Аэрокосмический музей в Сан Диего.

Nov 07, 2014 23:39

В Америке существует множество различных авиационных музеев, они принадлежат разным организациям, фондам, частным лицам. В зависимости от их возможностей (прежде всего финансовых) формируются и коллекции этих музеев. Существуют музеи авиационных икон и сокровищ, такой как Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне, ведомственные музеи, к примеру такие, как музей ВВС в Дейтоне или музей авиации флота в Пенсаколе, крупные частные коллекции, как к примеру музей Кермита Уикса во Флориде, множество мелких музеев и музейчиков, созданных подчас группой энтузиастов на базе одного двух исторических самолётов разной степени сохранности. Соответственно и принципы формирования данных коллекций выглядят примерно так - создание коллекции национального авиационного достояния, коллекция всего, что летало в ВВС или на флоте, личные авиационные пристрастия коллекционера-частника, то, что Бог послал, плюс самолёты друзей выставленные в экспозиции. На этом фоне довольно интересно и показательно выглядит коллекция летательных аппаратов, выставленных в аэрокосмическом музее города Сан Диего, Калифорния. Поддерживаемый в основном муниципальными или околомуниципальными фондами, музей уже по определению обязан выполнять культурно-просветительские и общегородские образовательные функции, то есть его коллекция должна довольно полно представлять авиационную историю США, историю становления и развития американской авиации, её связь с жизнью страны и города. А как сделать это, когда единичные экземпляры исторических самолётов уже давно стоят в Вашингтоне, а другие экземпляры требуют либо кропотливого или долгого восстановления или огромных денег на приобретение. Тогда на помощь приходят заново построенные самолёты, то, что в английском языке обозначается словом replica.



Convair F2Y-1 Sea Dart, бортовой 135763 - 3-й построенный (и летавший) экземпляр. Более подробно об истребителе Sea Dart можно почитать в журнале у Игоря.



1. Со дня своего открытия в 1963 году музей поменял три помещения и теперь он находится в центре города в зелёном месте под названием Balboa Park. Рядом расположен автомобильный музей, музыкальный театр Старлайт, муниципальная гимназия. В парке Balboa также находится городской зоопарк и множество других социальных и культурных объектов.
Вход в музей охраняют установленные на постаменты самолёты - экспериментальный поплавковый сверхзвуковой истребитель Convair F2Y-1 Sea Dart и сверхзвуковой самолёт-разведчик Lockheed A-12, предшественник знаменитого SR-71, построенный по заказу ЦРУ в начале 60-х годов.


2. Lockheed A-12, #60-6933, выполнил 217 полетов суммарным налетом 406 ч 20 мин.


3. Предыдущее здание музея (Electrical Building), куда музей въехал в 1965 году, было уничтожено пожаром (поджог) в феврале 1978 года. Было полностью ничтожено несколько самолётов, общий ущерб оценивался в 4 млн. долларов (в ценах того времени).
Здание Ford Building, в котором музей находится сейчас, было построено в 1936 году архитектором Walter Dorwin Teague как выставочный центр, в модном тогда стиле модерн и должно было в плане напоминать логотип автомобиля Ford V8, т.е. здание в плане образовывалось двумя круглыми формами в виде цифры 8. Интересно, что в годы войны Ford Building использовался как тренировочный центр для подготовки авиационных техников, сварщиков и ремонтников. У компании Convair существовали планы по размещению в здании производства бомбардировщиков В-24, но здание оказалось маловато для такой крупной машины. Музей открылся здесь 28 июня 1980 года.
Фото Phil Konstantin.


4. Специально нашёл у себя в коллекции логотип V8:


5. Калифорнийцы известны своим трепетным отношением к окружающей среде. Нигде в США не встретишь такого количества электрических и гибридных автомобилей. Электрозаправка на парковке перед музеем.


6. А эти члены общества видимо более заботятся о сохранении исторического наследия, чем об окружающей среде.


7. Входим в музей. Сразу же в холле нас встречает главная американская икона - Ryan NYP - точная копия самолёта, на котором Чарльз Линдберг перелетел в 1927 году через Атлантический океан. Оригинал этого самолёта находится в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, но почти каждый уважающий себя авиационный музей в США считает своим долгом приобрести для своей коллекции реплику этого легендарного самолёта. Эта копия была построена здесь, в музее, силами местных реставраторов.


