Пановъ - 3

Nov 21, 2006 10:33

М.В.Пановъ, Лекціи по поэтикѣ

Комментарій къ предыдущимъ лекціямъ:

Я, кажется, возстановилъ логику въ тѣхъ двухъ фрагментахъ, которые помѣтилъ какъ неясные.
1) "Сюжетъ - образъ дѣйствія. Персонажъ - образъ лица" - имѣется въ виду противопоставленіе: Сюжетъ - "стопный размѣръ" - динамика vs Персонажъ - "тактовикъ" - статика, ср. выше: Сюжетъ подобенъ стопному размѣру. и ниже: Тактовикъ типологически сходенъ съ характеристикой персонажа. Для сюжета важно разнообразіе, для персонажа - стабильность. Т.е. для ясности фразы надо было бы переставить.

2) Психологическое измѣненіе лирическаго героя доведено до предѣла. У Пушкина - слабѣе выражено. Предлагаю конъектуру "измѣренiе". Рѣчь опять о томъ же: ритмъ у Баратынскаго болѣе однообразенъ, - въ немъ больше "тактовика", а онъ "ведетъ разработку" персонажа, а не сюжета.

Послѣ Баратынскаго въ записяхъ провалъ. Возобновляются онѣ только въ слѣдующемъ году. Что было въ промежуткѣ, я не знаю.

АНДРЕЙ БѢЛЫЙ

Октября 13, 1984

"Андрей Бѣлый - изъ тѣхъ писателей, которые слишкомъ много ищутъ и слишкомъ мало находятъ" (Горькій) - штампъ, которымъ всѣ пользуются, говоря объ А.Б. Но высказываніе Горькаго вызвано понятнымъ желаніемъ отгородиться отъ чужого художественнаго міра и отстоять свой собственный.

Андрей Бѣлый поражалъ всѣхъ какъ человѣкъ. Окончилъ естественный факультетъ М.У. => раціонализмъ художественнаго міра (вліяніе отца-математика). Наряду съ этимъ - эмоціональная ранимость и воспріимчивость.
Міръ предстаетъ въ трагическомъ ореолѣ: "Роль юродиваго, декадента, шута гороховаго послана мнѣ свыше".

Сvмволизмъ, доведенный до края, переходитъ въ другія поэтическія теченія. Изъ одной системы вырастаетъ другая, противоположная.
Отношеніе къ матеріалу у Андрея Бѣлаго вездѣ одно: берется стандартная организація текста, давно извѣстная русской поэзіи, въ ней что-то мѣняется - она становится и узнаваемой, и неузнаваемой. Напримѣръ, въ заурядномъ амфибрахіи измѣняется длина строки и ея соотношеніе съ синтаксисомъ, что даетъ уродливую ритмику, издѣвающуюся надъ изображаемыми персонажами.
NB: Ритмъ у Андрея Бѣлаго несетъ бОльшую семантическую нагрузку, чѣмъ у другихъ поэтовъ.

У сvмволистовъ звуковой ярусъ по своему предназначенію идентиченъ словесному. Найдена звуковая организація текста, допускающая многообразіе поэтическихъ толкованій. Словесный ярусъ точно такъ же предназначенъ порождать многообразіе семантическихъ толкованій. Но словесный ярусъ читатель долженъ домыслить самъ, а звуковой данъ въ текстѣ. А у Бѣлаго - полный изоморфизмъ двухъ ярусовъ, въ то время какъ при указанной сvмволистской установкѣ это необязательно. (Я опять не понимаю…)

У Андрея Бѣлаго сквозь экспериментъ просвѣчиваетъ традиція. Оріентація одновременно на традицію и на взрывъ ее.

Ямбъ Бѣлаго узнается по необыкновенной энергичности и разнообразію движенія.
Каждый поэтъ имѣетъ свои пристрастія къ опредѣленнымъ ритмическимъ формамъ ямба. Дальше, по-видимому, было про ямбъ Баратынскаго - съ сильной 2-й стопой. Бѣлый продолжаетъ эту традицію, но дѣлаетъ шагъ въ сторону: въ нѣкоторыхъ стихахъ "Урны" 4-й и 8-й слоги непремѣнно ударные. Ямбъ такимъ образомъ лишается подвижности. Застывшая маска отчаянія. Потеря контакта съ міромъ. Ср. повторяющiяся системы Баратынскаго, которому посвящена "Урна".

