Заинтересовался историей построенных в нашем крае бронепоездов.
I.Гражданская война.
Интересует такой вопрос: есть ли какие-либо подробности о бронепоездах, построенных на Мотовилихе и в Чусовом для вооружённых сил обеих воюющих сторон?
Если о бепо РККА есть хотя бы очень скудные данные о количестве построенных единиц (4 или 5 только на одной на Мотовилихе, что тоже требует уточнения), то о бепо "белых" в энциклопедии гражданской войны 1983 г. издания в статье "Бронепоезд" нашёл единственное упоминание, что, в частности, на Мотовилихе делали бепо для колчаковской армии вообще без каких-либо подробностей.
Далее пара цитат со ссылками:
Из документальной повести Ю.Трифонова "Отблеск костра".
"В.Трифонов занимался в это время созданием Камской флотилии и организацией на заводе в Мотовилихе производства бронепоездов. В Перми было задержано огромное количество всякого военного имущества, эвакуированного с германского фронта: оружие, снаряды, кавалерийское снаряжение, обмундирование, продовольствие. Все это какая-то специальная снабженческая организация (каких было много, и самых таинственных и непонятных в ту пору) направляла куда-то на восток, в Сибирь. Не белым ли? Среди этого имущества были обнаружены заграничные морские орудия, разнообразные, вплоть до шестидюймовых пушек «Кане». Трифонов затребовал из Петрограда группу матросов-артиллеристов, вскоре прибыло десять человек. Некоторые из них принесли большую пользу Камской флотилии. Тяжелые пушки «Кане» ставились на баржи, а более легкие орудия устанавливались на специальные понтоны японского происхождения, которые двигались при помощи бензино-керосиновых моторов.
Не менее важным и таким же новым делом было оборудование бронепоездов на Мотовилихе. Всего было построено четыре бронепоезда, они хорошо показали себя в боях".
http://readr.ru/yuriy-trifonov-otblesk-kostra.html?page=22&submit=%D0%BE%D0%BAИз статьи "Битва "Железных канцлеров" с сайта бывшего Партийного архива Пермской области (ныне "ПермГАНИ" - Пермский государственный архив новейшей истории):
"В этот период на Мотовилихинском пушечном заводе было построено пять бронепоездов. Один из них смонтировали в октябре 1918 г. Команду возглавил двадцатидвухлетний балтийский матрос-коммунист Сергей Иванович Деревцов. Это по его инициативе бронепоезд был назван «1-м Морским имени В. И. Ленина». Экипаж составили 75 моряков Камской флотилии и красноармейцев учебной пулеметной команды. Свой первый бой бронепоезд принял в начале декабря 1918 года на подступах к Перми, затем сражался на разных участках фронта 3-й армии, в том числе и под станциями Селянка и Комарихинская. В апреле девятнадцатого в районе Оханска он получил серьезные повреждения и был отправлен на ремонт в Нижний Новгород"(8-ссылка на стаью известного специалиста по отечественнымбепо Ромадина в журнале "Моделист-конструктор").
http://politarchive.perm.ru/publikatsii/stati/stal-dorog-i-vremen-bitva-zheleznyh-kantslerov.htmlВообще интересно, что сотрудник архива в своей статье ссылается не на доументы, а на журналную статью.
Итак, в одном литературном источнике имеем 4 поезда для РККА, в другом - 5. Что сделано для Сибирской армии - данных нет. Есть только косвенные. В конце 1918 г. у белых на Пермском направлении было 4 бепо (?), при падении Перми в декабре 1918 г. было захвачено 9 красных бепо.
http://a-pesni.org/grvojna/kr/a-okulov.php В 1919 г. у Колчака всего 10 бепо.
Что же известно о боевой деятельности "пермских" бепо в гражданской войне?
В литературе находим сведения о 2-х "красных" бепо (построенных в Перми - pix009). О "Первом Морском имени Ленина или В.И.Ленина)" выше я уже привёл инфу. Добавлю только, что, очевидно, после ремонта он получил № 36. Под этим номером и известен.
Второй БЕПО, можно сказать, знаменит. Стоит набрать в И-нете "Палёный Лог, бронепоезд", как получаешь о нём несколько ссылок. Это "бронепоезд № 2". О его вооружении известно, что оно состояло из 2-х 3-дюймовых горных орудий (каких-? pix009) и 20 пулемётов "Максим" (сведения Поцелуева). Команду бепо составили моряки-балтийцы и рабочие-железнодорожники. Командиром БЕПО № 2 был Иван Никитич Деменев. Подробности героической гибели этого поезда известны, поэтому специально на них останавливаться не буду. А вот по поводу того, где был построен № 2, в литературе имеются расхождения. Поцелуев пишет, что это был один из 5 мотовилихинских БЕПО, а вот здесь, например,
http://forum.fox-notes.ru/index.php?topic=947.0 пишут: "1-2 декабря 1918 г. в районе Крутого и Палёного лога (это один и тот же н.п. посто дано его название в разные периоды времени - pix009) свой последний бой дал белогвардейцам экипаж бронепоезда № 2. Построенный металлургами и железнодорожниками Чусового, он, курсируя между станциями Кузино, Кын, Кормовище, срывал попытки белых использовать железную дорогу в качестве прямого пути в Лысьву".
А известный автор господин Дороговоз откуда-то выкопал название этого БЕПО - "Мститель"! Правда, ссылку на источник он не даёт.
"В декабре 1918 года в районе деревни Паленый Лог красноармейский бронепоезд № 2 «Мститель» прикрывал отход пехоты".
http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/02.htmlВсё это пока иформация для размышления. Хотелсь бы разбраться с бронепоездами. По крайней мере, если БЕПО № 2 был построен в Чусовом, тогда становится понятным, почему Ю.Трифонов пишет именно о 4-х мотовилихинских БЕПО. Но что это были за БЕПО и какова их судьба, интересно!
II. Великая Отечественная война.
Интересует судьба 2-х БЕПО, один из которых был пострен, а другой достроен в г. Молотове (ныне Пермь).
1. 1-й БЕПО под названием "Щорс".
2. Достроенный в Молотове БЕПО Мичуринского ПРЗ.
Эти составы не вошли ни в один из ОДБП молотовского формирования (26,30,44), а ушли напрямую в распоряжение ГАБТУ.
Ни у М.Коломийца, ни у Е.Дрига искомых сведений не нашёл...
Инфа взята из книжки "Крепости на колёсах", Пермское книжное издательство, Пермь, 1981 г.
Появилась кое-какая информация о бронепоездах, построенных в г. Молотове (ныне Пермь) в годы Великой Отечественной войны и отдельных дивизионах бепо, в которых они воевали.
Вот, например, описание боевого пути 26-го ОДБП из книги М.Коломийца "Бронепоезда в бою 1941-1945". Почему-то названия бронепоездов "Александр Суворов" и "Александр Невский" не упомянуты.
Фотоснимок бронепоезда "Молотовский рабочий", который воевал в составе 30-го ОДБП.
Описание боевого пути 30-го ОДБП.
Боевой путь 44-го ОДБП.
Никаких данных о переименованиях бепо "Котовский", "Щорс", "Чусовской рабочии" здесь не наблюдается...