Санкт-Петербург. Прогулка по Летнему саду.

Aug 30, 2018 16:01

Краткая справка. Летний сад - ровесник Санкт-Петербурга: согласно дошедшим до нас документам, начальные работы по благоустройству местности, где предполагалось построить летнюю резиденцию Петра I, стали проводиться еще в 1704 г. При первом архитекторе Летнего сада - Иване Угрюмове - велись главным образом осушительные работы; кроме того, из других мест в огромных количествах завозилась земля, которая должна была в итоге создать твердую и плодородную поверхность для произрастания будущих садовых деревьев. В 1711 г. - одновременно с возведением Летнего дворца по проекту Доменико Трезини - между Невой и Мойкой начали рыть Лебяжью канавку, которая фактически превращала территорию Летнего сада в изолированный остров, а также Поперечный канал, вплоть до 1777 г. разделявший большой садовый ансамбль на две части. Последним штрихом второго этапа планировки Летнего сада стало создание Карпиева пруда. К 1716 г., всё было готово для непосредственной работы с садовым ландшафтом (третий этап). Для этой цели из Франции был приглашен именитый Жан-Батист Леблон (1679-1719). При нем композиция Летнего сада получила структурообразующую главную аллею с боскетами, площадками и фонтанами, а скульптурное убранство - мраморные творения современных итальянских мастеров - достигло максимальной полноты разнообразия.

В своей прогулке я обращал внимание главным образом на статуи. У них сложная судьба. Подверженность каррарского мрамора разрушению в условиях переменчивой погоды северных широт и, разумеется, откровенный вандализм в XX в. сделали свое дело: в настоящее время все оригинальные скульптуры (за исключением одной - см. ФОТО 21) после крополивой реставрации хранятся в запасниках Михайловского замка. То, чем может визуально насладиться, начиная с 2012 г., современный посетитель Летнего сада, - это их точные копии из натуральной мраморной крошки.

ФОТО 1. Статуя "Слава" (ок. 1718) работы скульптора Пьетро Баратта стоит при входе на главную аллею.


ФОТО 2. Недалеко от "Славы" возвышается "Белонна" (ок. 1718.) работы скульптора Альвизе Тальяпьетра. Беллона, если кто не знает, - это древнеримская богиня войны. Так что соседство неслучайное.


ФОТО 3. Фонтан на Царицыной площадке.


От Царицыной площадки движемся по главной аллее к т.н. "второй площадке".

ФОТО 4. Аллегорическая статуя "Архитектура" (ок. 1722) работы скульптора Пьетро Баратта.


ФОТО 5. Гербовый фонтан.


От "второй площадки", сообразуясь с железной логикой, идем по главной аллее к "третьей".

ФОТО 6. Здесь нас встречает аллегорическая статуя "Истина" (1717) работы скульптора М. Гропелли.


ФОТО 7. "Четвертую площадку" украшает фонтан "Пирамида". Справа - статуя "Аврора" (1717) работы скульптора Джованни Бонацца.


ФОТО 8. Фонтан "Пирамида" в другом освещении.


Обойдем фонтан по кругу и полюбуемся каждой статуей по отдельности...

ФОТО 9. "Аврора" - в профиль.


ФОТО 10. Статуя "Полдень" (1717) работы скульптора Джованни Бонацца.


ФОТО 11. Статуя "Закат" (1717) работы скульптора Джованни Бонацца.


ФОТО 12. Статуя "Ночь" (1717) работы скульптора Джованни Бонацца.


Среди зелени центральной аллеи можно встретить также интересные бюсты...

ФОТО 13. Бог войны Марс.


ФОТО 14. Император Нерон.


ФОТО 15. Статуя Аполлона Бельведерского, хотя и создана итальянцем (Паоло Трискорни), однако имеет относительно позднее происхождение (1820-ые гг.) и стоит в Летнем саду с 1830 г.


ФОТО 16. Перекресток аллей в районе Карпиева пруда.


ФОТО 17. Карпиев пруд и вид на Михайловский замок.


ФОТО 18. Выход к Лебяжьей канавке.


ФОТО 19. Аллея идущая параллельно Лебяжьей канавке.


ФОТО 20. Памятник великому баснописцу И.А. Крылову (1769-1844), без которого Летний сад теперь просто немыслим, был установлен близ главной аллеи в 1855 г. Автор - знаменитый Петр Карлович Клодт, более известный динамичными композициями на Аничковом мосту. Поводов увековечивания памяти Ивана Андреевича в Летнем саду - две: известно, что тот любил здесь проводить свободное время; известно также, что в петровские времена чуть ли не на этом самом месте стояла скульптура Эзопа.


Уместным будет привести здесь отрывок из поэмы "Старинные октавы" Дмитрия Мережковского:

"Когда же Летний сад увидел снова,
Я оценил свободу летних дней.
С презрением, не говоря ни слова,
Со злобою смотрел я на детей,
Играющих у дедушки-Крылова,
И, всем чужой, один в толпе людей,
Старался няню, гордый и пугливый, Я увести к аллее молчаливой".

ФОТО 21. Летний дворец Петра I. Вид со стороны Невы. Обратите внимание на скульптурную композицию перед дворцом. Аллегорическое творение Пьетро Баратта под названием "Мир и Победа" (1722) посвящена Ништадтскому миру, которым завершилась для России победоносная Северная война. Кстати, это единственная скульптура находящаяся сейчас в Летнем саду, которая является отреставрированным оригиналом.


P.S.
Все фотографии сделаны 28.07.2018

острова, городская скульптура, Санкт-Петербург, parkland

Previous post Next post
Up