8. Реплика самолёта Bell X-1 на котором Чарльз (Chuck) Егер 14 октября 1947 года превысил скорость звука в управляемом горизонтальном полёте. Оригинал этого самолёта также находится в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне.


9. Уменьшенная реплика БПЛА Northrop Grumman RQ-4A Global Hawk. Думаю, что настоящий аппарат вряд ли поместился бы в этом помещении.


10. Ещё один БПЛА - вертолёт Northrop Grumman RQ-8A Fire Scout, судя по всему опытный вариант и настоящий.


11. Из холла переходим в основные помещения музея, они, исходя из общей архитектуры здания образуют незамкнутое кольцо с большим конгресс-холлом в центре. Не совсем удобная компоновка для размещения экспонатов авиационного музея, автомобильный здесь расположился бы намного удобнее. Но, руководителям музея не приходилось выбирать и они постарались максимально выгодно разместить в необычном помещении крупные экспонаты и огромное количество стендов с мелкими. Странно, что в музее нет "статусной" полноразмерной копии самолёта братьев Райт (видимо временно), зато есть прекрасно выполненная реплика поплавкового самолёта Curtiss A-1 Triad 1912 года.


12. Продолжаем движение по кольцу, у нас на очереди Первая мировая война и полно размерные реплики самолётов тех времён, в том числе и тех на которых сражались американские пилоты.
Французский истребитель Nieuport 11, судя по торчащей справа выхлопной трубе одна из киношных летающих реплик.


13. Истребитель Nieuport 28.


14. Полноразмерные копии немецких самолётов. Можно нажать красную кнопку на пульте и у этого Fokker Eindecker начнёт вращаться винт и ротативный мотор под капотом. С соответствующими звуками, естественно, но без дыма и брызг масла.


15. Знаменитый триплан Fokker Dr.I "Красного барона", ни одна экспозиция посвящённая Первой мировой не обходится без этого самолёта.


16. Albatros D.Va - один из наиболее красивых немецких самолётов тех времён.


17. Механики на аэродроме обслуживают двигатель Hispano-Suiza, на заднем плане истребитель SPAD VII, говорят, что настоящий экземпляр.


18. Знаменитый двенадцатицилиндровый двигатель Liberty 12-A, 400л.с., настоящий прорыв в двигателестроении того времени.


19. Ревущие двадцатые, время приключений и воздушных цирков. Прыжок с парашютом с самолёта Consolidated Trusty.


20. А здесь наоборот, человек по лестнице забирается с автомобиля на самолёт, я не догадался снять всё это в одном кадре - самолёт Standard J-1 с лестницей на крыле...


21. ...и автомобиль Ford T Speedster с бесстрашным каскадёром.


22. Город Сан-Диего был базой для многих авиастроительных предприятий, в том числе и для ныне уже забытой фирмы Ryan, неудивительно, что в коллекции музея можно видеть несколько машин этого типа, настоящих и реплик. Изящный верхнеплан Ryan M-1 1926 года, реплика.


23.


24. Моноплан Ryan B-5 Brougham, 1927 года, один из предшественников легендарного Ryan NYP. Настоящий и летающий, в своё время был замаскирован в NYP и снимался в фильме о Чарльзе Линдберге.


25. Также "настоящий и летающий" учебный самолёт Ryan ST-A, эти тренировочные машины относительно часто можно увидеть на американских авиашоу.


26. Тренировочный Fleet Model 2, гордость коллекции музея.


27. Продолжение коллекции времён Golden Age - маленькая, но изящная Aeronca C-3 Collegian 30-х годов. Было построено более 400 экземпляров этого самолёта.


28. ...и её двухцилиндровый двигатель E-107.


29. Истребитель ВВС США Boeing P-26A Peashooter, также 30-е годы.


30. Копия самолёта Lockheed Vega 5B снималась в фильме об Амелии Эрхарт.


31. Ещё одна американская икона - гоночный самолёт Granville Gee Bee R-1 - и он настоящий!


32.


