Пока подмосковные рыболовы положили спиннинги в дальний угол, а лодки убрали на хранение, ибо начал действовать весенний нерестовый запрет, самые отчаянные поклонники активного отдыха на природе продолжают отдавать дань любимому хобби, выбираясь в Ярославскую область, где запрет начинается только с 15 апреля. Сегодня в своём блоге я поведаю историю как раз такого путешествия, когда за одни сутки мы скатались на рыбалку под Ярославль и вернулись обратно, попутно продолжив обкатку купленного в конце прошлого года лодочного мотора. Так что сегодняшний пост о природе, рыбалке и приключениях.
Вообще, идея наведаться на рыбалку в Ярославскую область появилась довольно давно, ещё когда я посмотрел на сроки нерестового запрета в разных регионах. Однако изначально была мысль съездить туда несколько раз, совершив первый выезд в начале месяца. Но в планы вмешалась погода, ибо, как известно, «человек предполагает, а Бог располагает».
В итоге, поздняя весна и глубокие заморозки в конце марта сделали своё дело - на водоёмах Ярославской области стоял лёд, а рыболовные форумы пестрили отчетами об успешном подлёдном лове. Как результат, выезд переносили несколько раз, сначала на неделю, а потом ещё на несколько дней. При этом, я связался с человеком из Ярославля и регулярно узнавал ледовую обстановку (за что отдельное спасибо, ибо без этой информации угадать со сроками поездки было бы невозможно). Плюс к этому, смотрел на веб-камеру, которая расположена на берегу Волги в районе села Красное (
http://camteria.com/ru/russia/krasnoe-na-volge/paromnaya-pereprava_cam_6963 ), но это село уже в другой области и сильно ниже по течению, так что лёд там, по идее, должен был сойти позже, чем под Ярославлем.
В итоге, выезд был намечен на понедельник, 9 апреля. Изначально планировалось выехать из Москвы где-то после обеда, приехать на место не совсем поздно, собрать лодку и, с вечера, проверить работу осветительного оборудования, которое я недавно на лодку установил (
https://pivo-msu.livejournal.com/214603.html ). Ну а уже во вторник целый день ловить рыбу, и лечь на обратный курс вечером.
Но приключения начались ещё до выезда - вечером в субботу появились ощутимые вибрации в подвеске машины, что требовало срочного ремонта, ибо ехать на таком автомобиле в Ярославскую область не хотелось. В итоге, в пасхальную ночь я поехал на дачу во Гжель, по дороге договорился забрать маму, которая там живёт, из церкви, чтобы она на такси не ехала. Но, как обычно, то одно, то другое, и в итоге спать я лёг в пятом часу утра, а в девятом часу уже надо было вставать и идти чинить машину.
Впрочем, все неприятности были благополучно устранены и после пасхального обеда я выдвинулся в Москву. Технических проблем, препятствующих поездке, больше не было, и оставалось только узнать ледовую обстановку. Впрочем, и тут всё было более-менее благоприятно - из Ярославля сообщили о ледоходе выше города, да и на рыболовном форуме (
http://www.rusfishing.ru/forum/ ) эту информацию подтвердили. Правда, камера в Красном всё ещё показывала лёд, но она расположена сильно ниже по течению, так что было решено на неё не ориентироваться.
В итоге, вечером в воскресение принимается окончательное решение - поездке быть! Начинается лихорадочный сбор всего и вся, который затянулся до ночи. Но, зато вроде было взято и упаковано всё, что нужно. Оставалось только утром погрузить всё это в машину.
Вообще, я не часто выезжаю куда-то по утрам, и пока грузил вещи, то обратил внимание, как люди, один за другим выходят из подъездов и идут к автобусной остановке или же прогревают машины. А ведь это для меня исключение, а они вот так, каждый день, пять дней в неделю, 11 месяцев в году, встают по утру и отправляются на работу, где проведут весь день, без пользы для души и сердца. И после этого мы ещё говорим, что свободны… Нет, это, пожалуй, худший вариант рабства, когда человек просто не осознаёт, что он раб. А ведь большая часть жизни для таких людей проходит в делах, которые не приносят им радости. И даже подумалось, что вот я ни за какие деньги не согласен тратить жизнь на просиживание штанов в офисе - лучше уж получать скромную зарплату, но зато быть действительно свободным от условностей и рамок этого меркантильного мира. А ещё я даже порадовался, что еду не в офис, а сначала на один водоём, взять там пробы воды, а потом на другой, уже на рыбалку.
Впрочем, это отдельна тема для размышления, а пока, в этот понедельник мне ещё нужно было поехать по делам на Истру, так что опять подъём по будильнику, погрузка и поездка. Из-за этой поездки выезд на рыбалку планировался уже не на после обеда, а ближе к вечеру, но, пока всё равно от изначальных планов отказываться никто не собирался.
И вот уже когда я вернулся с Истры, то посмотрел на телефон, а там сообщение пришло, что в Ярославле ещё стоит лёд, а выше города идёт активный ледоход, который может быть непроходим для лодки. Посмотрев за окно машины, на солнечный весенний день, мне подумалось, что, вероятно, уж к моменту нашего прибытия льда на реке быть не должно. Да и машина уже загружена, уже есть настроение поехать, так что в итоге было принято решение выезд не отменять.
