Концепция велопарковки в ВГУ, кто хотел почитать?

Aug 15, 2013 12:29

Своего рода ведение:
В современном мире уже давно существует, а в России уже начал формироваться общественный запрос на улучшение транспортной и экологической ситуации в крупных городах, тем более что эти сферы неразрывно связаны между собой. Так, современные исследования доказывают, что даже в городах с крупными производствами значительную, а порой и большую часть вредных веществ выбрасывают на городские улицы не промышленные предприятия, а огромное количество личного автотранспорта на улицах города. Автомобиль создает звуковое загрязнение, занимает огромную по меркам современных городов долю общественного пространства и, кроме того, зачастую не исполняет свои функции, простаивая в пробках или на парковке. В целом, автомобиль, как средство передвижения одного человека из пункта А в пункт Б в пределах сферы деятельности общественного транспорта считается недопустимой роскошью и подвергается дискриминации с целью высвобождения городского пространства для людей и лишь в нашей стране до сих пор поощряется, в то время как велосипед, наряду с общественным транспортом является наилучшей альтернативой автомобилю для активных, здоровых и заботящихся о своем городе людей, коими, без сомнения, являются студенты и сотрудники Воронежского государственного университета.
В этом смысле ВГУ давно стоило озаботиться развитием велодвижения в Воронеже и, в частности, обустройством собственной крупной велопарковки в силу нескольких причин:

1. Большинство корпусов ВГУ, и особенно самые массовые - главный корпус, корпус юрфака, филфака и Красный корпус - расположены в центре Воронежа и уже сегодня студенты и сотрудники испытывают острый дефицит парковочных мест на территории университета;

2. Воронежский государственный университет позиционирует себя как ведущий инновационный вуз региона, нацеленный на звание Центрально-Европейского федерального университета, что требует соответствия не только в уровне научных и педагогических достижений коллектива, но и развития в вузе поистине европейской культуры и инфраструктуры, на сегодняшний день немыслимой без велосипеда как одного из основных видов транспорта как студентов, так и преподавателей вуза.

3. Развитие велоинфраструктуры, при относительно небольшом уровне материальных затрат способно принести значительные имиджевые и медийные выгоды, показать прогрессивность мышления руководства вуза и его лояльность к любым участникам дорожного движения, а также может оказаться конкурентным преимуществом по сравнению с другими вузами как в глазах абитуриентов, так и соискателей преподавательских должностей.


Три основных принципа, соблюдение которых необходимо для корпоративной (вузовской) парковки:
- Массовость
- Безопасность
а) защита от погодных условий
б) защита от порчи/воровства
- Удобство использования

1. Массовость

Высшее учебное заведение - это место скопления большого количества молодых и активных людей, готовых пересесть на велосипед при появлении соответствующей инфраструктуры.
При этом инфраструктура включает велодорожки, прокат велосипедов и велопарковки. Если прокат и велодорожки - это прерогатива администрации города, то парковки - это как раз то, чем следует озаботиться каждой организации, а особенно вузе, самостоятельно.
В нашем случае нас интересует обустройство долговременной (т.н. дневной) парковки - предназначенной для ежедневной стоянки велосипедов студентов и сотрудников ВГУ от 2 до 12 часов. Таким образом, нам нужна большая практичная парковка, рассчитанная на значительное количество мест.
В странах мира количество необходимых мест на велопарковке рассчитывается по формуле 0,8-0,4 * количество студентов + 0,4 * количество преподавателей.
Даже по самым скромным расчетам для ВГУ с его огромным количеством студентов получается весьма значительная цифра, на сегодняшний день не соответствующая реальному запросу велосипедистов и доступным для решения проблемы площадям. Поэтому в нашей концепции предлагается пока ограничиться парковкой на 100 велосипедов (50 парковочных стоек, рассчитанных на 2 велосипеда в положении «валетом» каждая, что позволит разместить их все на площади 200 м2 (40*5м) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)





2. Безопасность

Это, пожалуй, самый важный пункт данной концепции. Нами он подразделяется на два подпункта: 1. защита от погодных условий; 2. защита от кражи/порчи.

