VLJ. Eclipse 500.

Nov 04, 2012 22:05

Eclipse 500 конечно же самолёт номер один, о котором следует упоминать, начиная рассказывать о VLJ. Он явился своеобразным символом успеха этого нового направления в развитии современной авиации и одним из первых потерпевших оглушительный крах как бизнес-проект. Eclipse 500 наиболее полно соответствовал идее VLJ - максимальный взлётный вес всего 2.699 кг., шесть человек на борту, максимальная дальность 2.084 км., максимальная скорость 685 км. в час! И это при стоимости около $2 млн., которая была объявлена в 2005 году. Мало того, - прямые эксплуатационные расходы заявлялись фирмой на уровне 43 цента на километр дальности. Это действительно была революция, и революция так долго ожидаемая.




Предшественником Eclipse 500 можно по праву считать самолёт Williams V-Jet II,который был разработан и построен компанией Scaled Composites в 1997 году под руководством Берта Рутана. Этот самолет использовался как демонстратор концепции лёгкого реактивного пассажирского самолёта а также новых компактных турбовентиляторных двигателей компании Williams модель FJX-2. Новый самолет и двигатели дебютировали в 1997 году в Ошкоше. Об истории разработки и испытаний V-Jet II можно почитать здесь.

1. Williams V-Jet II в настоящее время можно увидеть в музее ЕАА в Ошкоше.


V-Jet продемонстрировал огромный интерес авиационного сообщества и потенциальных покупателей к идее лёгкого бизнес-самолёта (термина VLJ тогда ещё не существовало), - было ясно, что нужно строить и продвигать самолёт более приближённый к пользователю и не столь экстравагантный, как V-Jet. Уже в 1998 году была создана фирма Eclipse Aviation, её основателем и руководителем стал Vern Raburn - один из первых руководителей компании Microsoft. Впоследствии он привлёк к покупке большого пакета акций Eclipse Aviation и самого Билла Гейтса.

В конструкции нового самолёта разработчики сразу отказались от V-образного оперения (оно появится позже на самолёте Eclipse Concept Jet) и композитов в конструкции планера. Самолёт стал целиком алюминиевым, в его конструкции широко применялась сварка.

2. Макет Eclipse 500 образца 2001 года на авиашоу в Ошкоше. Фото Родиона Николяна.


3. Ошкош 2003, почти готовая машина. Первоначально на самолёте предполагалось использовать компактные двигатели Williams EJ-22. Обратите внимание на очень маленькие моторные гондолы для этих двигателей. Фото Родиона Николяна.


4. Ошкош 2003, двигатель Williams EJ-22. Фото Родиона Николяна.


5. Почти готовый интерьер. Фото Родиона Николяна.


Однако двигатели Williams EJ-22 не оправдали возлагавшихся на них надежд, - летные данные первого прототипа самолёта с этими моторами оказались неудовлетворительными, пришлось заменить их на Pratt & Whitney Canada PW610F. Прототип Eclipse 500 совершил свой первый полет с двигателями Williams уже в 2002 году, но замена силовой установки привела к значительной задержке проекта. Первый полет Eclipse 500 с двигателями PW610F совершил только 31 декабря 2004 года. Первым крупным авмационным мероприятием, в котором принял участие новый самолёт, стало авиашоу 2005 года в Ошкоше.

6. Лётный экземпляр самолёта на авиашоу 2005 года в Ошкоше. Двигатели уже PW610F, мотогондолы намного крупнее.


7. Выруливание.


8. И вот он, новый красивый самолёт в воздухе!


Сертификат FAA для Eclipse 500 был получен только 30 сентября 2006 года. Задержку вызвал вопрос сертификации композитного топливного бака в законцовке крыла. Разработчикам пришлось изготовить его из алюминия.
Вопросы сертификации Eclipse 500 стали причиной запроса в конгресс США по вопросу о не совсем корректной процедуре получения сертификата. Однако расследование показало, что сертификация соответствовала всем правилам, а первые заказчики восторженно отзывались о новом самолёте.
Началась настоящая Eclipse-лихорадка, в короткое время портфель заказов с оплаченными депозитами достиг 2357 единиц, - очередь на новый Eclipse можно было купить за большие деньги. Предполагалась постройка второй очереди завода в городе Альбукерк, штат Нью-Мексико с проектной мощностью четыре самолета в сутки. Такими темпами  в США строили самолёты только в годы войны.

9. Eclipse 500, Ошкош - 2007.


10. На авиашоу 2007 года в Дубае.


11.


12. Двигатель Pratt & Whitney Canada PW610F.


13.


14. В раскопотированном виде.


15.


16.


17. Кабина пилотов, приборная панель Avio NG.


Салон самолета четырехместный, пятый пассажир может занять место второго пилота. Пассажирские места оснащены индивидуальными системами вентиляции и освещения, в полете пассажиры могут использовать современные средства коммуникации и даже выходить в Интернет.

18. Пассажирский салон.


19. Ночью в Дубае.


20. Sun'n-fun 2008. Eclipse 500 и Eclipse Concept Jet на заднем плане.


21. Ошкош 2008.


С самого начала производства самолёта возникли проблемы с задержками поставок машин заказчикам. Процесс эксплуатации самолёта тоже не был простым, - начали одна за другой вылезать различные проблемы, прежде всего с системой управления двигателями, повышенным расходом топлива, недостатком дальности при полной загрузке. Позднее были выявлены случаи помпажа двигателей из-за отложения твердых фракций углерода.
Серьёзной проблемой было признано отсутствие туалета на борту.
Цена самолёта на май 2008 года составляла уже $2.150.000.

Eclipse остановил производство самолёта в октябре 2008 года на серийном номере 267. Компания указала,что ей не хватает средств на продолжение производства Eclipse 500 или на возврат депозитов покупателям.

25 ноября 2008 г. компания Eclipse Aviation объявила о банкротстве и выступила с предложением по продаже всех своих активов, включая имущество и долговые обязательства. В целом долговые обязательства обанкротившейся компании оценивались в $1 млрд.

Сменившая влдельцев и название фирма Eclipse Aerospace начала бизнес 1 сентября 2009. Для начала она ставила перед собой задачу поддержки запчастями уже построенных самолётов. В октябре 2011 Eclipse Aerospace аннонсировала новую версию самолета, названную Eclipse 550, старт производства намечен на 2013 год.

Был в истории этого самолёта и русский след. Eclipse Aerospace искала новые производственные площадки и нашла понимание правительстве Ульяновской области. Завод по строительству самолетов этого типа в России планировалось построить в Ульяновске, где 20 февраля 2009 года состоялась торжественная закладка. Мощность предприятия должна была составить 1 самолет в день. К концу 2009 г. новый завод в Ульяновске должен был выпустить первые 50 машин. Как мы знаем, этого не случилось.

22. 2008 год, Домодедово, Eclipse 500 летит в Ульяновск.


eclipse, vlj

Up