это было на уровне детского сада. Однако со временем получилось так, что я втянулась. Один из фотографов, с которым мы работали тогда в связке, Костя Мошков, продавал свою фототехнику, и я её купила. Начала снимать уже более осмысленно, но и тогда не думала, что это может быть чем-то большим, чем просто разовая акция: пришёл, что-то поснимал. Перелом, настоящий перелом произошел в 2010 г. Тогда я окончательно «подсела» на эту иглу, стараясь найти что-то своё. Получалось, честно говоря, не очень (да и сейчас я не могу сказать, что снимаю круто). Однако, к моему удивлению, немецкая группа Kreator внезапно вышла со мной на связь и попросила несколько моих фотографий для своей промо-компании. Не считая свои фотографии шедеврами, разумеется, я отдала их группе. И вот с того момента всё изменилось кардинально. Те фотографии Kreator стали настолько популярны, что и спустя пять лет я натыкаюсь на них довольно часто. Один молодой человек - не помню, то ли из Украины, то ли из России - даже набил одну из них в качестве тату. Так появился стимул и цель - развиваться дальше и совершенствоваться именно в концертной фотографии. Потом события закрутились очень быстро. Эллефсон (басист Megadeth - прим. авт.) оформил моей фотографией упаковку для своих сигнатурных струн SIT; Sonata Arctica использовала снимок с московского концерта для рекламы сигнатурной гитары Элиаса Вилъянена; последние два года весь новый мерч и концертные билборды King Diamond идут только с моими фотографиями… Всё это заставляет меня расти и совершенствоваться, так как снижать планку нельзя.
Дэйв Мастейн, Megadeth. Фото Н. Ступниковой на сайте Classic Rock.
Тату на основе фото Н. Ступниковой
А что за история была с участием твоей работы в конкурсе Best Of Russia?
Ну, это совсем «свежачок». В этой выставке участвовала фотография гитариста Акселя Ритта немецкой группы Grave Digger. Он очень артистичен и пластичен на сцене. Я его приметила еще году в 2013, «Диггеры» тогда играли в клубе Moscow Hall. В прошлом году они выступали на фестивале Moscow Metal Meeting, где я была единственным фотографом, который снимал всё их выступление и выступления других иностранных артистов. Эта фотография меня сразу покорила и она была одной из тех, что я отправила на этот конкурс. Я пробовалась туда с 2011 г., но ни разу не попадала даже в полуфинальный отбор. Говорят, что концертную фотографию там не жалуют. В этот раз из всех фотографий, что я отправляла на конкурс, на эту была моя основная ставка, и она сработала, так как снимок сам по себе сильный эмоционально.
Аксель Ритт, Grave Digger. Фото Н. Ступниковой
Но ведь эта фотография не просто поучаствовала в выставке?
На конкурсе Best Of Russia нет призовых мест. Есть победители в различных категориях, и есть призы жюри. Эта фотография стала одним из победителей в своей категории, попала на выставку и вошла в фотоальбом, что для концертной фотографии не типично… Аксель был очень удивлён этим и, кажется, даже немного горд.
Я знаю, что при всём при этом ты не так часто бываешь полностью довольна своими работами и продолжаешь учиться. Где же тот уровень, на котором уже можно успокоиться и отдохнуть?
А его нет, того уровня. Как только ты успокаиваешься и начинаешь отдыхать - всё, ты пропал, закончился как художник. Нет той границы, где можно сказать, что ты достиг всего, что хотел и знаешь всё. Тем более в фотографии, которая динамична, постоянно развивается, меняется.
А почему ты так любишь работать в монохроме?
Я не люблю цвет. На мой взгляд, цвет отвлекает зрителя от того, что ты хочешь ему показать, от той эмоции, зачастую от того надрыва, до которого доходит артист во время концерта. В цвете взгляд скользит по всей картинке целиком, ты видишь фонарики, декорации, вон того мальчика, который поднял свой айфон... В монохроме же рука с айфоном может придать снимку драматичности. Но, надо сказать, далеко не всем артистам и далеко не любой монохром подходит. Нельзя просто взять и перегнать карточку из цвета в монохром и решить, что вот оно. Ты должен снимать «под монохром», то есть картинка в монохроме появляется у тебя еще на концерте, во время съёмки… Я делаю и цветные фотографии, но самые сильные работы - только в монохроме...
Михаэль Вайкат, Helloween. Фото Н. Ступниковой
С какой группой в качестве концертного фотографа тебе было работать наиболее комфортно, и с какой - тяжелее всего?
Знаешь, пожалуй, со всеми, с кем я работала - было легко. Сложности в работе, те или иные, есть всегда, но все они решаемы. Наверное, сложнее всего было, когда в прошлом году я снимала мероприятие под названием Metal All Stars с участием Беладонны, Удо, Кобры Пейдж и других артистов. Снимала я для американской компании, которая, собственно, этот тур и сделала. В силу некоего организационного бардака мне было проще снимать не из фотопита, а из зала. Это сложнее, но результат оказался неплохим. По крайней мере, канадцы Kobra and the Lotus потом пустили фотографии с этого мероприятия в дело, что очень приятно.
