Это будет первая публикация в моём журнале, где не будет самолётов. То есть самолёты конечно будут, но они будут на втором плане, и с них, собственно, всё и начнётся. А речь пойдёт о немецких кабиненроллерах (kabinenroller), - маленьких, красивых автомобильчиках, которые начали строить в Германии сразу после войны. В разорённой войной стране, оставалась и содержалась в порядке широкая сеть дорог, построенных ещё при прежнем режиме, и было бы странно не предложить сильно обнищавшему за годы войны, но желавшему передвигаться населению, недорогое транспортное средство, намного превосходящее по комфорту мотоцикл или мотороллер. Одним из первых, создавших такое транспортное средство стала компания Messerschmitt, бывший номер один в авиапромышленности нацистской Германии. Времена изменились, победители наложили полный запрет на производство самолётов в Германии, фирме нужно было искать новые производственные ниши. Первый мини-автомобиль, выпущенный компанией Messerschmitt, носил наименование Fend Flitzer по имени главного конструктора (Fritz Fend). Это было довольно малопрезентабельного вида трёхколёска, она выпускалась небольшой серией с 1948 по 1951 год. А потом пришло время кабиненроллеров Messerschmitt классического вида, которые выпускались чуть ли не до середины 60-х годов. Не дремали и конкуренты, - BMW, Heinkel, Zundapp и другие, выпустили значительное количество недорогих трёх и четырёхколесных минимашин, порой очень нетривиального дизайна.
Летом этого года мне удалось хорошо поснимать Messerschmitt в "родной" для него аэродромной обстановке. Также вашему вниманию будет предложена подборка фотографий и других немецких кабиненроллеров.
Первый kabinenroller Messerschmitt KR175 имел одноцилиндровый двигатель мощностью 9 л.с., длина машины - 2.82м, ширина - 1.22м, при этом сильно выступающие крылья передних колёс придавали ему своеобразную солидность. Затем KR175 постепенно сменила более совершенная модель - KR200. Несмотря на мощную конкуренцию со стороны упомянутых BMW, Heinkel и Zundapp, их было произведено 15 850 штук. Мощность KR200 была 10.5 л.с., габариты оставались те-же. Характерно, что автомобили были весьма лёгкими: вес KR200 не превышал 230 кг. Расход топлива составлял 3,7 литров на 100 км. Цена машины была в пределах 2100 немецких марок
1. Аэродром "Большое Грызлово", кабиненроллер на фоне самолёта Ан-38. На фото автомобиль с кузовом roadster, выпуска компании FMR.
2.
После того, как фирма Messerschmitt в середине 1950-х вновь вернулась к производству самолётов, Fritz Fend основал свою собственную компанию Fahrzeug und Maschinenbau Regensburg (FMR), которая продолжала выпускать машины под маркой Messerschmitt до конца лета 1964 года. К началу 1960-х годов, спрос на маленькие автомобили стал спадать, поскольку ездить на них стало непрестижно.
Самая последняя машина серии KR200 Roadster сошла с конвейера 17 августа 1964 года.
3.
4. На фоне L-410.
5. В раскопотированном виде, на фоне раскапотированного Як-52.
6. На фоне садящихся Як-52.
7. Внутреннее пространство автомобиля, - не очень просторно, спартанская приборная доска, руль мотоциклетного типа, тканевая обивка сидений и панелей. Бедненько, но чистенько.
Онако наличествуют два зеркала заднего вида, повторители сигналов поворота, различные молдинги и накладки. Выполнено всё очень качественно.
Несмотря на стремление максимально снизить цену автомобиля, Messerschmitt, как и другие немецкие кабиненроллеры не были убогими мотоколясками типа советских машин Серпуховского завода или чешских полубрезентовых Velorex. Эти машины имели вполне привлекательный дизайн, производились из качественных материалов, хорошо отделывались и окрашивались, в них применялись передовые для того времени технические и дизайнерские решения. Одни только футуристичные стеклянные колпаки кабин Messerschmitt или гнутые панорамные стёкла BMW Isetta стоят многого.
8. А это уже другой знаменитый кабиненроллер - BMW Isetta. Его мне также удалось поснимать на аэродроме, - это лётное поле Tannheim в Германии. Исторический автомобиль как-то обыденно заехал на стоянку аэродрома.
9. Хозяин просто приехал на аэродром по своим делам. Главная изюминка конструкции этой машины конечно-же передняя, и единственная дверь, с откидной рулевой колонкой.
Компания BMW после второй мировой войны также оказалась в полном упадке. Из пяти заводов этой фирмы четыре оказались на территории, подконтрольной Советской армии, а завод в Мюнхене был сильно повреждён в результате бомбардировок. К тому же командование союзников запретило BMW заниматься выпуском автомобилей. Когда автомобили выпускать разрешили, оказалось, что на них нет спроса, народ Германии обнищал. Тут и пригодилась разработка итальянской компании Iso, под названием Isetta. Была куплена лицензия на производство, установлен чуть более мощный двигатель (13.5 л.с) и яйцевидные, симпатичные автомобильчики с единственной передней дверью, отправились покорять сердца своих будущих владельцев. С 1955 до 1964 года BMW выпустил почти 160 000 этих автомобилей, - несомненный успех, именно благодаря ему BMW смог стать на ноги и был спасён от банкротства.
10. Богатый шильдик.
11. На фоне самолёта и самолётной заправки.
12.На фоне местного КДП. Это машина модели 300 со сдвижными боковыми стёклами и "непанорамным" задним стеклом. Модель 250 выглядела более залихватски.
13. Полный комплект светотехники, валидный номерной знак с подсветкой, детали внешнего багажника.
Интересно, что клоны Isetta производились во Франции, Великобритании, Бразилии. Автомобильный мир постоянно будоражат слухи о производстве современной версии Isetta, причём в качестве базового шасси предполагается одна из маленьких моделей FIAT.
14. А это Isetta 250 из коллекции музея BMW в Мюнхене. Обратите внимание на обилие хромированных деталей, а также на необычную форму остекления.
15. Isetta стоит на отдельном подиуме в зале с "тёплой" подсветкой и смотрится очень и очень здорово.
16. Перенесёмся в технический музей Sinsheim, Германия, и посмотрим на кабиненроллеры из его коллекции.
Это уже более крупная машина выросшая из BMW Isetta, модель 600. У неё уже появилась дополнительная дверь справа, открывающая доступ на второй ряд сидений.
17. Количество хрома в отделке заметно уменьшилось, однако в наличии "хвалёное немецкое качество".
18. Ещё один производитель авиационной техники, оставшийся после войны не у дел и вынужденный производить кабиненроллеры.
Heinkel модель Troyan.
19. Очень похож на Изетту, однако отличается большей площадью остекления, и главное, он трёхколёсный.
20. А у этого производителя мотоциклов для вермахта, дела и после войны шли неплохо, однако и он попытался войти в автомобильную тему, начав производство такого вот необычного автомобиля с дверьми спреди и сзади. Zundapp Janus 250.
21.
22. Это конечно не кабиненроллер, но уж очень нравится мне этот трёхколёсный грузовичок. Tempo Hanseat.
Такая вот получилась подборка, понятно, что охвачены далеко не все типы немецких кабиненроллеров, тема эта очень интересна, надеюсь и вам понравилось.