Сингапурские хроники: Raffles Hotel, армянский бизнес, английская литература

Jan 30, 2020 13:58



Raffles Hotel - символ старого Сингапура, одна из главных исторических достопримечательностей города-государства. Открытие гостиницы в 1887 г. было приурочено к золотому юбилею правления королевы Виктории. Довольно быстро Raffles Hotel стал брендом, вместившим в себя некий стандарт обеспеченной колониальной жизни, в которой есть место для времяпрепровождения со вкусом. Комфорт постояльцев обеспечивался революционным для своего времени наличием электрического света и потолочных вентиляторов, были здесь свой танцевальный зал (Ball Room) и бар (Long Bar) со знаменитым коктейлем "Singapore Sling"; что до кухни отеля, то ее высокий уровень полностью соответствовал европейским аналогам. Как вишенка к торту, завсегдатаями Raffles Hotel стали именитейшие английские авторы (Киплинг, Конрад, Моэм), добрым словом упоминавшие отель в своих письмах и даже литературных произведениях...

Между тем прославленного Raffles Hotel никогда бы не было в культурной памяти Сингапура, если бы не братья Саркис (по-сингапурски the Sarkies Brothers), - возможно, самая известная в истории Юго-Восточной Азии колониальных времен армянская семья. Роль армянской общины в становлении Сингапура была по своему уникальной. Принято считать, что в свое время для Юго-Восточной Азии китайцы были тем же, чем немцы для Европы Нового времени. Так вот армяне в Юго-Восточной Азии XIX в. отчасти выполняли роль евреев - международных коммерческих посредников. Долгий путь армян в Сингапур начался из города Джульфа (современный Азербайджан) в 1604 г., когда десятки тысяч людей были депортированы в Исфахан (современный Иран) персидским шахом Аббасом I Великим (1571-1629). Персия тогда воевала с Османской империей, и массовое переселение армян было составной частью тактики "выжженной земли". Выходцы из Джульфы довольно быстро обжились в Исфахане, основав в нем этнический квартал Нор-Джуга, однако на этом не остановились. Руководствуясь целями свободного вероисповедания в окружении исламского мира, в том же XVII столетии многие армянские семьи мигрировали далее - в Индию (Калькутта) и Юго-Восточную Азию (Пенанг).

В 1819 г. - сразу после основания современного Сингапура сэром Томасом Стэмфордом Раффлзом - несколько армянских коммерсантов поспешили обосноваться здесь. Armenian Street появилась уже на карте 1836 г., хотя так она еще не называлась. В том же 1836 г. была освящена армянская Церковь св. Григория Просветителя, построенная известным колониальным архитектором Джорджем Коулманом (1895-1844). Чем занимались армяне Сингапура? Исключительно благоприятное положение города между индийским и китайским рынками делало его исключительно выгодным местом, например, для торговли опиумом и чаем, шире - бизнесом в сфере транспортировки груза и страхования последнего. У армянской общины были свои представители в сингапурской торговой палате и муниципальных органах власти. В 1845 г. Качик Мозес - армянский коммерсант, возглавлявший компанию "Sarkies & Moses", - основал газету "The Straits Times", до сих пор остающуюся ведущим печатным органом Республики Сингапур. В отличие от большинства китайцев, армянская община была целиком и полностью лояльна британской короне. Во время II  мировой войны, будучи британскими подданнными, значительная часть армян была интернирована японцами в метрополию, а оставшиеся уже в 1950-ые гг. переселились в Австралию.

Сингапур. Армянская улица. 1890 г.


Однако вернемся к братьям Саркис (the Sarkies Brothers). Их было четверо, - все  родились в Исфахане (квартал Нор-Джуга) и в разное время эмигрировали в Straits Settlements - сначала в Джорджтаун, а затем и в Сингапур: Мартин Саркис (1852-1912), Тигран Саркис (1861-1912), Авиет Саркис (1862-1923) и Аршак Саркис (1868-1931).


В 1884 г. Мартин и Тигран Саркис основывают в Джорджтауне (старейшая британская колония на о. Пинанг) гостиницу Eastern Hotel, а уже в 1885 г. - Oriental Hotel. В 1889 г. две гостиницы были объединены в Eastern & Oriental Hotel. Забегая вперед, отметим, что в 1901 г. успешные братья-отельеры создадут еще Strand Hotel в Янгоне (современная Мьянма).

