Споры вокруг года основания Владимира-на-Клязьме (есть еще украинский город Владимир-Волынский) отчасти напоминают мне похожую дискуссию относительно
года основания Казани. Как это обычно бывает, патриоты своего родного города горят вполне понятным желанием "сделать" его еще древнее, в идеале с причастностью "миллениуму", а потому изыскивают, исходя из этой цели, малейшие исторические зацепки. В советское время официально считалось, что Владимир основан Владимиром Мономахом (1053-1125) в 1108 г. - тогда князем Переяславским (современный Переяслав-Хмельницкий в Украине), - который построил здесь деревянную крепость и окружил ее валами. Однако в 1995 г. (празднование 1000-летия города) восторжествовала версия основания, связанная с другим Владимиром - великим князем Киевским Владимиром Святославичем. Если верить ей, то, согласно ряду неких поздних летописных источников, креститель Руси якобы был на Клязьме в 990 г. с миссионерским походом и попутно основал город, за которым закрепилось его княжеское имя.
Так или иначе, настоящая слава Владимира - политического и культурного центра Северо-Восточной Руси - начинается с князя Андрея Боголюбского, который в 1157 г. перенес сюда столицу своих ростово-суздальских владений. С его именем связано строительство двух из трех белокаменных архитектурных памятников Владимира - Успенского собора и Золотых ворот. Третий - Дмитриевский собор - был построен при великом князе Владимирском Всеволоде Большое Гнездо (1154-1212).
ФОТО 1. Успенский собор. У историков принято говорить об Успенском собре Андрея Боголюбского (постройка 1158-1160 гг.) и Успенском соборе Всеволода Большое Гнездо (постройка 1186-1189 гг.). Первый был меньших размеров, но он не был разобран новыми строителями, а оказался внутри более широкого - второго. Кстати, оба правителя похоронены в стенах собора.
ФОТО 2. Аркатура южного фасада Успенского собора. Зооморфные лица и фигуры животных несут в себе некие эзотерические смыслы. Обратите внимание на древнюю кладку из блоков белого известнякового камня.
ФОТО 3. С XII века внешний вид Успенского собора не подвергался никаким серьезным изменениям, если не считать построенной рядом с ним колокольни с золоченым шпилем (1810 г.) и соединительного Георгиевского придела (1862 г.).
ФОТО 4. Дмитриевский собор (1194-1197 гг.) - классика древнерусского крестово-купольного храма.
ФОТО 5. Однако по-настоящему знаменит Дмитриевский собор своей белокаменной резьбой. Около шестисот разного рода рельефных изображений насчитывают фасады этого храма. Такого избыточного внешнего великолепия древнерусские церкви не знали ни до, ни после Дмитриевского собора.
ФОТО 6. Мысль о том, что вот, я вижу в точности то же, что и восемь веков назад видели люди Древней Руси, - согревает меня более, чем какая-либо еще. Камень - самый надежный хранитель истории...
ФОТО 7. Золотые ворота, вид со стороны Козлова вала.
ФОТО 8. Так выглядят Золотые ворота, если забраться на Козлов вал. Кстати, Козлов вал, - если не считать самих Золотых ворот, - это единственно сохранившийся фрагмент древнейшего Владимирского кремля. То, что сейчас специально для туристов принято называть Владимирским кремлем, имеет отношение к стенам Богородице-Рождественского монастыря, основанного при Всеволоде Большое Гнездо близ не дошедших до нашего времени Ивановских ворот.
ФОТО 9. Построенные в 1158-1164 гг., Золотые ворота с тех пор много раз перестраивались. С достоверностью можно утверждать, что ко временам Андрея Боголюбского относится лишь центральный куб постройки с ее проездной аркой.
Все фотографии сделаны 23-24 мая 2015.