Вечером овладело мной безумное желание освежить в памяти классику подростковых хорроров - "Гремлины" Джо Данте. И во время просмотра я вдруг поняла, что вся эта милота "Первому игроку приготовиться" для меня связана с тем, что Спилберг современное кино для современной аудитории все же сделал по шаблонам, которые были безумно популярны в картинах из ранних 80-х.
О том, как в те годы режиссеры любили запихивать в свои произведения пасхалки и звать в камео семью и друзей я не раз уже рассказывала в обзорах других фильмов. Но именно "Гремлины" в этой традиции наиболее близки к "Первому игроку приготовиться". Итак, небольшой рассказ о том, как авторы "Гремлинов" Джо Данте и Крис Каламбус весь фильм троллят творчество своего продюсера Стивена Спилберга, а также разбрасывают по всему фильму мелкие цитаты из фантастики и гиковской классики для поколения 80-ых!
Долгого вступления не будет. Сразу же на промо-постере спрятана первая пасхалка. На пуговице джинс главного героя, который держит в руках коробку с чем-то пушистым - символ студии Спилберга "Amblin Entertainment".
Открывающие титры здесь тоже не совсем простые, потому что Данте уговорил студию Warners разрешить ему использовать классический олдскульный логотип WB, который к тому времени уже лет 10-15 как был модернизирован на новый. Это должно было настроить зрителя на некий лад ностальгии по мистике 60-х годов! Да-да, это предыдущий виток ностальгии для 30-летнего зрителя:-) Как и сама открывающая сцена, где папа будущего владельца Гизмо рассказывает историю, как он дошел до всего этого в стиле нуарных детективов 50-х. Здесь в мистическом китайском квартале его проводником служит персональный сайдкик мальчишка. Эта сцена буквально сперта у Спилберга, который параллельно снимал свой "Индиана Джонс и Храм судьбы".
Далее из мистического подвала мы переносимся в родной городок семьи Пельцеров в канун Рождества, сделанный один в один как в культовой картине "It’s A Wonderful Life". И первый биллборд на здании как бы намекает:-) См. выше про "Храм судьбы".
А затем наш главный герой Билли со своим верным спутником Чубаккой псом идет на работу мимо городского кинотеатра, где показывают фильмы "A Boy’s Life" и "Watch The Skies". Это рабочие названия картин Спилберга "E.T." И "Близкие контакты третьей степени".
Стоит добавить для тех, кто с фильмом не знаком, что сам пушистый китайский Гизмо был создан по образу спаниеля Спилберга. Вспомните, с кого нарисован Чубакка для "Звездных войн".
Ну и собственно та корзину, в которой таскают шар Озувокс в "Первому игроку приготовиться".
Весь фильм очень много цитируют классические фильмы того времени от "Этой прекрасной жизни", "Дня Триффидов" до "Звездных войн" и "Безумного Макса". К озвучке гремлинов привлечены официальные голоса Optimus Prime и Megatron тех лет. Не буду останавливаться подробно, потому что не такой я знаток классики 60-х. Вот Кори Фельдман в фильме определяется легко. Именно с его подачи стартует череда неприятностей с этими пушистыми созданиями.
Самый жирный по пасхалкам момент в картине, это когда папа Пельцер звонит из холла выставки изобретателей домой. Можно реально ставить на стоп-кадр и смеяться. Во-первых, там снялась куча людей, причастных к созданию "Гремлинов". Вот сам Спилберг на кресле-каталке со сломанной ногой:-)
Робот из мегапопулярной фантастики "Запретная планета".
И машина времени из фильма Джорджа Пэла 1960 года. Уж эту машину все должны узнать хотя бы после сериала "Теория большого взрыва"!
И в конце расскажу про сцену, которая также очень тесно перекликается с историей Артемиды и Парсиваля из "Игрока". В фильме у Билли Пельцера есть любовный интерес Кэйт, которую играет звездочка того периода Фиби Кейтс. И вот один из самых трогательных моментов в ленте их разговор, во время которого Кэйт признается, что ненавидит Рождество! Девушка в сердцах рассказывает, что этот светлый мир Рождества не для всех светлый, потому что вот ее папа погиб в рождество, пытаясь доставить подарки семье....через каминный дымоход:-)
На этом останавливаюсь, хотя там есть еще много чего.
Как видите, Эрнест Клайн не первопроходец в жанре добавления в повествование пасхалок. Да и Спилберг сейчас просто вспоминает забытые традиции создания картин для гиков-подростков. Даже не смотря на то, что Гремлины совсем не пуси и даже способны на убийство, а фильм такой образец веселого трешового хоррора, все равно крайне рекомендую к просмотру тем, кто только начинает знакомиться с гик-классикой 80-х.
Разбор пасхалок и отсылок в "Гремлинах-2. Новенькая партия".