Однако самым успешным гостиничным проектом братьев Саркис стал, разумеется, Raffles Hotel. Нужно иметь в виду, что после открытия в 1869 г. Суэцкого канала международное значение Сингапура существенно изменилось, - из связующего звена между Индией и Китаем город фактически превратился в ворота, ведущие на Дальний Восток. Соответственно, во много раз увеличился поток людей из Европы - коммерсантов, чиновников, путешественников. Появился запрос на комфортабельные отели европейского уровня. Его-то и удовлетворил в значительной степени Raffles Hotel. Впрочем, он не сразу приобрел свой современный вид, известный нам по снимкам начала XX в. В 1887 г., купив у арабского торговца Мохаммеда Альсагоффа бунгало на Beach Road, Мартин и Тигран Саркис превратили его на первых порах лишь в 10-комнатную гостиницу с живописным видом на гавань. Однако уже в 1890 г. с двух сторон бунгало были пристроены два двухэтажных корпуса и отдельно стоящая Billiard Room. Наконец, в 1899 г. по проекту архитектора Регента Альфреда Джона Бидуэлла (1869-1918) было выстроено то самое узнаваемое здание, услаждающее глаз своими гармоничными классическими формами. Дела в Raffles Hotel процветали вплоть до Великой Депрессии (1929). Сразу после смерти Аршака Саркиса 9 января 1931 г. против Raffles Hotel стала готовиться процедура банкротства. Знаменитую гостиницу спасло вмешательство соплеменников покойных братьев Саркис, - в частности, акции приобрела Армянская церковь. Уже через пару лет посетивший Сингапур Чарли Чаплин остановился в Raffles Hotel, возобновив тем самым историю легендарного места. В 1987 г. Raffles Hotel получил статус национального памятника Сингапура (a national monument of Singapore), а в 1989-1991 гг. пережил масштабную реконструкцию, вернувшую гостинице ее первоначальный вид.

Raffles Hotel. Обаяние колониального Сингапура.


В завершение очерка обратимся к английской литературе. В разное время и неоднократно Raffles Hotel принимал у себя трех выдающихся писателей-путешественников: Редьяда Киплинга (1865-1936), Джозефа Конрада (1857-1924) и Уильяма Сомерсета Моэма (1874-1965) .

Киплинг еще на заре своей литературной деятельности выпустил книгу очерков "От моря до моря" (From Sea to Sea, 1899), в которой нашлось место упоминанию Сингапура и даже Raffles Hotel:
"Жарко, как в оранжерее. Всюду преследует липкая, насыщенная испарениями духота, которая одинаково безжалостна и днем, и ночью. Сингапур - та же Калькутта, только еще хуже. Окраины застраиваются дешевыми домишками, а в самом городе люди сидят друг на дружке и готовы запихать приезжего в собачью конуру. Таковы неумолимые признаки коммерческого процветания".
"Провидение вело меня вдоль берега (пять миль, сплошь забитых мачтами и пароходными трубами) к заведению под названием "Раффлз-отель", где кухня столь же превосходна, сколь безобразны номера. Да примут это к сведению путешественники. Питайтесь в "Раффлз", а ночевать отправляйтесь в отель "Европа".

Про Джозефа Конрада известно, что в Raffles Hotel он начал писать повесть "Тайфун", и здесь же у него якобы родился замысел романа "Лорд Джим".

Сомерсет Моэм путешествовал по Юго-Восточной Азии в 1919 г. Сингапуру посвящен рассказ "Записка" ("The Letter") из сборника "Казуарина" (The Casuarina Tree, 1926):
"На набережной нещадно палило солнце. По оживленной улице неслись потоки автомобилей - грузовиков и автобусов, частных лимузинов и такси, - и все они непрерывно гудели; в сутолоке проворно пробирались рикши и, тяжело дыша, из последних сил покрикивали друг на друга; привычно согнувшись под тяжелыми тюками, мелко трусили кули, взывая к прохожим, чтобы дали дорогу; звонко расхваливали свои товары уличные торговцы. В Сингапуре можно встретить людей всевозможных национальностей, услышать любые наречия; черные тамилы, желтые китайцы, коричневые малайцы, армяне, евреи, бенгальцы - люди всех цветов перекликались здесь охрипшими голосами".
В Raffles Hotel Моэмом был написан роман "Луна и грош".

Сингапур, история вопроса

Previous post Next post
Up