Весна в Москве за окном автомобиля
Правда, сроки отбытия из Москвы постоянно переносились, ибо возникали то одни, то другое проблемы, так что в лучших традициях, выехали мы только в десять вечера. Понятно, что при таком раскладе испытания освещения проводить было уже невозможно, ну и да ладно - главное обкатать мотор и половить рыбу, а это было ещё очень даже реально.
Ехать мы решили в район Тутаева. Там, судя по карте, имеется паромная переправа, значит, как можно было предположить, в этом месте должен быть подъезд к воде. Ну, плюс, это довольно крупный населённый пункт, а значит, что там без проблем можно было бы оставить машину на время рыбалки.
Дорога сначала шла на Ярославль, и тут она была довольно хорошей, по российским меркам. Ну, по крайней мере, после дорог под Костромой или Великим Устюгом, эту дорогу можно было бы назвать едва ли не идеальной. Одна беда - она почти везде не является автострадой, да и населённые пункты прямо на пути попадаются часто, что приводит к необходимости снижать скорость. Хотя, конечно, камер там не много и, в принципе, при наличии радар-детектора, вполне можно ехать нормально, просто снижая скорость перед камерами.
Около двух ночи, впереди показались огни Ярославля
А вот участок дороги от Ярославля до Тутаева уже не такой хороший - тут есть и ямы, и колдобины, и всеми нами «любимые» последствия ямочного ремонта. И попав на эту дорогу ночью, честно скажу, что несколько раз мы крепко проехались по этим ухабам.
Но, в итоге, преодолев все трудности и пополнив по дороге запас топлива, мы наконец спустились к реке. И первое, что бросилось в глаза даже при свете скудных ночных фонарей - это открытая вода! Ура! Теперь стало очевидно - утром будем спускать лодку на воду.
Ну а пока надо было найти место для ночёвки. Предполагалось заночевать прямо в машине, благо, габариты универсала на базе «Волги», именуемого в народе «Сарай», позволяют это сделать, не испытывая дискомфорта. Ну, сами судите, если убрать задние сидения, то размеры спально-грузового места составляют 2,2м на 1,4м, что соответствует габаритам нормальной двуспальной кровати. Вообще, конечно, очень жалко, что «Волгу» сняли с производства - просторный, надёжный и простой в обслуживании автомобиль неизменно имел и имеет своих поклонников в нашей стране. Не сомневаюсь, что люди бы покупали эту машину, если бы она ещё продавалась. Впрочем, вернёмся к рыбалке, а желающие подробнее узнать про автомобиль могут почитать мои посты на эту тему -
https://pivo-msu.livejournal.com/203750.html и
https://pivo-msu.livejournal.com/201495.html Ну да ладно, проехали вперёд по набережной, за пост спасателей, миом какого-то завода с колючей проволокой на заборе, и остановились в глухом месте, поодаль от жилых домов. Перегрузили весь груз на передние сиденья, немного прогрели на ночь салон, и улеглись спасть. Времени было уже начало четвертного, а будильник был поставлен на 6 утра.
Утром, не смотря на многолетнюю привычку просыпать за несколько минут до будильника, встал от бойкой гитарной мелодии - видно недосып последних дней всё же сказывался. За окном уже был рассвет, и утреннее солнце озаряло воду в реке и лёд по её берегам.
Вид на Волгу из «Волги»
На улице было совсем не холодно, даже в этот утренний час. После зимы как-то уже на подсознательно уровне ожидаешь, что если светит солнце, то значит за окном машины или палатки будет мороз. Но нет, тут на улице было не сильно холоднее, чем в машине.
Рассвет на берегу Волги
Перекусили, закинули вещи на грузовое место, и взяли курс на паромную переправу, дабы там собрать лодку и спустить на воду. Первый сюрприз, который предстал взору - это, собственно, паром. Да, да, хотя навигация официально ещё не открыта, но паром уже работает и исправно возит пассажиров с одного берега на другой.
Впрочем, на том берегу он задерживается на долгий промежуток времени, так что спустить лодку прямо от паромного причала можно было без особых проблем. А вот в другом месте сделать это было бы проблематично из-за глыб скользкого льда на берегу (съехать на пятой точки в реку там можно было бы не напрягаясь).
И вскоре готовая к рыбалке лодка уже была собрана. Оставалось только спустить её на воду, установить мотор, загрузиться и отойти от берега.
Лодка перед спуском на воду
Завели мотор и на малом ходу отходим от Тутаева. Надо сказать, что вид с воды довольно интересный - на берегу очень много храмов, часть из которых явно стоят здесь не одну сотню лет.
Вид на Тутаев с реки
Но наш путь лежал выше по течению, подальше от цивилизации. Основная цель на сегодня - это рыбалка и обкатка мотора. Ну, собственно, по большей части шли в режиме троллинговой ловли, эпизодически выматывая снасти и разгоняя лодку до максимальной скорости (на обкатке положено временами давать максимальные обороты).
