Вчера я
рассказывал вам о том, как современные писатели-фантасты зарабатывают финансовые средства, используя различные краудфандинговые проекты. В ходе разговора зашла речь и о так называемом «сборе средств по подписке». Что это за зверь такой и с чем его едят? Ответы на эти вопросы мне поведали авторы, активно использующие данный способ прямого финансирования читателями писателей.
О том, как происходит процесс сбора средств по подписке, в моих постах уже рассказывал писатель Дмитрий Рус. Если кому интересно, пройдитесь по ссылкам и почитайте его
Живой Журнал. А вот что мне поведал
Василий Маханенко, один из пионеров подобного опыта взаимодействия с читателями и (на секундочку) автор, чью
страничку на СамИздате посетили почти четыре миллиона пользователей. Рассказ у Василия получился весьма подробный, интересный и весьма полезный.
Василий: У меня было два проекта, которые я запустил через подписку. И если первый из них - это был опытный проект, созданный специально под подписку, а вот текст второго проекта (продолжение одного из самых популярных циклов Маханенко - прим. Н.А.) я совсем не хотел светить в интернете, но читатели настояли.
Проект №1. Первые два месяца на этот проект вообще мало кто подписывался, поэтому один мудрый человек, предложил устроить читателям небольшой бонус - оставить основную подписку, но предложить еще одну, добавив в качестве "бонуса" к ней материалы, не вошедшие в книгу (структуру мира, которую я делаю для себя, а также небольшой реальный сувенир (специально разработанную под это дело открытку)). Результат меня очень удивил - из 1200 подписавшихся, примерно 30% заинтересовалась дополнительным бонусом. Оказалось, что кроме текста читателю интересно подсматривать за тем, как пишутся произведения. В результате Проект №1 принес мне внушительную сумму, часть их которой ушла на открытки и их отправку. Длился проект восемь месяцев. Я не делал рекламы, не настаивал на подписке, не зазывал народ - мне было интересно, как пойдет. Это был первый опыт и он, в принципе, мог быть назван успешным.
Оказалось, что в чистом виде подписка мало кому интересна - зачем платить за текст, если через некоторое время этот же текст может быть размещен в свободном доступе. Такова специфика наших людей и пока с этим ничего поделать нельзя. И, опять же, на мой взгляд, ситуация сейчас намного лучше, чем год назад - люди начали привыкать к такому понятию, как платная подписка. Еще пару лет и для писателей это будет едва ли не основной источник дохода.
Проект №2. Подписка на него делалась на основе обретенного опыта Проекта №1. Было сделано три вида подписок, когда кроме основного текста читатели получали несколько дополнительных рассказов и оригинал книги с моим автографом, при этом оплату за покупку и отправку книг читатели брали на себя. Длился проект по подписке шесть месяцев, особой рекламы тоже не было, однако к этому моменту возникла огромная армия читателей серии, которым хотелось узнать, чем закончится цикл. По результатам проекта у меня оказалось 3300 подписчиков, которые суммарно принесли в четыре раза больше, чем Проект №1.
Подписка - штука хорошая, правильная, финансово стимулирующая автора, однако для того, чтобы ее внедрять, на мой взгляд, необходимо отдать в открытый доступ одну книгу. Если делать подписку на новую серию, люди не станут на нее подписываться (как было в случае с Проектом №1), они не знают сути серии и терять деньги мало кто хочет. Да, определенная аудитория заинтересуется, однако это будет не три с лишним тысячи, а всего одна тысяча подписчиков. Нам же интересна массовость. Именно это я говорю всем тем, кто обращается ко мне по поводу подписки и как правильно ее организовать - вначале отдайте людям текст. Затем берите деньги.
Ещё один интересный момент. Василий рассказал о данном вопросе с юридической точки зрения - должны ли те, кто делает подписку, платить налоги?
Василий: Главное, что нужно указывать в предложениях на подписку - это именно доступ к черновикам автора, создаваемым в процессе написания произведения. Не к готовой книге, не к какому-то результату, а именно доступ к процессу. Это очень важно. Как только получается результат, который можно пощупать - сразу возникают налоговые обязательства. Но платить налог за то, что вы разрешаете людям смотреть, как автор "пишет картину", не нужно. Ибо вы не продаете "книгу", вы не продаете результат, а всего лишь предоставляете доступ. Повторюсь, но это важно. Как только автор указывает, что "вы мне 100 рублей, я вам написанную книгу" - здравствуй доход и налоги.
P.S. Приведу несколько цитат из комментария из моего прошлого поста от писателя Ивана
faber_visum Магазинникова:
«Никита, поправлю - по подписке я собрал 53 000 уже, и еще 32 000 просто так читательских благодарностей до подписки, итого 85 000. Но у меня проблема: я начинал с нуля. Т.е. у меня не было сайта, не было бумажных публикаций, в отличие от остальных авторов, только Самиздат и несколько романов на нем...
...Дима Рус заранее аккумулировал у себя порядка 6 000 читателей на форуме и у него вышло на момент электронных продаж 3 книги тиражом 30 000. Результаты у тебя есть в посте.
У Михайлова, который придумал саму подписку, уже было семь изданных книг и 2 500 человек на его уютном форуме.
У Маханенко за спиной было пять книг Шамана и первое место на СамИздат по посещаемости, свыше 1 200 000 человек. На его Галактиону и Шамана-6 подписалось 4000 человек.
Ну и если спросить у фаната ЛитРПГ, кто у нас "столпы жанра", то мы услышим все те же три фамилии: Рус, Михайлов и Маханенко. Т.е. их несомненный успех обусловлен в том числе известностью и сложившейся вокруг авторов аудиторией в десятки тысяч читателей...
...Сейчас запустил подписку Левицкий на неофициальное продолжение СТАЛКЕРА со своими персонажами, у него тоже будут отличные результаты. Но это Левицкий и это Сталкер»