VLJ. Cessna 510 Citation Mustang.

Nov 01, 2012 02:06

Замахнулся на очередную большую работу. На этот раз темой станут VLJ (very light jet), - очень интересный класс лёгких реактивных самолётов, сочетающих в себе скорость и комфорт больших бизнес-джетов, но имеющих намного более низкую цену, а также невысокую стоимость владения. Считается, что к этому классу относятся лёгкие реактивные самолёты с максимальным взлётным весом не выше 10.000 фунтов (4.540 кг.), которые могут перевозить 4-8 человек и управляться одним пилотом. В начале 2000-х годов в гонку разработчиков самолётов этого класса включились не только крупные производители, но и малоизвестные фирмы, а иногда и откровенные стартапы. Рынок VLJ казался в то время исключительно перспективным, считалось, что небольшие реактивные самолёты ценой $800тыс. - 2млн. будут продаваться как горячие пирожки, и, собственно, так оно и было. Фирма Eclipse Aviation из городка Альбукерк, штат Нью-Мексико за короткое время набрала портфель заказов более чем на две тысячи машин, имея при этом только один построенный аппарат. В 2005-2007 годах в специализированных изданиях можно было встретить объявления о перепродаже очереди на ещё непостроенные Eclipse. Кризис 2008 года поставил жирный крест на радужных планах новоиспечённых авиапроизводителей. Многие проекты ушли в небытие, некоторые, уже многие годы не выходят из стадии доводок и испытаний, кое кто до сих пытается найти твёрдую почву на зыбком дне авиационного бизнеса.
Я не буду стараться объять необъятное и рассказать обо всех проектах, однако, уже найденного материала достаточно, чтобы показать развитие, расцвет и закат одного из интереснейших явлений совсем недавней авиационной истории.
Структурно это будет выглядеть так. Сначала я расскажу о выживших и работающих проектах. Затем речь пойдёт о разработках более ранних времён, а также о других способах реализации идеи VLJ. После мы перейдём к проектам, которые находятся в стадии тестирования. Ну а потом будет самое вкусное, - закрытые проекты, проекты в стадии разработки, нереализованные проекты.

Сегодня поговорим о наиболее рализованном и успешном проекте - самолёте Cessna 510 Citation Mustang.
Этот самолёт почти полностью подходит под определение VLJ, - его взлётный максимальный вес составляет 3930 кг., он может перевозить 4 пассажира, плюс два места в кабине пилотов. По заявлению фирмы на начало 2012 года завод в городе Independence, штат Канзас произвёл 400 самолётов Cessna Mustang .




На заглавном и двух последующих фото момент первого публичного появления самолёта Cessna Mustang на авиашоу AirVenture 2005 в Ошкоше. 18 апреля самолёт совершил свой первый полёт, а 29 июля мы увидели его в небе Ошкоша. Незабываемый момент.

1. На этом и предыдущем фото я даже заработал денег. Первое фото было принято на А.нет, после чего оно было опубликовано в нескольких авиационных изданиях.


2. Ошкош-2005. Самолёт вернулся из исторического полёта, пилот приветствует зрителей.


3. А это уже Москва, год 2007-й. Cessna Mustang на выставке JetExpo во Внуково.


4. Появилась возможность сфотографировать пилотскую кабину.  Mustang сертифицирован под возможность управления одним пилотом.


5. Пассажирский салон.


6. К тому времени машина уже получила все необходимые сертификаты FАА, во Внуково была представлена серийная машина N416CM, серийный номер 510-0016.
Открытые багажные отсеки.


7. Через полтора месяца этот самолёт можно было видеть на авиашоу в Дубае.


8.


9. JetExpo-2008, снова во Внуково, пассажирская кабина.


10. Места пилотов.


11. Один из двух двигателей Pratt & Whitney Canada PW615F с тягой по 6.49 kN.


12.


13. 2009 год, авиашоу в Фридрихсхафене, Германия. Частный Мустанг вылетает из аэропорта.


14. Фридрихсхафене-2009, в павильонах. Здесь тоже можно посмотреть на новенький Мустанг.


15.JetExpo-2011, Внуково. Самолёт N968CM, серийный номер 510-0068.


Крейсерская скорость самолёта составляет 630 км. в час,  дальность при максимальном взлётном весе - 2161 км.
Цена самолёта в 2010 году составляла $2.65 млн., в 2012 самолёты поставляли уже за $3 млн. Так что по этому признаку Мустанг уже вписывается в идею VLJ, но заказчики пока голосуют за самолёт своими кошельками. Ближайшими конкурентами Cessna Mustang являются бразильский Embraer Phenom 100 и американский Eclipse 500, о них я расскажу в следующей публикации.

cessna, business jet, vlj

Up