«Первому игроку приготовиться» книга о том, как в недалеком будущем все человечество оказывается погруженным в некий мир виртуальной реальности под названием OASIS. Все рабочее и свободное время население планеты предпочитает проводить в компьютерной симуляции, где учится в школе, ходит на работу, в церковь, путешествует и так далее. Детям чуть ли не в детском саду выдают тактильные перчатки и визоры. Потому засранная планета, политическая жизнь и будущее планеты мало кого уже волнует. Реальность же приближается к тому, что показано в фильме "Безумный Макс". Но землян мало волнуют бытовые проблемы, важнее происходящее в вымышленной вселенной с миллиардом планет и виртуальных фантазий.
Главный персонаж романа 17-летний парень все свободное время посвящает глобальной компьютерной игре, созданной почившим изобретателем OASIS. Согласно предсмертному завещанию миллиардера, прошедший все этапы квеста участник игры получит в награду кучу денег, контрольный пакет акций и руководящий пост в корпорации, создавшей симуляцию. Однако помимо обычных пользователей в игре принимают участие конкуренты создателя, желающие заполучить главный приз и прибрать к рукам OASIS вместе со всеми пользователями и плюшками.
Серьезное отличие этого подросткового квест-романа от остальных в том, что его автором является профессиональный сценарист Эрнест Клайн. Свое произведение он сразу писал в формате, удобном для экранизации, права на которую Warner Bros. Pictures выкупили еще на стадии черновика. В начале ходили слухи, что заниматься съемками картины будет Кристофер Нолан, но затем режиссерское кресле отжал себе Стивен Спилберг. Над созданием части виртуальной реальности с аватарами персонажей сейчас работает три крупных конторы, включая Industrial Light & Magic. Роман Клайна «Первому игроку приготовиться» был очень тепло принят не только гиковской публикой США, но получил две награды Alex Awards (литература, рекомендованная Библиотечной ассоциацией детям 12-18 лет) и «Прометей».
Тем не менее обзоры на наших книжных форумах у этого произведения не такие уж и восторженные. И как мне кажется, главной виной тому бэкграунд книги, где практически все крутиться вокруг тем, с которыми большинство читателей вряд ли знакомы также глубоко, как автор книги и голливудские киноделы. Мне очень хочется поделиться полезной информацией для более глубокого погружения в гиковскую вселенную 80-х «Первому игроку приготовиться», где балом правят старые аркадные игры, популярные картины времен VHS, книги известных фантастов и музыка классического MTV!
Ниже в двух частях чуть-чуть про материал, который Эрнест Клайн использовал при написании романа. Первая часть коротенькая и без спойлеров с описанием фильмов из романа. Вторая часть со спойлерами для прочитавших. Читать не запрещаю, но описание кусков из книги может испортить момент новизны при дальнейшем прочтении. За ошибки прошу прощения, но столько написала, что сил все это править нет:-)))
Клайн не скрывает, что идею романа почерпнул из произведения «Чарли и шоколадная фабрика», где эксцентричный владелец фабрики предлагает детям поучаствовать в конкурсе, в котором победить может лишь достойнейший. Здесь у главного героя та же задача - разгадывать странные загадки, которые абсолютно все вертятся вокруг культурного гиковского наследия 80-ых. В романе упомянуто столько, что не знающий ничего о Дугласе Адамсе, Толкиене, "Звездных войнах", "Индиане Джонсе", "Матрице", аркадных игровых залах с "Galaga" и "Pac man" вообще вряд ли что-то поймут из написанного. Тогда книга просто превратится в некое подобие "Бегущего в лабиринте" или "Голодных игр". Сама я далека от "поколения Atari". Из настольных игр 80-х знакома лишь с устройством "Dungeons & Dragons" (Подземелья и драконы). И лишь потому, что ее часто упоминали в "Теории большого взрыва" и вот недавно в "Очень странных делах".
Эрнест Клайн сделал из своей книги такой же виртуальный квест, в котором есть легко считываемый базовый уровень и некий подуровень для продвинутых гиков в виде шуточек, цитаток и жирных отсылок к различным произведениям. И их так много, а между собой они так тесно связаны, что к середине произведения даже у меня голова пошла кругом. К тому же известно, что Кляйн зашифровал в своей книге название сайта с квестом, пройдя который победитель должен был получить в награду DeLorean из "Назад в будущее". Про итоги конкурса ничего не знаю, но мне эта великая тайна не открылась:)
Еще одной отсылкой к "Назад в будущее" является название одного очень важного для персонажей игры трактата - "Альманах".