1. Погода. Велосипед, при грамотном подходе к технике безопасности и выбору экипировки и аксессуаров в современных условиях - транспорт всесезонный. Поэтому долговременная (дневная) парковка должна защищать велосипед и его хозяина от любых неблагоприятных погодных проявлений, будь то прямые солнечные лучи, проливной дождь или даже снег. Именно поэтому парковка должна быть обязательно крытой. Желательно также защитить парковку по бокам от ветра и задувания дождя и снега, но это уже менее критично.

2. Кража - это основная проблема стационарных (дневных) парковок, на которых велосипеды оставляются ежедневно на долгое время, что позволяет ворам присмотреть себе объект подороже, спланировать свои действия и быть уверенными в долгом отсутствии хозяина, а также легко затеряться среди большого количества велосипедов и велосипедистов на парковке.
Нами предложено несколько достаточно эффективных мер для решения этой проблемы. Данная концепция подразумевает, что велопарковка будет крытой и огороженной забором по всему своему периметру, со сквозным проходом и разделёнными входом и выходом. Кроме того, парковка должна быть обеспечена как системами видеоконтроля, так и возможностью визуального контроля сотрудниками охраны.
Вход на парковку должен осуществляться с одной стороны (в нашем случае - это со стороны «аквариума») через систему турникетов по предъявлению карты студента или сотрудника ВГУ. Выход через это направление должен быть запрещен, а в идеале - ограничен технически.

Выезд с парковки должен располагаться с другой её стороны (в предложенном варианте - на автомобильную парковку в сторону КПП), а покинуть территорию Университета велосипедист может только через ворота охраны. При этом у охраны должны быть полномочия остановить и проверить принадлежность велосипеда выезжающему на нём человеку. Для этого у охранника под рукой должна храниться специализированная картотека постоянных велосипедистов ВГУ.
Данная картотека должна формироваться на основании письменного заявления студента или сотрудника о желании пользоваться парковкой и согласии с правилами пользования оной, которые, в частности, должны включать обязанность студента или сотрудника предоставить информацию о себе и своём велосипеде на листе формата А4 со следующими пунктами:
ФИО, год рождения, факультет/кафедра и фото заявителя, а также марку, цвет, VIN-код рамы и фото велосипеда, а также, при желании или необходимости, иные признаки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Кроме того, заявитель должен быть обязан поддерживать актуальность поданных сведений о себе и велосипеде и при смене велосипеда своевременно об этом уведомить охрану.
Таким образом, у охранника на КПП при возникновении подозрений будет очень простая возможность проверить факт принадлежности данного велосипеда конкретному выезжающему на нём с территории Университета лицу. По нашему мнению, при таком подходе вероятность кражи велосипеда должна быть сведена к нулю.
Что касается порчи имущества или кражи непосредственно отдельных запчастей с оставленных на парковке велосипедов то возможность таких действий должна быть пресечена с помощью расположенной внутри парковки видеокамерой с выводом информации на один из мониторов охраны. В случае факта кражи расследование будет облегчено как записями с камер, так и ограниченным количеством подозреваемых, прошедших на территорию парковки с помощью электронной карты студента/сотрудника ВГУ.



3. Удобство использования

Удобство использования включает в себя как удобство при пользовании велопарковкой, так и чувство комфорта при поездке на велосипеде и отсутствие связанных с этим сложностей.

Существующая схема парковки (см. приложение 1) должна обеспечить достаточные возможности разместить свой велосипед на парковку, одностороннее движение в пределах парковки позволяет не толпиться в попытках разминуться со встречным велосипедистом, что должно способствовать ясности, простоте и быстроте парковки велосипеда.