33. Вторая мировая война также широко представлена в музее, в основном американскими самолётами такими как этот палубный бомбардировщик Douglas SBD-4 Dauntless,


34. ...истребитель Grumman F4F-4 Wildcat,


35. ...знаменитый "Мустанг",


36. ...не менее знаменитый палубный "Корсар",


37. ...и кабина транспортного С-47.


38. Союзные ВВС представлены вот этим Спитфайром XVIе. Советских самолётов времён войны в музее нет.


39. Вражеская сторону в музее представляют японский истребитель Mitsubishi A6M7 Zero (настоящий),


40. ...реплика Messerschmitt Bf-109G-14, подвешенная под потолком вниз кабиной.


41. ...и неожиданная полноразмерная копия реактивного истребителя Horten Ho 229. Известно, что эти машины не успели выйти из стадии лётных испытаний, этот макет был построен каналом National Geographic и компанией Northrop Grumman для съёмок документального фильма Hitler's Stealth Fighter. Более известный реактивный истребитель люфтваффе - Ме-262 представлен в музее в виде масштабной копии, она видна на заднем плане.


42. Немного из "двигательной" коллекции музея, - знаменитый Wright Cyclone R-1820, трудно перечислить самолёты, на которые устанавливался этот двигатель.


43. Allison V-1710 - сердце Аэрокобры, Р-38, Р-40, многочисленных восстановленных и заново построенных самолётов второй мировой войны в том числе и советских.


44. Знаменитый Rolls-Royce Merlin - сердце Мустангов и Спитфайров.


45. Немецкий жидкостный ракетный ускоритель Walter Rl-202B, использовался для разгона тяжёлых самолётов после выработки топлива сбрасывался и использовался повторно.


46. Времена холодной войны в музее представлены штурмовиком А-4 "Скайхок",


47. ...двигателем General Electric J47 и множеством экспонатов на стендах.


48. А это уже современность - истребитель F/A-18A Hornet из состава ПГ Blue Angels.


49. Внутри большого кольца цифры 8 находится большое круглое помещение, конгресс холл или Edwin D. McKellar Pavilion of Flight. Во времена Форда здесь находился автомобильный шоу рум, а сейчас он используется музеем для хранения крупных самолётов и проведения различных мероприятий.
Истребитель F-4S Phantom II с авианосца Constellation, на его счету несколько побед одержанных во время вьетнамской войны.


50. И здесь, в музее, он уже столько лет безуспешно гонится за вьетнамским МиГ-17.


51. ЛЛ Consolidated PBY-5A Catalina. Служила в береговой охране, затем была в частных руках, в 1986 году был передана в музей.


52. Пассажирский самлёт Ford 5-AT-B Trimotor.


53. Боевой вертолёт Bell AH-1E Cobra и макет космической капсулы Mercury.


54. В завершение экскурсии - снова вид на здание музея и охраняющие его старые, но фантастически выглядящие и сейчас самолёты.


55. Вместо постскриптума. В пригороде Сан Диего, городе Эль-Кахон (El-Cajon) находится филиал авиационного музея в Сан Диего. Там располагается реставрационная база и хранятся самолёты, которые по тем или иным причинам невозможно выставить в основном здании. К сожалению, когда мы приехали туда музей был закрыт (выходной) и мне не удалось сфотографировать выставленный там уникальный самолёт Ryan X-13 Vertijet вертикального взлёта и посадки. Пришлось довольствоваться видной с улицы ракетой Атлас,


56. ...и снятым через забор "летающим" автомобилем Citroen 2CV Spirit of San Diego.


57. Зато на территории расположенного рядом аэродрома Gillespie Field, куда нам устроил экскурсию совершенно незнакомый местный житель на красном Виллисе, я заснял такой вот неимоверный турбовинтовой штурмовик Douglas A2D Skyshark! Эта машина впервые полетела в 1950 году и должна была заменить на палубах авианосцев поршневой штурмовик AD Skyraider. Было построено двенадцать опытных машин, однако недоведённость двигателей, проблемы с шасси и быстрое развитие реактивных самолётов привели к закрытию программы. На снимке - единственный сохранившийся самолёт этого типа, 7-й из десяти прототипов, серийный номер 125485.


san diego, мои музеи

Up