Итак, продолжаем рассматривать деятельность холдинга «Питеравто» в различных регионах РФ. В прошлой части мы рассматривали 53-й регион, на очереди - 47-й
Ленинградская область
Как мы уже писали, вхождение перевозчика на транспортный рынок области произошло в 2005 году и охватывало 3 района - Тосненский, Гатчинский и Приозерский. К тому моменту ситуация с перевозками в этих районах была типичной для ЛО: на социальных маршрутах ходили старые автобусы большой вместимости (в основном б/у из Европы), а доля коммерческих маршрутов была довольно высокой и работали на них в основном ГАЗели.
С приходом Питеравто произошёл постепенный переход на автобусы средней вместимости (ПАЗ и КАвЗ), как на социальных, так и на коммерческих маршрутах. И те и другие стали ходить чаще; на маршруты до Петербурга (3 до Гатчины и по одному до Тосно и Приозерска) вышли комфортабельные автобусы большой вместимости - то есть в целом казалось, что улучшения налицо. Однако в 2009 году стали ясны и проблемы сложившейся ситуации - в Тосненском районе, проиграв на очередном конкурсе часть маршрутов компаниям-конкурентам, «Питеравто» устроило своеобразную акцию протеста и отказалось перевозить льготников на всей территории района. Как выяснилось, реальных рычагов изменения ситуации не оказалось - администрации района пришлось прибегать к экстренной помощи других перевозчиков. «Акция» длилась чуть менее 2 месяцев, однако она показала, насколько опасен может быть частный монополист, работающий в социальной сфере. При этом монополизация проходила не только де-факто, но и де-юре - компания проводила «оптимизацию» своей организационной структуры: ООО «Сосновоавто» было ликвидировано и вошло в состав ООО «Питеравто»; маршруты ООО «Тосноавто» были переданы в ООО «Транс-Балт»; маршруты ООО «АТП Барс» (перевозчик Ломоносовского района ЛО, был куплен холдингом «Питеравто» в 2008 году) были переданы в ООО «Вест-Сервис».
В 2009 году компания получила ряд маршрутов в Кировском районе области, полностью вытеснив с рынка одну из крупных областных компаний. Изначально на выигранные маршруты также выходили большие комфортабельные автобусы, но постепенно их стали заменять более старыми и неудобными, т.к. новые было выгоднее использовать для заказных перевозок.
Коренным образом ситуация начала меняться в 2011 году, когда
прошёл конкурс на право обслуживания практически всех маршрутов, соединяющих Петербург и область. Победителем по большинству лотов стало ОАО «Леноблпассажиравтотранс» (ЛОПАТ), компания «Питеравто» единовременно лишилась 32 маршрутов. Однако государственный перевозчик, не имея ранее опыта работы непосредственно на маршрутах, плохо справлялся со своей работой. Многочисленные жалобы на нарушения поступали как от простых пассажиров, так и от других компаний-перевозчиков. Со временем долги ОАО «ЛОПАТ» увеличивались (компания приобрела в лизинг 280 автобусов), на большую часть маршрутов вышли сомнительные субподрядчики - однако власти области не торопились разрывать договора с компанией (по неофициальным данным, на это влияла заинтересованность некоторых должностных лиц).
И вот тогда в руководстве холдинга «Питеравто» назрела простая идея - если конкурента невозможно победить (т.к. тот использует административный ресурс) - его можно купить. Что в итоге и произошло в декабре 2012 года - «Питеравто» стало владельцем 74,9% акций ЛОПАТ (25,1% остались у администрации области), что позволило холдингу получить контроль над 44 маршрутами области (в ранее «утраченных» Ломоносовском, Тосненском и Кировском районах, а также вдобавок во Всеволожском районе) с общим выпуском в 250 машин. Начиная с января 2013 года холдинг начал устанавливать непосредственный контроль над маршрутной сетью, выставляя собственную технику (на данный момент полностью контролируются уже 35 маршрутов). При этом стоит отметить, что на большинство маршрутов техника вышла новая и расписание стабилизировалось - однако всё это произошло ценой ещё большей монополизации рынка маршрутных перевозок региона...
Очередную часть материала читайте через несколько дней
follow@pitertransport