Немаловажным фактором в комфортности поездки на учёбу/работу на велосипеде остаётся возможность привести себя в порядок после физической нагрузки. Для этих целей в самом Университете должны быть предусмотрены раздевалки, душевые кабины и личные шкафчики для сменных вещей.
Традиционно предполагается наличие 1 душа на каждые 5 мест парковки, 1 раздевалки на каждый душ и 1 шкафчика на каждые два места парковки.
Опыт велосипедиста подсказывает, что принимать полноценный душ зачастую бывает не так уж необходимо, быстрее и проще умыться «по пояс» и насухо обтереться полотенцем, а затем, в идеале, переодеться в сменную сухую одежду. Поэтому, в условиях ВГУ было бы целесообразно ограничиться двумя специализированными комнатами - женской и мужской, каждая из которых включала бы: душ, туалет, несколько умывальников, общую раздевалку со шкафчиками, сушилкой для рук/волос и кофейным автоматом.
При этом непосредственно аренду шкафчиков можно было бы даже сделать платной, однако по минимальной цене, с целью не столько заработать, сколько частично окупить расходы. Все остальные услуги - пользование парковкой, раздевалкой, душем, умывальниками и сушилками - должно быть для студентов и сотрудников ВГУ бесплатными.

Итоги:

Собственно, так выглядела концепция, когда я дописал её вчера в два часа ночи и на предмет которой я вместе с Игорем Титовым (один из руководителей движения ВелоВоронеж) в 10 утра сегодня встречался и общался с ректором ВГУ Д.А. Ендовицким, проректором по социальной работе О.В. Гришаевым и начальником управления по хозяйственной работе А.В. Поповым.

По итогам беседы в целом концепция была одобрена и принято принципиальное решение - парковку делать, причем в срок до 1 сентября.
В дальнейшем, после выхода "в поле" уже непосредственно с комендантом корпуса, тем же А.В. Поповым и начальником службы безопасности А.В. Логуновым было решено внести некоторые изменения, в целях обеспечения правил пожарной безопасности и облегчения работы охраны, однако принципиальные моменты, вроде, удалось отстоять.
Во первых, её перенесли на левую сторону от входа (т.е на рисунка выше она справа, а теперь будет зеркально относительно входа, этому есть свои причины). К сожалению, парковка пока планируется не крытой, однако с возможностью её сделать таковой, и пока в один ряд (т.е. на 40-50 мест), но, опять же, с возможностью увеличения этого количества по мере её заполнения желающими.
Главное, что удалось отстоять - это вход по электронным пропускам (будет калитка с электрозамком и доводчиком) и наличие постоянного видеонаблюдения за территорией. Выезд тоже планируется пока через ворота с охраной (правда, для этого потребуется "пробить" еще одну штатную единицу в охране, но мы этим будем заниматься, это всё-таки принципиальный момент, как и необходимость регистрации и предоставления своеобразной карты-паспорта велосипедиста с данными о хозяине и ТС для охраны).
Пока такие дела. В целом, опыт очень положительный - обсудили ёмко, кратко и всё по делу. Если сейчас всё получится с главным корпусом, в планах руководства распространение велопарковок на все корпуса и общежития. Так что теперь только вперед!

p.s. Ендовицкий с Гришаевым обещали приехать на открытие велопарковки на велосипедах и привести с собой одного из кандидатов в мэры, и тоже на велосипеде :)
Так что в вопросах велоинфраструктуры в Воронеже всё только начинается.

И да, очень важный момент, своего рода reference: концепция писалась мной не без помощи замечательного пособия липецких энтузиастов, создавших целое руководство по размещению велопарковок всех видов как для магазинов и фирм, так и крупных организаций. Советую почитать, лежит у меня в дропбоксе и доступно по ссылке: https://www.dropbox.com/s/qjp9mb3hfgxlaue/Veloparkovka_Rukovodstvo_po_razmescheniyu.pdf

пиар, мой воронеж, ура!, за отчетный период, будем жить! (с), рекламко, мои байки, ВГУ, алярм!

Previous post Next post
Up