Есть ли в твоём портфолио кадр, которым ты по-настоящему гордишься? Не фотография всей жизни, конечно, но снимок, глядя на который, ты понимаешь, что всё не зря?
Сложный вопрос. Знаешь, я понимаю, что всё не зря, когда вижу свои фотографии «в работе», когда группы используют их для своих нужд, фанаты растаскивают на аватарки, рисуют фан-арты, делают аэрографию, тату… Когда фотография начинает жить своей, отдельной от тебя, жизнью, а ты лишь можешь смотреть и удивляться тому, как, чёрт побери, так получилось. Что до кадра, которым я горжусь - пожалуй, такого ещё нет. Есть кадры, которые нравятся больше чем другие, но не более того… В этом году это однозначно фотографии Бобби Блица из Overkill, Майка Терраны, Михаэля Вайката из Helloween, сёркл-пита на шоу Exodus. В прошлом году это был Аксель, ещё раньше - Мик Маркс из Motley Crue.
Майк Террана. Фото Н. Ступниковой
Однако ты снимаешь не только рокеров-металлистов, я знаю, что тебя привлекает и косплей. Расскажи всем, кто считает, что это порода собак (смеётся), об истинной природе явления косплей? И как тебя затянуло в этот мир?
Говоря простым языком, косплей - это перевоплощение людей в известных персонажей аниме, комиксов, фильмов, сериалов. Косплееры чаще всего сами делают свои костюмы, а если образ оригинальный, то придумывают ему историю и обыгрывают её перед публикой. А затянуло меня опять-таки случайно. Компания J-Group сделала в 2013 г. в Парке Горького косплей-фестиваль «Луч» с бесплатным входом, и я решила на него заглянуть. А придя, просто влюбилась в этих ребят, которые умеют делать такие обалденные и мегасложные костюмы, которые умеют подарить окружающим и самим себе кусочек сказки, волшебства. И это, кстати, очень сложная сфера деятельности для такого любителя монохрома и концертов как я. Там важен цвет, там важно уметь владеть ретушью, там важно уметь работать с моделью и светом. Я всему этому только учусь. Для меня косплей - это сказка, своеобразная страна чудес, где ты можешь встретить, кого угодно (улыбается.)
Cosplay Fest. Фото Н. Ступниковой
Сейчас, отвечая на мои вопросы, ты, возможно, впервые оказалась по ту сторону баррикад, ведь ты и сама нередко берёшь интервью у групп, известных на весь мир! Как ты считаешь, что самое главное в работе интервьюера?
Однозначно необходимо любить своего героя, того, с которым ты делаешь интервью. Пусть даже на этот короткий миг. То же самое можно сказать и о фотографии - только если ты чуть-чуть влюбишься в артиста, ты сможешь поймать его душу в объектив и показать её зрителям. В противном случае ты получишь сухие ответы или мёртвые, хоть и качественно сделанные, снимки.
Кто был твоей первой жертвой на ниве интервью?
Сейчас это прозвучит странно - но это был Бари Алибасов. Мне хватило буквально пары минут поговорить с ним во время небольшого мероприятия, чтобы понять, что за маской шута и балагура скрывается очень интересная личность. И я тут же напросилась на интервью.
Да, это и впрямь было неожиданно (смеётся.) А кто из артистов, с которыми ты общалась, был наиболее открыт и дружелюбно настроен на беседу?
Честно говоря, я не так часто беру интервью, можно даже сказать, очень редко. По большому счёту - из-за нехватки времени на расшифровку. Все, с кем я общалась лично, были открыты и дружелюбны - и Алибасов, и Игорь Романов из «Алисы» и Сергей Маврин, и обалденные питерцы Otto Dix, и моя сегодняшняя «любовь» Ульф Ваденбрандт.
А есть ли какая-то разница в интервью при общении с нашими артистами и фирмачами?
Я такого не замечала. Все они - прежде всего люди, а люди не различаются по национальному признаку или чему-то ещё. Разве что язык другой (смеётся.)
Случалось ли такое, что беседа получалась настолько комфортной, что интервью занимало гораздо больше времени, чем было запланировано изначально?
Да. Моя напарница однажды разговаривала с Кингом Даймондом три часа. Но мне удалось побить её рекорд, моё недавно вышедшее интервью с Ульфом продолжалось пять часов, и этот потрясающий человек с честью выдержал сие испытание (улыбается.)
Вот это да, гвозди бы из таких людей делать! (смеётся.) Однако добавим капельку дёгтя, объединяя в одну тему «Арию» и журналистику, хочу потоптаться по твоей любимой мозоли (смеётся.) После недавно состоявшейся пресс-конференции «Арии» с участием бывших участников группы даже вполне серьёзные СМИ выдали совершенно бессовестные статьи, в которых переврали все факты. Чем это объяснить?
