Из писем свят. Новомученика Виктора (Островидова) - Часть ІІІ

Jan 19, 2013 22:32



ИЗЪ ПОСЛАНІЯ КЪ ПАСТЫРЯМЪ ОТЪ 28 ФЕВРАЛЯ 1928 г.

«Вы оправдывающіе себя закономъ, остались

безъ Христа, отпали отъ благодати» (Гал. V, 4).

... «И это паденіе ихъ не малое и не тайное, но весьма великое и всѣмъ очевидное для имѣющихъ умъ (1 Кор. ІІ, 16); а обнаружилось оно въ извѣстномъ «воззваніи» 18/29 іюля и въ возслѣдовавшемъ за нимъ дерзкомъ раз­рушении Православной Церкви.

«Воззваніе» прельщенныхъ есть гнусная продажа непродаваемаго и безцѣннаго, т. е. - нашей духовной свободы во Христѣ (Іоан. ѴШ, 36); оно есть усиліе ихъ, вопреки слову Божію, соединить несоединяемое; удѣлъ грѣшника съ дѣломъ Христовьмъ, Бога и Мамону (Мѳ. ѴЗ, 24) и свѣтъ и тьму (2 Кор. VI, 14-18). Отступники превратили Церковь Божію изъ союза благодатнаго спасенія человѣка отъ грѣха и вѣчной погибели въ политиче­скую организацію, которую соединили съ организаціей гражданской власти на служеніе міру сему, во злѣ лежащему (1 Іоан. V, 19). Иное дѣло лойяльность отдѣльныхъ вѣрующихъ по отношеиію къ гражданской власти. При первомъ положекіи Церковь сохраняетъ свою духовную свободу во Христѣ, а вѣрующіе дѣлаются исповѣдниками при гоненіи иа вѣру; при второмъ положеніи она (Церковь) лишь послушное орудіе для осуществленія, политическихъ идей гражданской власти, исповѣдиики же за вѣру здѣсь явля­ются уже государственными преступниками.

Все это мы видимъ на дѣятельности м. Сергія, который въ силу новаго своего отношенія къ гражданской власти вынужденъ забыть каноны право­славной церкви, и вопреки имъ онъ уволилъ всѣхъ епископовъ-исповѣдковъ съ ихъ каѳедръ, считая ихъ государственными преступниками, а на ихъ мѣста онъ самовольно назначилъ непризнанныхъ и непризнаваемыхъ вѣрующимъ народомъ другихъ епископовъ. Для м. Сергія теперь уже не можетъ быть и самаго подвига исповѣдничества Церкви, а потому онъ и объявляетъ въ своей бесѣдѣ по поводу «воззванія», что всякій священно­служитель, который посмѣетъ что-либо сказать въ защиту Истины Божіей противъ гражданской власти есть врагъ Церкви Православной. Что это развѣ не безуміе, охватившее прельщеннаго? Вѣдь такъ разсуждая, мы должны будемъ считать врагомъ Божіимь, напримѣръ, Святителя Филиппа, обличившаго нѣкогда Іоанна Грознаго и за это удушеннаго; болѣе того, мы должны причислить къ врагамъ Божіимъ самаго великаго Предтечу, обличившаго Ирода и за это усѣченнаго мечемъ.

… Вотъ почему св. Максимъ Исповѣдникъ, когда его уговаривали и страшными мученіями заставляли вступить въ молитвенное общеніе съ неправомудрствующимъ патріархомъ, воскликнулъ: «если и вся вселенная начнетъ причащаться съ патріархомъ, я одинъ не причащусь съ нимъ». По­чему это. Потому что онъ боялся погубить душу свою черезъ общеніе съ увлеченнымъ въ нечестіе патріархомъ, который въ то время не быль осужденъ соборомъ, а наоборотъ былъ защищенъ большинствомъ епископовъ. Вѣдь церковная административная власть, даже въ лицѣ соборовъ, не всегда и раньше защищала истину, о чемъ ясно свидѣтельствуетъ исторія святителя Аѳанасія Великаго, Іоанна Златоуста, Василія Великаго, Ѳеодора Студита и др. Какъ же и я могу оставаться впредь неразумно безразличнымъ. Это не можетъ быть. Вотъ почему мы и встали на единственный возможный въ нашемъ теперешнемъ положеніи выходъ, - это путь исповѣдничества исти­ны спасенія. Путь зтотъ тяжелъ, это - путь подвига; но мы уповаемъ не на свои силы, но взираемъ на начальника вѣры и совершителя Іисуса (Евр. XII, 2). И дѣло наше есть не отдѣленіе отъ Церкви, а защищеніе истины и оправданіе Божественныхъ заповѣдей, или еще лучше - охраненіе всего домостроительства нашего спасенія. Вотъ почему съ обличеніемъ м. Сер­гея выступилъ цѣлый сонмъ архипастырей: митрополиты (Іосифъ, Агаѳангелъ, Арсеній), архіепископы, епископы и множество отдѣльныхъ пастырей, которые заявляютъ м. Сергію, что они не могутъ далѣе признавать его за руководителя Православной Церкви, а будутъ управляться самостоятельно до времени.

Смотрите же други мои и сопастыри, чтобы не быть вамъ увлеченными духовными звѣрями. Довольно и прежняго, бывшаго въ недавнее время, паденія; теперь мы будемъ ходить осторожно. Миръ Божій, превосходящій всякое разумѣніе (Филип. IV, 7) да исполнить сердца ваши и помышленія ваши и да управитъ путь вашъ во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ. Аминь. Февраль 1928 г.

Епископъ Викторъ. (Печать Е. В.).

(Протопресвитер М. Польский, «Новые Мученики Российские», Т. ІІ)

Previous post Next post
Up