Стамбул. Часть 2: Святая София / Hagia Sophia / Ayasofya

Oct 08, 2014 14:35

Вкратце об истории главной святыни Стамбула-Константинополя. Собор Святой Софии построен в 537 году на месте предшествовавшего ему одноименного храма, сгоревшего в результате восстания Ника 532 года. В 1453 году, после завоевания Константинополя войсками Мехмеда II, христианский православный храм стал мечетью и оставался таковой вплоть до 1935 года, когда по одному из мудрейших декретов Ататюрка Ayasofya стала музеем. Начались работы по восстановлению древнего интерьера, которые не прекращаются до сих пор.

Только представьте: в 2037 году собору Святой Софии исполнится 1500 лет!

ФОТО 1. Отстоявши немаленькую очередь под моросящим дождем и купив вожделенный билет (30 TL), я направился к главному входу (западная сторона храма-музея). DiKKAT! Арочные "ребра" на переднем плане - это ни что иное, как пресловутые контрфорсы, которых изначально не было. Их воздвигли в IX-X веках с целью укрепить буквально расползающиеся под давлением гигантского купола стены собора. Красота требует жертв, в том числе, от самой себя: ценой сохранения внутренней красоты была потеря внешней красоты собора.


ФОТО 2. Прежде чем войти в неф собора, посетители проходят "предбанник" в виде двух небольших помещений, носящих названия экзонартекса и нартекса. Сейчас мы вошли в неф. Позади - гигантские Царские двери, ведущие из нартекса. Их установили здесь в 1847-1849 годах. А когда-то - до взятия Константинополя в 1204 году войсками крестоносцев - двери были аж из древесины Ноева ковчега и считались одной из главных реликвий храма по причине приписываемоей им славе исцеления от болезней. Тех Царских дверей нет - их украли крестоносцы.


ФОТО 3. Две из восьми храмовых колонн, вытесанных из благородного зеленого фессалийского мрамора.


ФОТО 4. Одна из восьми храмовых колонн, материал которых - не менее благородный темно-красный порфир.


ФОТО 5. А эта колонна... Можно считать ее последней реликвией храма Святой Софии, а можно - просто аттракционом для суеверных туристов. Знакомьтесь, кто не знает: это мраморная колонна Святого Григория. Ее почитание зафиксировано русским средневековым паломником Антонием Новгородцем (XII-XIII века): "Трутся персьми и плещами около столпа на исцеление болезни". Теперь уже не "потрешься", поскольку основание колонны "завернуто" в лист меди, назначение которой - предохранять колонну от эрозии. Дело в том, что снизу в этом месте идет особенно сильное распространение влаги подземных источников. Тем не менее, "колоннопоклонники" проделали дырку в металле и теперь становятся в очередь, дабы просунуть в отверстие большой палец и крутануть ладонь вокруг оси. Это такая форма загадывания желания.


ФОТО 6. В Святой Софии меня всегда тянуло разглядеть какие-то любопытные детали орнамента, символику. Прямо над полом - пояс из череды переходящих друг в друга "свастик".


ФОТО 7. Иногда приятно просто постоять, прижавшись спиной к "намоленному" мрамору... Вообще, древние византийские дизайнеры очень любили делать абстрактные панно из листов камня. Dikkat! Справа вы видите пример очень распространенного среди камнерезов Святой Софии приема - каменная плита разделялась надвое, а потом соединялась противоположными сторонами. Результат - симметрия, игра узора.


ФОТО 8. Мы на втором этаже собора. Арки северной галереи. Все та же игра с симметрией мраморных плит...


ФОТО 9. Южная галерея второго этажа. Это - т.н. Врата Рая и Ада. Мраморная композиция создана еще в VI веке, а вот ее название позднего происхождения. Что на самом деле символизируют врата в целом и отдельные "алхимические" рисунки в частности - загадка.


ФОТО 10. Приглядимся к одной из мраморных миниатюр. Я не берусь разгадать символическое значение этого дерева, но, на мой взгляд, перед нами самый настоящий платан - дерево, которое очень распространено по эту сторону Золотого Рога. Платаны можно встретить как в Топкапы, так и в жилых кварталах Фатиха.


ФОТО 11. Henricus Dandolo - гласит могильная плита... Еще одна загадка собора Святой Софии. Энрико Дандоло (1107-1205) - это тот самый венецианский дож, которого, согласно легенде, ослепили по приказу одного из византийских императоров, и который поклялся отомстить грекам. Отомстил "по полной" - стал вдохновителем и одним из вождей IV крестового похода, результатом которого было падение Константинополя и все ужасное, что за этим последовало. Умер неукротимый слепец здесь же, на берегах Босфора и был похоронен...  в разграбленной его единоверцами Святой Софии. Когда в 1261 году Константинополь был отвоеван греками, останки Энрико Дандоло, разумеется, выкинули. Однако почему была оставлена могильная плита с надписью?..


ФОТО 12. Южная галерея второго этажа. Фрагмент "мозаики с деисусом". Образчик утонченного византийского искусства палеологовского периода (XIV-XV века).


ФОТО 13. Юго-восток второго этажа. Это уже XI век. Мозаика с Христом в окружении императора Константина IX Мономаха (1000-1055) и императрицы Зои Порфирородной (978-1050). Кто не знает, - этот Мономах является дедушкой великого князя Киевского Владимира Мономаха.


ФОТО 14. Это я собственной персоной. Впрочем, обратите внимание не на меня, а на чудесные "корзиночные" капители у меня над головой. Достойный образец ранневизантийского искусства. На мраморный пол у меня под ногами тоже посмотрите. Думаете, по какой причине он так хорошо сохранился? Только благодаря завоевателям-туркам. Почти пять столетий полы Святой Софии покрывали ковры - неотъемлемая деталь украшения мечети.


ФОТО 15. Мы опять внизу, на первом этаже собора. Пора завершать прогулку.


ФОТО 16. Юго-западный выход из Святой Софии. Туристы (и я в их числе) покидают храм-музей. Кстати, в византийские времена здесь, наоборот, был вход. Главный же вход, через который посетители теперь входят в собор, в старые времена открывался только по большим праздникам.


P.S.
Все фотографии сделаны 27 сентября 2014.

close-up, храмы, Стамбул, Турция

Previous post Next post
Up