Продолжение и конец
(См. выше Часть VI)
Каждому беспристрастному человеку, который хотел бы внимательно ознакомиться с так называемым украинским сепаратизмом, не может не быть ясным, что он вызван искусственно, преднамеренно обострен до крайности без серьезных для этого оснований и что все это беспочвенное движение в конечном итоге сводится только к злостному политическому заговору против единства русского народа и русской земли.
Это очевидно уже из того факта, что для зарождения и развития украинского сепаратизма надо было пользоваться низкими методами обмана русских людей, сознательным и грубым искажением малорусского наречия, недобросовестным извращением богатой общерусской истории, литературы, этнографии и по возможности вообще проявлений творческой деятельности населения Юго-Западной Руси только для того, чтобы посеять в умах русских людей сомнение в своей тысячелетней национальности, вызвать в них национальное разложение и смуту, обострить ее до национальной вражды и, наконец, обманув и рассорив единый русской народ, отделить от него, если удастся, даже всю Юго-Западную Русь под условным названием Украина. И весь этот скверный замысел был выработан только для того, чтобы ослабить русскую государственность. Такова краткая, но вполне достоверная схема зловредного зарождения, развития и назначения украинского сепаратизма.
Одним из вполне убедительных доказательств правильности такого понимания, не говоря уже о вполне точных и неопровержимых исторических данных, свидетельствующих о гнилой ценности украинского сепаратизма, является общеизвестный факт, что украинский сепаратизм щедро финансируется и широко поддерживается всевозможньіми открытыми и тайными способами. Предпринимаются вооруженные вмешательства именно теми иностранными кругами, которые особенно заинтересованы в ослаблении русской государственности для удовлетворения их стратегических, экономических и даже территориальных вожделений. Не менее вразумительным доказательством беспочвенности украинского сепаратизма является полное равнодушие многомиллионного населения Украины, оседло и компактно живущее в прадедовской земле, культурно и экономически одинаково развитое, как и все соседние народы, к фанатически страстным призывам и действиям сепаратистов создать независимое государство. Население Украины, сознавая себя русским, знает, что уже имеет общенационально-русское государство Россию, и определенно не желает иметь другого. История свидетельствует, что все население Западной Руси, то есть той части русского народа, которую так упорно стремятся заразить сепаратизмом, и особенно крестьянство - основной, естественный и подлинный носитель и выразитель национального самосознания - всегда ясно сознавало свое кровное родство с русским народом, всегда открыто выражало самосознание и с неизменным постоянством стремилось только к полному объединению с русским народом в единой государственности. Самосознание было так органически присуще широким народным массам, так глубоко вкоренено в них, особенно в тех областях юго-западной украйны, которые по разным причинам оказались вне русских государственных пределов - Галичина, Буковина, Карпатская Русь, Лемковская и Пряшевская Русь, - в которых коренное население подвергалось особенно жестокому национальному гнету, что оказалось единственной спасительной силой, благодаря которой оно непоколебимо сохранило твердую память о своей нераздельной принадлежности к русскому народу.
В этих национально-обездоленных русских областях общенародное стремление ко всерусскому объединению не ограничивалось только пассивным и терпеливым ожиданием осуществления заветных народных надежд. Вся общественная история этих областей насыщена горячей, напряженной и жертвенной многовековой борьбой за национальные права и православное вероисповедание всеми доступными средствами. Иногда доведенные до отчаяния невыносимым положением русские люди брались за оружие и под предводительством самых энергичных и воинственных своих представителей жестоко расправлялись со своими национальными, религиозными и экономическими угнетателями. Но никогда и ни при каких обстоятельствах за все тысячелетнее свое существование они не вступали добровольно в вооруженную борьбу против русского народа. И если все-таки случалось, что какая-нибудь, обычно незначительная, группа людей оказывалась на стороне врагов русского государства и принимала участие во враждебных против него действиях, то это всегда сурово осуждалось в народном сознании, как национальное предательство.