Описанная же в первой части книги Клайна игровая вселенная квеста почившего миллиардера очень смахивает на подростковый мир фильмов режиссера Джона Хьюза и других школьных хитов 80-х. В книге упоминаются "16 свечей", "Милашка в розовом", "Клуб завтрак","Выходной день Ферриса Бьюллера", "Ох уж эта наука", "Мест придурков", "Уж лучше умереть". Поклоннику всего этого остается только расслабить булки и насладиться чтением.
Джон Хьюз вообще не зря проходит тонкой линией через все повествование. Помимо таланта делать доброе и очень умное кино о важных для школьников вещах, Хьюз был безумным фанатом пасхалок. Он сам создал свою маленькую школьную вселенную в штате Иллинойс. Вставлял в картины тайные знаки из своей личной жизни. Например, номер на машине Джейка из "16 свечей" это дата рождения Хьюза. В его картинах в камео снимались семья и друзья, а некоторые куски из предыдущих фильмов он полностью воссоздавал или вставлял уже отснятые в новые фильмы.
Вот вам милая история о нем. На съемках "16 свечей" Молли Рингволд и Энтони Майкл Холл никак не могли найти общий язык. Тогда Джон Хьюз отправил двух актеров вместе в музыкальный магазин за пластинками, где дети поняли насколько у них совпадают музыкальные вкусы и начали встречаться о-ла-ла:-) Этот момент Хьюз грамотно вставил в сценарий своей картины "Милашка в розовом", где главные персонажи тусуются в музыкальном магазине пластинок, а девочка из рабочего класса сближается с мальчиком из высшего общества.
Важная роль в произведении и квесте уделена трем картинам. В тексте уже есть очень много сносок и упоминаний на "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта. Само описание ссылок на фильм довольно подробное. Вспомнить это кино нужно скорее для визуализации того, что будет происходить с главным героем картины по ходу квеста.
Второй фильм "Монти Пайтон и священный Грааль" привнесет в одно из важных виртуальных сражений элемент абсурда. Это весьма смешной кусок книги, если освежить в памяти весь идиотский британский юмор "Летающего цирка":-)
И третья картина из квеста "Военные игры" 1983 года с Мэттью Бродериком в главной роли. Три номинации на "Оскар", 6 номинаций на "Сатурн" ("Сатурн" за лучшую режиссуру). Ну и культовый статус в определенной среде компьютерных гиков и хакеров:-)
Мне кажется, что Клайн сам был настолько безумным фанатом этой картины, что использовал ее не только внутри своего произведения, но и как источник вдохновения. Слишком много роднит «Военные игры» с содержимым романа. 17-летний школьник, немного асоциальный, немного где-то двоечник, но много где в компьютерной области гений. Своего рода Хан Соло, способный срезать дугу Кесселя до 14 (12) парсеков. Парень из фильма также как персонаж Клайна впутывается в весьма серьезное соревнование, где его противником становится умный компьютер, тем не менее созданный человеком с определенными привычками и прошлым. И парнишка также роется в биографии профессора и вычленяет нужную ему информацию из открытых источников, чтобы победить в этой игре.
Три упомянутых картины лишь верхушка айсберга, потому что еще больше в книге будет шуток из "Автостопом по галактике" Дугласа Адамса, отсылки к "Горцу", "Конану-варвару", "Красному рассвету", "Короткому замыканию", "Бразилии". А еще куча ссылок на японские мультики (один из ключевых персонажей будет летать на корабле из мульт-сериала "Ковбой Бибоп"), Трансформеров, Мехагодзилл и Кайдзю и т.д.
Отдельно стоит отметить вписанный в книгу саундрек. Все упомянутые композиции не только задают эмоциональный тон повествованию, но также являются отсылками к культурному наследию 80-х. Например, в романе есть момент, когда главный герой старается привлечь к себе внимание девушки с помощью композиции "In your eyes" Питера Гэбриэла и много где эксплуатируемого образа Кьюзака из драмы "Скажи что-нибудь". Для примера Эмма Стоун с той же темой и Кьюзаком в "Отличнице легкого поведения".
Ключевую роль в романе играет творчество группы "The Rush". Клайн фанат группы, о чем упоминает еще в сценарии своего дебютного фильма "Фанаты" (Fanboys). Там персонаж Дэна Фоглера слушал в машине только композиции "The Rush". В "Первому игроку приготовиться" он вывел свою одержимость их музыкой на совершенно новый уровень, включив песни и оформление одного из альбомов в финальное задание одного из квестов.