Однако рыба клевать что-то не хотела. Ни воблеры разного формата, ни блёсны, не вызывали у неё интереса. Но на экране эхолота рыба была, хотя и не так много. Впрочем, в этом месте, как выяснилось, довольно скучный для рыбалки рельеф дна. Фарватер, вероятно, основательно почистили дночерпательными снарядами, так что он гладкий, как дорога в гололёд. Да и под берегом от чего-то на дне почти нет коряг и прочих укрытий, и даже ямы встречаются очень редко.
Дно реки в этом районе на экране эхолота
Ещё одним фактором, который, вероятно, повлиял на рыбу, был нетипично низкий уровень воды. Судя по оставшимся на берегу глыбам льда, ещё до вскрытия Волги, её уровень существенно понизили (примерно на полтора - два метра), что неизбежно сказалось на рыбе. В первый момент понижения уровня неизбежно резко возросло давление в воде из-за веса льда, и для рыбы это просто не могло пройти незамеченным. Потом, в природе весной всегда растёт уровень воды, происходит залив прибрежных территорий, где многие виды рыб нерестятся на прошлогоднюю растительность. А здесь получилось совсем наоборот - уровень воды, не смотря на весну и паводок, упал. Думаю, что с точки зрения воспроизведения запасов водных биологических ресурсов, эта ситуация, безусловно, будет иметь серьёзные негативные последствия (вообще, мне кажется, что надо запретить понижение уровня воды весной ниже определённых отметок, но это тема отдельного разговора), но и с точки зрения рыбалки последствия были очевидны уже сразу - рыба просто не клевала.
Отсутствие поклёвок вынудило нас искать иные варианты, отходя от классической тактики троллинга. В ход пошла экзотика вроде кренков, троллинг на каст и вертушку, прогон приманок над прибрежным свалом, заход в заливы и рыбалка на выходе из них.
Один из заливов на верхней Волге
Но и это не принесло никакого результата - не было даже поклёвок, только вездесущая трава иногда заставляла выматывать приманку для отчистки.
В какой-то момент, отчаявшись поймать что-нибудь троллингом, мы решили пристать к берегу (ну, точнее, ко льду) в одном из заливов, с целью половить с берега на блёсны. Место, надо сказать, очень красивое и перспективное с точки зрения рыбалки. Свал глубин, стык прямого и обратного течения, наличие укрытий в виде нависающих плит льда - всё это должно было бы способствовать хорошему улову. А вид скорее напоминал ледник в горах, нежели берег водоёма. И всё это под жаркими лучами весеннего солнца.
Береговой «ледник» в весенний день
Впрочем, рыба и здесь не клевала, зато само место располагало к спокойному и неспешному отдыху. И это сыграло свою злую шутку… Как-то незаметно подкралась туча, прямо как тот пушной зверёк, который «подкрался незаметно, хоть ожидали его долго». Прогноз погоды, конечно, давал дождь и шторм ближе к вечеру, но под лучами весеннего солнца в это особо верить не хотелось. Ну, в итоге, отошли от ледника только уже при хорошей волне и резком порывистом ветре.
Дорога обратно была уже не такой радужной. С одной стороны, ветер был пронзительный, а с другой стороны, была изрядная болтанка, и хотя сама по себе она не мешала особо, но брызги от рассекаемых лодкой волн то и дело влетали в кокпит, щедро орошая холодным душем (температура воды была +0,6 градусов). Довершили ситуацию проблемы с мотором - несколько раз, без видимых причин, он заглох прямо на ходу. В причинах произошедшего, понятно дело, надлежит разобраться уже на базе, но тогда, на воде, очень неприятно было потерять ход посреди волн.
Непогода на Волге
Но, так или иначе, мы благополучно добрались до берега, перекусили, сложили всё снаряжение в машину, и двинулись в обратный путь. Рыбу в этот день поймать так и не удалось, но зато время было проведено хорошо. Уж явно лучше, чем сидеть за компьютером или, тем более, телевизором.
Дорога до Москвы прошла без происшествий, разве что, пришлось изрядно налегать на энергетики, ибо несколько ночей недосыпа давали о себе знать. Ну и ещё было обнаружено, что в очередной раз глушитель машины пал жертвой наших дорог. Впрочем, при таком разъездном образе жизни, глушитель, как показывает практика, становится расходным материалом, так что ничего страшного в этом нет.
Что же касается рыбалки, то, конечно, если есть альтернатива, то можно в той же Ярославской области поискать и более интересные водоёмы (ну, например, это Рыбинское водохранилище). Но вот когда только сходит лёд, то прежде всего, открывается именно этот участок Волги, и тогда, альтернативы, фактически, нет. Ну и потом, на рыбалку же большинство людей едут для души, а не за рыбой, а вот для отдыха на природе эти места подходят очень даже хорошо. Ну и, даже не смотря на скучный рельеф дна, вероятно, если бы не снижение уровня воды, то улов был бы не нулевой.
Впрочем, как ловится рыба на верхней Волге между Рыбинском и Ярославлем, каждый может проверить самостоятельно, благо, до запрета ещё есть время, в том числе, и выходной день в субботу.