Желанием получить наиболее громкий информационный повод для привлечения читателей. Журналисты ТАСС услышали заманчивую фразу, сказанную вскользь, и поняли, что из этого можно сделать хороший заголовок, который привлечёт аудиторию. Но, надо отметить, что они написали довольно обтекаемо, опустив некоторые детали, так, что публика легко додумала всё остальное. Но заголовок, даже с приставкой «может» сработал, и все другие СМИ радостно побежали перепечатывать эту информацию, включив уже свою собственную фантазию и убрав это самое «может». Помнишь, в детстве мы играли в игру под названием «испорченный телефон»? Так вот в этом случае сработал тот же принцип, что и в той детской игре. А так как некоторые сотрудники медиа в погоне за скоростью ленятся немного промониторить интернет и даже просто зайти в Википедию, то на выходе мы и получаем совершенно фантастические публикации, над которыми можно только посмеяться. Вот мы говорили о Бари Алибасове, и, пожалуй, я повторю его слова, сказанные 8 лет назад: «Не только жёлтая пресса, но и телеканалы в погоне за рейтингами не щадят ни близких, ни родственников звёзд, попавших в беду. Желчно смакуют самые глупые, самые пакостные домыслы. Таковы принципы российских средств массовой информации, которые давно прекратили быть источником информации, а стали источником доходного рекламного бизнеса и массового зомбирования.»
Мне кажется, лучше не скажешь.
Да уж, после такого нужна доза позитива. Говорят, что к хорошей музыке надо приучаться с детства. Однако ты, я знаю, следуешь этому правилу с особым старанием. Неужели то, что ты водила своего сына на концерт Megadeth в возрасте одного годика, правда?
Ну, всё-таки давай определимся с тем, что не я следую этому правилу, а просто так сошлись звёзды. Если говорить о приучении к хорошей музыке, то, пожалуй, это началось ещё до его рождения. Я ходила на концерты до самого последнего… Это были и Immortal, и Blind Guardian, и Otto Dix, и Cradle Of Filth. И я не видела причин прекращать работу на концертах после того, как малыш появился на свет. Так что первый «выход в свет» у нас случился на концерт MORDOR в три месяца. Потом были Тарья Турунен и, да, Megadeth в 2012-м. Беруши отлично решали вопрос с излишним шумом. Ребёнок либо с интересом оглядывался по сторонам, либо мирно спал в слинге. Но, боюсь, это он будет знать только по рассказам, вряд ли он сам что-то помнит. А вот осознанный выход на концерт у него состоялся в этом году - на Overkill. Надо сказать, что ребёнок остался в полном восторге и потом ещё несколько дней говорил, что хочет опять на «дядю Блица». Вообще пока он больше котирует трэш-метал. Где-то в возрасте 6 месяцев обнаружилось, что если ему поставить видеоконцертник Kreator, то можно получить 1,5 часа свободного времени. Ребёнок залипал похлеще, чем на мульты. Опытным путём было выявлено, что концертники других групп, более лёгких, не вызывали у него такого эффекта «залипания». Blind Guardian, Avantasia, «Ария» - его хватало минут на 30, после чего видео можно было выключать. Так что к «дяде Милле» малыш испытывает нежные чувства и по сей день, и он даже попал в оформление коллекционного издания Kreator «Dying Alive». Но это уже другая история. Однако посмотрим, что будет дальше, вкусы-то с годами меняются…
Подготовка к следующему концерту :-) Фото Н. Ступниковой
Уникальная история (улыбается.) Ну и в завершение не могу не спросить у тебя, как у человека, непосредственно связанного с пиаром: что в современных реалиях делать молодым (и не очень) метал-группам, которые умеют играть, пишут достойный материал, но никак не могут добиться серьёзного признания?
Для начала надо понять, о чём именно идёт речь. Если ты говоришь о группе из России, то ей надо искать пути общения с публикой в интернете. К сожалению, у нас нет рекорд-лейбла уровня Nuclear Blast, который возьмёт под крыло новичка и даст ему путёвку в жизнь. Нет развитой индустрии, позволяющей новичку выступить на крупном фестивале, чтобы о нем заговорили. Прежние медиа-ходы тоже уже не работают, разве что группа настолько самобытна и талантлива, что её смогут заметить в СМИ. Кроме того, группа должна понимать, что для того, чтобы добиться успеха, надо пахать как папа Карло и даже больше, ввязываться в любые авантюры, которые могут помочь в раскрутке. Надо постоянно расти над собой, а не считать себя крутым артистом, которого почему-то никто не признаёт. В этом аспекте очень показательна история питерской группы Otto Dix, которую я безмерно уважаю. Благодаря своей титанической работе они сумели стать группой номер один на российской тёмной сцене. Смогли вырваться из круга похожих команд, стать настоящими звёздами. Хотите стать звёздами - работайте, а не рассуждайте о том, что вас не крутят на радио. Ищите свои ходы, свои пути достучаться до своего зрителя… совершенствуйтесь, тогда всё возможно… Никакой пиарщик, пусть даже самый гениальный, не сможет сделать из группы звезду, если группа уже считает себя звездой и ничего при этом не делает.