Ох. Сегодня в очередной раз прочел статью о том, что продажи бумажных книг растут, а электронных, наоборот, снижаются. В общем, под катом вы сможете прочесть большой пост о том, как на самом деле обстоят дела на российском, американском и европейских книжных рынках. Если кратко - электронные книги продолжают свое победоносное шествие. Детали, цифры и профы - под катом. Приятного чтения.
1. По последним
данным Ассоциации американских издателей, доходы издателей в 2016 году сократились по сравнению с 2015 годом на 8%. Несмотря на рост продаж бумажных книг, детских книг, религиозной литературы и продолжающемся третий год потрясающем росте продаж аудиокниг (на 30-40% ежегодно). Продажи электронных книг предсказуемо сократились почти на 20%. Чего же они не учли? Того, что большие традиционные издатели игнорируют, считая, что кроме них на рынке никто книг не издает: уверенный рост продаж книг, выпущенных самими авторами, литагентами, маленькими издателями.
Отчеты аналитической группы AuthorEarnings о продажах Amazon и независимых авторов показывают, что продажи электронных книг после повышения на них цен действительно падают, но только у традиционных издателей: из общего тиража на них приходится только 25%. Если учесть продажи не только обычных издателей, то окажется, что больше 4/10 книг, продаваемых на американском рынке, - электронные. В некоторых категориях доля электронных книг еще выше: 68% художественных книг и 89% любовных романов - в цифре. Примерно каждая десятая электронная книга издана под импринтом Amazon.
2. Если говорить о
совокупных продажах в США (в тираже), то они выросли в 2016 году на 3,3%. Но, продажи взрослой художественной литературы снизились (на 1%), как и продажи в самой дешевой нише книг для массового рынка (на 7%).
Так откуда же в прошлом году взялся рост продаж книг на 3,3%:
-
Издатели запретили Amazon (интернет-магазин этой компании продается половина всех выходящих в США бумажных книг, семь из десяти электронных и две трети всей художественной литературы) дисконтировать цены на электронные книги и компания стала играть с ценами на бумажные. Летом Amazon снизила цены на бумажные книги - люди стали покупать больше (+7%), осенью повысила - стали покупать меньше.
- Итоговый рост оказался для Amazon, контролирующей б0льшую часть книжной дистрибуции, вполне по силам. Компания сработала, конечно, себе на пользу, увеличив продажи книг, которые выпускает самостоятельно.
- В некоторых жанрах продажи импринтов Amazon и независимых авторов уже
занимают чувствительную часть рынка. Продажи 60% триллеров приходятся на традиционные издательства, 23% - издания Amazon, 17% - самиздатчиков. Примерно то же самое в подростковой фантастике, фэнтези (61% - издательства, 7% - Amazon, 32% - самиздат) и религиозной литературе (58%, 14% и 28% соответственно). Издателям стоило бы радоваться не так громко росту продаж: их проблема - не электронные книги, а то, что 24% всей прибыли приносят продажи книг без ISBN, то есть книги, выпущенные не издателями.
3. В Германии в самом начале года из альянса Tolino, который обеспечивает продажу одноименных букридеров и дистрибуцию электронных книг (и занимает больше половины рынка электронных книг), вышел Deutsche Telekom. Пустующую нишу решила заполнить Kobo, магазин электронных книг, принадлежащий японскому холдингу Rakuten (ему же принадлежит часть российского «Озона», который, в свою очередь, контролирует «Литрес»). Пока рядили и переделывали рынок, электронные продажи временно "просели" (а не упали, как ошибочно решили российские аналитики).
4. Откуда вдруг взялся слух о том, что Amazon (многие годы строивший бизнес именно на том, что они не имеет никакого отношения к накладной и малоприбыльной оффлайновой торговле) проявила интерес к открытию оффлайновых магазинов? Просто после того, как в нулевых умерла тысяча независимых магазинов, начиная с 2009 года число маленьких независимых книжных в США только
растет. И выросло на треть - до 2311 в 2016 году. Собственно, главным выгодополучателем роста бумажных продаж стали именно такие книжные магазины. Вполне логично, что крупная корпорация планирует захватить и эту перспективную нишу для реализации.
5. Великобритания. За прошлый год там продано на 2% больше книг и заработано на 6% больше, чем в 2015-м. При этом продажи печатных книг выросли на 7%, а электронных - снизились на 4%. Вот только нужно учитывать: в 2015 году электронные книги занимали 26% английского рынка, в прошлом - 25%. Плюс, цены на электронные книги повысились. Также отметим что 50% всей художественной литературы в Великобритании продается в электронном виде.
6. Американские компании Nielsen, которая собирает данные о продажах, и Digimarc, предлагающая издательствам услуги по поиску пиратских копий, опубликовали результаты исследования книжного пиратства в США. Картина получилась несколько неожиданная. 72% американских «пиратов» - с высшим образованием, 47% - в возрасте 30-44 лет, а 2/3 - с доходом более 60 тысяч долларов в год. Художественная литература - на первом месте предпочтительных категорий (58%). Но на втором - профессиональная (47%), на третьем - научные монографии (36%), на четвертом - нон-фикшн (34%). Среди всех каналов нелегального распространения книг примерно половина трафика приходится на те, которые невозможно перекрыть, - это распространение от человека к человеку (по почте, через мессенджеры, на флешке, через закрытые приватные онлайн-хранилища). Кроме того, из скачанных каждым пиратом 15 книг в год примерно треть он еще и покупает.
Общий ущерб (то есть недополученный доход), который нелегальное распространение наносит американской книжной индустрии составляет 315 млн долларов (т.е. примерно 7% американской розницы).
7. Что у нас? Прогноз Олега Новикова о том что в натуральном выражении падения рынка не ожидается не сбылся. По последним данным Российской книжной палаты, в «натуральном выражении» (то есть в количестве выпущенных в свет экземпляров) рынок продолжает сокращаться. В 2016-м российские издательства выпустили 446 млн 274 тыс. книг - на 3% меньше, чем в прошлом году. За восемь лет совокупный выпуск книг сократился в 1,7 раза, примерно до уровня середины 1990-х
Расширился ассортимент, но из-за переизданий книг прошлых лет (их количество выросло на 9%). Тиражи переизданий, впрочем, сократились - в среднем примерно с 11 экземпляров до 7 тыс. экз. Тиражи новых изданий в среднем выросли совсем незначительно - с 2,9 до 3,2 тысяч экземпляров. Большинство книг (55%) выходят тиражом меньше тысячи экземпляров, почти половина (48%) - меньше пятисот. Количество бестселлеров сократилось в два раза: в 2015 году тиражом более 100 тысяч экземпляров издали 319 книг, в прошлом - 160.
виа
Владимир Харитонов (с)