В первой части книги все повествование крутится вокруг школьной планеты Лудус, где учится главный герой. Даже открывающая песня "Dead Man’s Party" Oingo Boingo прямая отсылка к комедии Алана Меттера 1986 года «Снова в школу» про эксцентричного миллионера и его сына. Этот фильм забит в повествование совершенно не просто так. В нем есть одна очень крутая пасхалка-камео. В одном из эпизодов писатель Курт Воннегут сыграл самого себя. Ссылка на этого писателя есть и далее по тексту - так называется космический корабль Парсифаля.
Упоминаемая в первой части музычка тоже всю дорогу знакомая. Например, «Safety Dance» Men Without Hats тоже ужасно хитовая песня и я помню ее по школьным дискотекам. Из фильмов 80-х ничего не помню, но вот из поздних она есть в саундтреке к «Отвези меня домой» и «Машина времени в джакузи».
Про квест из первой части по фильму "Военные игры" я написала выше. Добавлю только, что в открывающей сцене снимается очень-очень молоденький Майкл Мэдсен.
А вот с компьютерной игрой и "Подземельями и драконами" я увы не знакома, так что этот кусок прошел мимо меня. Переходим от лирики и романтики школьных комедий к темному злому кибер-панку 80-х.
Во второй части уже лидером игры Парсифаль переедет из района автофургонов в другой город и поселится в здании бывшего отеля. И в этой части книги будет много отсылок к японским хикикомори и японской культуре. Здесь также все строится вокруг панк-вселенной "Бегущего по лезвию" и аналогичных картин 80-х. Номер этаж и номер квартиры Парсифаля 42/4211 указывает сразу на Дугласа Адамса и его "ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого" и на апартаменты Рика Декарта из "Бегущего по лезвию" - 97 этаж квартира 9732. Кстати, в самой ленте Ридли Скотта 1982 года много в каких кадрах можно увидеть логотип фирмы "Atari", выпускавшей компьютерные игры в 80-х.
Во время своего утреннего мациона в квартире Уэйд бегает в симуляции по радужному мосту Биврёст от Асгарда к другими мирами. Комиксов в книге я практически не заметила, попалась вроде только "Говарда Утка" да вот упоминание моста. В своей виртуальной реальности у Парсифаля есть компьютерный ассистент по имени Макс Хедрум, персонажа культового кибер-панк сериала. Это может быть отсылкой к Инциденту Макса Хедрума, произошедшему 22 ноября 1987 года в Чикаго и ставшего самым известным случаем вторжения хакеров в эфир. В одной из сцен в финале второй части Парсифаль задает Максу команду-алгоритм "Кром строг, силен и вечен". Крому поклоняются в Киммерии, откуда родом Конан, так что тут есть отсылка к "Конану-варвару":-)
Понравилось довольно скрупулезное описание дискотеки, на которую во второй части Парсифаль отправляется вместе с Артемидой. Тут автор тоже добавил в описание аватару много чего личного и из своей автомобильной коллекции. Так личная машина у аватара естественно DeLorean, но с наклейками из "Охотников за приведениями".
А одевает свой аватар Уэйд по образу персонажа Питера Уэллера из фильма "Приключения Бакару Банзая в восьмом измерении" 1984 года.
На вечеринке R2D2 играл New Order - Blue Monday. Артемида пила любимый "Glenmorangie on the rocks" Коннора Маклауда из "Горца", а Парсифаль "Пангалактический грызлодер" из "Автостопом по Галактике".
Вторая часть повествования строится вокруг легенды о поисках Грааля и Рыцарях круглого стола. Лирическое отступление. Имя Парсифаль у главного героя мне пришлось весьма по душе. И не только потому, что тема поисков и обретения мифического Грааля проходит красной линией через весь роман. Тут стоит вспомнить любимого Вагнера и образ Парсифаля из одноименной оперы. По сюжету Парсифаль мужем был достойным, но без рыцарской куртуазности и пафоса, воспитанный вдали от роскошных замков в лесу. Эдакий вариант Гарри Поттера из английской мифологии. Одна из историй Парсифаля - посещение таинственного замка и поиски загадочного талисмана с заклятьем, словно нечаянно обнаруженный аппарат в боулинге на планете Ар-Када.
Еще по сюжету вагнеровской оперы в своем походе Парсифаль попадает во дворец с роскошным садом, где его ум пленяет прекрасная дева Кундри. На девушке лежит вечное заклятие, снять которое может только «чистый простец, прозревший через сочувствие и раскаяние». Парсифаль влюбляется в деву и вязнет в этом райском саду удовольствий как муха в варенье, позабыв о необходимости отыскать волшебные трофеи. Но таки находит в себе силы оставить Кундри и пойти дальше. Прям как Парсифаль, влюбленный в Артемиду и позабывший об игре. Думаю, что в третьей части книги автор поэтому вспоминает именно «Монти Пайтон и священный Грааль». Рыцарские походы, священный Кубок, белый кролик и полный идиотизма момент, когда пройти по мосту за Граалем можно лишь ответив на три (пять:-)) загадки охраняющего мост Волшебника.