"Пепелъ" посвященъ Некрасову. "Изъ окна вагона": одна строка глядится въ другую, какъ въ зеркало. Необыкновенная повторность. Чисто сvмволистское построеніе: размноженіе и преображеніе (каждая строка переосмысляетъ предыдущую). Это не дактиль Некрасова (по-видимому, шло сравненіе этого стихотворенія Бѣлаго съ "Желѣзной дорогой"). Отличіе достигается перебивами интонаціи => призрачная, кажущаяся картина міра.

Мандельштамъ отмѣчалъ у Андрея Бѣлаго "пластику стиха". Напряженность артикуляціи. Хорей изъ-за этой артикуляціонной напряженности звучитъ необычно. Шкловскiй: "Танецъ органовъ рѣчи".
Бѣлый запомнился какъ человѣкъ танцующій. Это замѣтно и въ стихахъ. Эта черта близка устремленіямъ футуристовъ: въ стихъ вбирается реальное движеніе. Стихи, описывающіе менуэтъ, изображаютъ па какъ они суть.
Неистовство попа и дьякона въ танцѣ ("Веселье на Руси") - знакъ гибели Россіи. Напряженная игра смысломъ - опять какъ у футуристовъ. Сама фактура стиха напоминаетъ о нихъ.

По такому же принципу построена и проза Бѣлаго: пронизана стихотворнымъ ритмомъ, но просвѣчиваетъ проза.

Новыя редакціи старыхъ стиховъ - совершенно другіе стихи. Трудно понять, что ихъ сближаетъ съ "оригиналами". Опять: сквозь одно просвѣчиваетъ другое. Метауровень: сквозь А.Б. просвѣчиваетъ А.Б., какъ ранѣе сквозь А.Б. просвѣчивали Некрасовъ, Баратынскiй etc. Самоцѣнность искусства какъ процесса, не застывающаго въ результатъ.

Принципъ футуризма - сдвигъ. Модель сvмволистскаго стихотворенія - "Ангелъ благого молчанія" Сологуба, футуристическаго - "Ничего не понимаютъ" Маяковскаго.
У Бѣлаго - футуристическій принципъ: въ ямбъ "вдвинуто" свойство, ему несвойственное. Его стихи такъ же эпатировали публику, какъ потомъ футуристическіе. "Бѣлый полюбилъ совмѣстность несовмѣстнаго… м.б., зло въ добрѣ и добро въ злѣ" (Ходасевичъ).

Для Бѣлаго все было знакъ и сѵмволъ => не надо отбирать спеціальную многозначную лексику для стиха, почти все сvмволично.

Далѣе - рисунокъ: три полоски, подписанныя "Сологубъ", "Блокъ" и "Бѣлый". Каждая полоска дѣлится на бѣлую часть и заштрихованную. Заштрихованная подписана "бытовая лексика". У Сологуба ее совсѣмъ немного, у Блока - половина, у Бѣлаго незаштрихованнымъ остался маленькій кусочекъ, подписанный "ключевыя сvмволическія слова".

"Маскарадъ" - мотивъ гибели міра. Но въ основѣ - бытовая картина бала. Бытъ - то, что минуетъ, что обречено уничтоженію. Онъ враждебенъ человѣку, его надо преодолѣть. => Его изображеніе у Бѣлаго пронизано сарказмомъ - но и любованіемъ. Сvмволичность часто дается не обиліемъ сvмволически-многозначныхъ словъ, но - глубиной переживанія.
Такимъ образомъ, лексика тоже блика футуризму.

Отъ традиціи Баратынскаго - въ основномъ звуковой ярусъ стиха Бѣлаго, отъ традиціи Некрасова - въ основномъ семантическій ярусъ. Отъ Некрасова его отличаетъ отсутствіе причинъ, мотивировокъ: это сразу создаетъ сvмволичность.
По сравненію съ обычнымъ зрѣніемъ взглядъ Бѣлаго замѣчаетъ очень много, и каждая реалія становится сѵмволомъ. (Полагаю, что рѣчь идетъ о мемуарахъ) Въ одномъ и томъ же человѣкѣ изображено нѣсколько - это же характерно для лирики Бѣлаго.

extraits, critique

Previous post Next post
Up