Убедительным доказательством именно такого умонастроения широких народных масс может послужить история всех безрезультатных попыток поднять общенародное сепаратистское движение и оформить его в самостоятельную государственность. За исключением нескольких маскарадно-шутовских попыток провозглашения независимого украинского государства - всегда кратковременных, всегда кровопролитных и всегда унизительных для руководителей таких попыток, обязанных выполнять лакейскую роль прислужников своих покровителей, злейших врагов родного народа, - подавляющая масса населения русской юго-западной украйны, включая и все области, не входящие в пределы русских государственных границ, как правило, оставалась равнодушной и безразличной к таким политическим предприятиям, как к чему-то постороннему, самого народа никак не касающемуся, ничего ему не говорящему и совсем дикое его вековым понятиям, желаниям и потребностям. Несмотря на лукавые призывы, соблазнительные обещания, возбужденную пропаганду и демагогию, фанатические угрозы, преследования и даже убийства, народ оставался неподвижным, молчаливым, настороженным и недоверчивым, отлично понимая, что все это вздорная и опасная выдумка, навязываемая ему безотвественными политиканами и фанатиками. Обычно все такие истории приносили много несчастий простому, честному и беззащитному населению и всегда заканчивались позорным и поспешным бегством их зачинщиков, спасавших свои головы от справедливого народного гнева.
Вполне логично задать себе вопрос - в чем же наконец дело? Почему же вся энергичная целеустремленная и планомерная деятельность украинских сепаратистов и вся щедрая материальная и даже военная поддержка их покровителей, направленная на освобождение якобы угнетенной огромной массы живых людей, называемых украинцами, не только не приводит ни к каким ощутимым результатам, но встречает полное равнодушие и даже сознательное отрицание и сопротивление, прежде всего, именно в тех народных массах, для которых, как будто, все это делается?
И вполне законный, логичный и простой ответ на это недоумение может быть только один - украинской национальности и, следовательно, украинского народа как такового в природе не существует. Есть русский народ, живущий на необозримых русских просторах, включая и Украину, который желает жить мирно и дружно в едином государстве. Но существует украинская выдумка, эксплуатируемая небольшой группой людей, одни из которых верят в нее как в действительность, а другие расчетливо пользуются ею в своих личных и политических целях. Как всякая выдумка, особенно политическая, так и украинская оказывается мертворожденным плодом оторванной от народа небольшой группы людей и, несмотря на наукоподобную маску исторического и лингвистического характера, под которой хотят ее скрыть, она не может обмануть трезвую народную мудрость. Мертвая выдумка не принимается жизнью. Население юго-западных русских украин органически не разделяет сепаратистских стремлений своих подстрекателей и никогда их не поддержит.
Обычно, когда прекращается политическое возбуждение, вызываемое сепаратистскими агитаторами, и восстанавливается всеобщее благоразумие, останавливается и вредная возня провинциальных болтунов, бестолковых смутьянов, узких местных честолюбцев, слепых полуобразованных фанатиков, сознательных и бессознательных агентов внешних врагов, разлагающих национально-родной русский народ и возбуждающих в нем братскую ненависть. К сожалению, при этом возникают поверхностные повреждения здоровых и правильных народных понятий, которые могут быть излечены только правдивым и беспристрастным ознакомлением с прошлым народа.
Свободное слово Карпатской Руси, 11-12, 1977, с.1-18
Эту статью написал галичанин, сын известного научного и литературно-политического деятеля. Мы помещаем ее прежде всего для «великоросов», не знакомых с настроениями своих южно-русских братьев и обманываемых пропагандой украинских самостийников и сепаратистов, выдающих свои преступные и бредовые авантюры за идеалы и чаяния народа.
Наши предки после татарского разорения долгие века жили идеей воссоединения всей русской земли. Мы же, теперешние поколения русской нации должны жить мыслью о том, чтобы сохранить навеки единство русского народа и русской земли. Никакие временные политические моды, которыми заражен одурелый современный Запад и особенно англо-саксонский мир, не должны сбить нас с народного пути.