Въ вѣкъ, когда средства массовой информацiи публикуютъ безконечное количество глупостей, культурный человѣкъ опредѣляется не тѣмъ, что онъ знаетъ, а тѣмъ, что игнорируетъ. (Nicolás Gómez Dávila)
Любая "борьба за правое дѣло" чревата фанатическимъ ослѣпленiемъ. Особенно когда проходитъ подъ неумѣренныя восхваленiя со стороны "своихъ". А псевдопророческое упоенiе обличительствомъ (какiе они всѣ гады! нѣтъ, ну какiе же они всѣ гады!) - это поглощающая страсть, хорошо извѣстная мнѣ по христiанской средѣ. И по нехристiанской тоже. Чѣмъ подлѣе гады, тѣмъ возвышеннѣе и прекраснѣе я - борецъ съ гадами. Страсть, когда обличителю уже начинает хотѣться, чтобы обличаемые оказались гадами, когда онъ склоненъ игнорировать всѣ свидѣльства того, что, можетъ, они не такiе и гады. (
sergeyhudiev)
Монополiю на просвѣщенiе (въ Перестройку) захватили персонажи, во-первыхъ, крайне безотвѣтственные, а во-вторыхъ, совершенно не склонные къ рефлексiи. Въ итогѣ одна одiозная идеологiя оказалась замѣнена другой - отличающейся отъ первой, главнымъ образомъ, знáкомъ, а также (что болѣе существенно) отсутствiемъ государственной монополiи - по крайней мѣрѣ, въ ея радикальной совѣтской формѣ. При этомъ если негативъ былъ ея носителям предѣльно ясенъ, то въ качествѣ позитива они предложили, простите, фекалiи (я имею въ виду идеи "благодетельной руки рынка", борьбы за существованiе как естественнаго и правильнаго состоянiя человѣка, клинической русофобiи въ духѣ Я.Г.Кротова, А.И.Стрѣлянаго и прочихъ, имя же имъ легiонъ, и т. п.) Послѣднее обстоятельство привело къ тому, что эта идеологiя во всѣхъ своихъ немногочисленныхъ разновидностяхъ стремительно утратила всякое моральное преимущество и имѣвшiйся еще въ началѣ 90-хъ кредитъ довѣрiя.
Тѣ, кто пришелъ на смѣну "демократамъ", отчасти сознательно, отчасти инстинктивно отталкивались ото всякой идеологiи вообще - кромѣ того единственнаго, на чемъ зиждется цѣнностный консенсусъ: голаго патрiотизма. Как и почти все голое (за вычетомъ античной скульптуры), онъ самъ по себѣ малоэстетиченъ и примитивенъ. Это наименьшiй общiй знаменатель, и то, что у отставныхъ златоустовъ онъ вызываетъ не спокойное признанiе (какъ любой базовый принципъ), а скрежетъ зубовный, выдаетъ подоплеку ихъ умозаключенiй: они не любятъ свою страну. Имъ крайне удобно дѣлать видъ, будто их гнѣвъ направленъ на "реваншистовъ", "сталинистовъ", "фашистовъ", "коммунистовъ" - любому безпристрастному наблюдателю ясно, что самая одiозная фигура нашего времени не относится ни къ одной изъ этихъ категорiй - но въ самомъ выборѣ аргументовъ видны ослиныя уши. Хуже всего то, что ихъ антиподы отличаются отъ нихъ - опять, въ который уже разъ! - лишь знáком: если условный "демократъ" любитъ что угодно, кромѣ Россiи, то условный "ура-патрiотъ" ничего, кромѣ Россiи (на самомъ дѣлѣ даже не ее, а себя въ роли ея паладина) не любитъ. Юморъ (черный-пречерный) ситуацiи въ томъ, что "крошку Цахеса", онъ же Путлеръ, онъ же Путинзонъ ненавидят обѣ партiи. На этомъ дивномъ фонѣ я предпочитаю золотую середину, даже пошловатую. (
buyaner)