Гуляли мы вчера в Парке Горького и случайно завернули в сторону летнего кинотеатра. И вот я уже лежу на пуфе на деревянном помосте, закутавшись в плед и поедая мороженку. Надо мной луна и звезды, а на экране в красочном 3D нереально красивые космические миры и инопланетные расы. Глубокое эмоциональное погружение в дивный фантазийный мир, как будто я на ярмарке случайно заглянула в цирковую палатку, полную магии и нереальных трюков. Люк Бессон сумел ненадолго вернуть меня в дивный мир детства, где стоит взять в руки томик какой-нибудь фантастики и сразу превратишься в бесстрашного героя в скафандре и с бластером. Окажешься в эпицентре космического приключения. Спасешь затерянную в космосе планету, пролетишь сквозь тысячу световых лет и заглянешь в тайны Вселенной!
Не знаю, кто и за что ругает эту экранизацию комиксов. Но я очень благодарна Бессону, что он ненадолго вернул меня в мир грез и фантазий о далеком будущем, где возможны такие приключения!
Коротко я не умею, поэтому вот чем меня зацепил "Валериан и город тысячи планет".
КОМИКС
Любой фантастический сюжет в современном мире имеет какого-либо прародителя. Но с «Валерианом…» дело обстоит иначе. Комикс, по мотивам которого Бессон снял свою космооперу, сам являлся источником вдохновения для много каких киноисторий. Хотя и сам комикс явно заимствовал кучу сюжетных идей из культовой фантастики прошлого века - Ли Брэкетт, Нортон, Гамильтона, Берроуза. Не буду заново изобретать велосипед, а просто дам ссылку на прекрасный обзор французского комикса от
aleksei_turchin.
Прочитайте про взятые из «Валериан» Лукасом в «Звездные войны» идеи.
СКАЗКА
Бессон - взрослый творческий человек, в котором выжил ребенок. И с экрана он рассказывает нам еще одну версию классической древней сказки. Главный Макгаффин фильма - смешной звереночек мюл-конвертер, кушающий какой-то предмет и в ту же секунду выбрасывающий из заднего прохода сотню таких же. На первый взгляд выглядит нелепо. Однако это прямая отсылка к одной из самых древних сказок многих народов мира и даже религиозных учений. У индусов из снесенного яйца рождается Брахма. У греков из брошенного в море яйца появляется Демиург. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает Вселенная на холме посреди океана. В китайской легенде из Вселенной в виде яйца рождается прародитель Пань-гу.
Жемчужина райского мира Мюл - некое мистическое яйцо, источник энергии, зарождения жизни, создания звёздного неба и всего сущего. Ну появляется путем потуг организма зверька:-)))
Простите, но я все еще иногда грызу труды В.Я.Проппа, у которого тоже есть разбор такого сюжета. И он видел в композиции кумулятивной сказки вообще и сказки про нашу русскую курочку Рябу с золотыми яйцами космическую природу. «Ничтожность этих событий иногда стоит в космическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало - разбилось яичко, конец - сгорает вся деревня)». Пропали все перлы и зверьки - пропала целая цивилизация планеты Мюл. Все это я пишу, чтобы вы поняли насколько важный элемент в «Валериане…» этот милый зверюшка, любящий душ из обогащенного урана.
МУЗЫКА
Открывашка фильма под музыку Дэвида Боуи "Space Oddity" просто замечательная. История развития станции «Мир» - прародительницы города тысячи планет «Альфа». Прекрасный видеоклип о быстротечности времени и смене поколений. А Дэвид Боуи настраивает ваши личные мозговые волны на просмотр и манит в лабиринт воспоминаний о чистом фэнтези 80х.
И дальше по всему фильму фоном проходит много прекрасного - классический джаз, Боб Марли, диско, но все это переделано и интегрировано в другие треки. Хороший кивок в сторону стиля База Лурмана.
Совершенно философский кусок, когда Валериан идет по аллее Удовольствий на станции под звуки хита 70х от Bee Gees и сталкивается на улице с кучей вполне узнаваемых кино-персонажей. Здесь даже мелькает Джессика Рэббит из «Кролика Роджера».
И напоследок немного про кивки себе, любимому французскому и классике Голливуда. А вот СПОЙЛЕРЫ! Лучше не листать ниже.
Бессон верен самому себе - цитирует в картине свои же произведения. Особенно заметны здесь кивки "Пятому элементу", который он тоже снимал с оглядкой на комикс про "Валериана". И если в "Пятом элементе" он на тему тайно утянутых в "Звездные войны" моментов из комикса иронично шутил, то в "Валериане..." уже вовсю являет миру все это - похожий корабль, ироничные пикировки (хотя комикс-диалоги режут слух) юноши и девушки, историю с побегом через мусоропровод, жирного торговца на черном рынке как Джабба Хатт, жадных еврееподобных старичков как Уатту из ЗВ-1. Проблема в том, что основной зритель, ничего не зная про французский комикс, думает, что Бессон ссылается на классические "Звездные войны" и фырчит. А это неправильно!
Самая кинематографичная часть по отсылкам к кино - это весь кусок, где Валериан пытается спасти свою напарницу Лорелин из плена страшных инопланетян-рыбаков:-) Начинается приключение со знакомства героя с танцовщией Баббл, роль которой досталась Рианне. И Рианна просто офигительно прекрасна, благо выступает она на своей территории дивы космического бурлеска. И в этой сцене собрано много всего - от классического парижского Мулен Руж до «Кабаре» и сексуальных образов мужских фантазий. И это просто бомба!!!
И конечно дальнейшие отсылки не меньшей милоты. Лично я в сцене пирушки императора странных рыбаков увидела жирнейшую отсылку к "Индиана Джонс и Храм судьбы". Плюс там прекрасная работа Бессона с персонажем, который общается со зрителем лишь мимикой:-)
Ну и конечно сцена смерти Баббл, которая должна вроде быть печальной, но выглядит смешно и гротескно! Муки актрисы о нереализованных сценических образах!
Люк Бесон все также не забывает про «Одиссею Жака Кусто». Там много еще чего есть из классики кинематографа, главное не пропустить:-)
И конечно райский пляж!
Что до легковесности картины, то здесь я немного не соглашусь. Люк Бессон мог прописать любой сценарный вариант из 50-лентнего комикса. Он же выбрал тему, очень перекликающуюся с современными геополитическими проблемами хотя бы во Франции. Здесь у него есть намеки на многоконфессиональность общества, проблемы развития и эволюции отсталых самобытных общин. Здесь жирно про мигрантов, африканские племена и их страдания от военных действий на мирных территориях. Просто все это ускользает от зрителя, потому что Бессон и не пытается сделать политику основной темой картины. "Валериан..." у него все же про доброту, мир во всем мире и любовь:-) Доброе и безумно красивое кино!