В третьей части очень много чего крутится вокруг темы спасения прекрасной девы доблестным рыцарем - "Бегущий по лезвию" тихонечко перетекает в "Бразилию" Терри Гиллиама, когда Уэйд Уоттс добровольно сдается в рабство IOI. Смышленый хакер при побеге даже имя в системе себе вбивает Гарри Таттл. Арчибальд «Гарри» Таттл персонаж Де Ниро из "Бразилии". И здесь же опять намек на Гиллиама как режиссера-любителя загрузить в свой фильм всяких пасхалочек и отсылок: битвы с самураем как отсылка к сновидческому сражению Люка Скайуокера с Вейдером, отсылки к японскому творчеству Акиры Куросавы и куски из фильма «Бесконечная история» Вольфганга Петерсена, использованные в "Бразилии". А вот сами браслеты в этой тюрьме лично мне напомнили о фильме 1991 года с Рудгером Хауэром "Смертельные узы". кстати, номер ячейки в общежитии IOI у Уэйда был 42G - опять Дуглас Адамс?
Там же упомянута культовая короткометражка Джорджа Лукаса "Электронный лабиринт THX 1138 4EB". Один из постеров к THX 1138 с биркой на ухе компании WarnerBros. отсылает к камере слежения на ухе Уэйда в здании IOI.
В общем тема героических снов в виртуальности против оруэлловской реальности современной корпорации IOI. Это совершенно замечательный кусок в книге, который показывает переломный момент в жизни Уэйда. Парень резко взрослеет и готов спасать жизнь близких ему людей не только в виртуальной вселенной. Очень меня тронула эта часть про одинокого борца с бездушной корпоративной системой.
И еще в третьей части Эрнест Кляйн решил основательно рубануть по Толкиену, переплетая хоббитовские приключения в Мордоре с историями о короле Артуре и подмешивая туда японских Мехагодзилл с Кайдзю и Трансформерами. Осада захваченного "шестерками" IOI замка это дофига к чему отсылки. Но мне по душе больше всего пришлась тема "Двух башен". Здесь персонажи Клайна словно Хоббиты на плечах у Энтов штурмуют владения Сарумана. И где-то там на смотровой площадке один из чародеев удерживает энергетическое поле с помощью волшебного шара. И в финале читаешь:
... Уже неработающий шар Озувокса покатился по опустевшей смотровой площадке.
А в голове сразу всплывает Толкиен "Две башни":
...Это был хрустальный шар, темный, но сверкающий изнутри красным алмазом пламени. Он покатился по лестнице и направил свой бег к глубокой луже. Пин подбежал и подобрал его.
В общем главный герой книги Уэйд очень мне нравится. Мне кажется, что есть определенное мастерство придумать вот такого персонажа - одновременно серьезного и раздолбаистого балбеса, робкого и смелого, честного и хитрого, с прекрасной самоиронией и добрым сердцем. Буду всем сердцем желать, чтобы Уэйд Оуэн Уотс встал в один ряд с Артуром Дентом, Коннором Маклаудом, Фродо из Шира и Риком Декартом.
No one in the world ever gets what they want and that is beautiful (с) They Might Be Giants "Don't Let's Start"
Я думаю, что на этом я остановлюсь. Книга меня очаровала и даже не столько вот этой кучей всяких отсылок к любимой кино-эпохе. Мне понравилось как изящно в этот квест с шутками автор вписал довольно серьезные темы о неприятии родителями сексуальной ориентации детей. И о том, что внешность и даже пол действительно не так важны в человеке, если сам человек достойный и хороший друг или больше. И что иметь мозги и хорошо разбираться в какой-то субкультуре, быть экспертом в компьютерных играх мегапрекрасно, но и о Шекспире забывать не стоит:-) Но самое главное здесь все же посыл автора про то, что нужно заботиться о нашей реальности, природе и принимать себя в этом всем, а не сбегать в виртуальный мир фантазий, где само собой хорошо всегда в своих фантазиях.
После прочтения романа от экранизации не жду ничего хорошего. Не верю, что столько всего можно впихнуть в стандартные рамки. Очевидно, что порежут книгу довольно серьезно. Радует, что права на много чего упомянутого в романе принадлежат "Ворнерам". Возможно увидим на экране в 3D башню Tyrell Corporation и лукасовских охранников из THX 1138. И тому, что Парсифаля будет играть Тай Шеридан я лично рада. Мне парень очень нравится.