Слава Зайцев как пролетарий языка
DINA LEBEDEVA . казань
уникальное командировочное удостоверение с печатью от Славы
"И тут он резко снял улыбку с лица и просто заорал:
- какого хрена вы так выглядите? На х**, кто вас так размалевал? Где визажист? Немедленно переделать!!!
Этот бунт среди соблазна и красоты был чем- то вопиющим и не вписывающимся в рамки творчества.
Оказалось, что мэтр обращался к своим «коровам» -моделям, тем самым -титулованным и великолепным." далее хистори целиком
Слава Зайцев как пролетарий языка
Перед нами великолепный подтянутый как обычно в белом воротничке и бабочке, ароматно пахнущий шлейфом Франции Италии вместе взятых. Хотя вместо сюртука или смокинга- жилет. Трикотажный почти домашний. На календаре суббота. После такого думаешь : он и спит в бабочке!
Нам было назначено на субботу, договаривались через Изольду. Перед поездкой и выступлением в Сокольниках на конкурсе «Телогрейка» была нужна консультация самого мэтра, чтоб выглядеть не провинциалами а настоящими профи на фоне снобистской Столицы. Тем паче, что он сам является председателем этого конкурса.
Секретарь Дома моды Славы Зайцева переговорив с самим Кутюрье, выдала именно этот день, как наиболее удачный для посещения гостей. Поначалу я не приняла за правду. Что, мэтр принимает по выходным? Но все сомнения рассеялись, когда были закуплены авиабилеты, и мы с Изольдой рано утром направлялись в аэропорт.
Мне было настоятельно предложено не особо украшать себя и выглядеть скромно накрашенной, т.к. Зайцев- человек не ординарный и чтоб не возбуждать его величество гнев не следует идти на провокацию ярким внешним видом. Это означало, что метр- «голубых» кровей. Я прихватила с собой обьемные незавершенные модели в огромном пакете -портпледе и еще пакет для передачи кому то из родственником шефа в столице (там оказались деньги, большие). За этот пакет мне влетело от Изольды, когда она спросила почему я держу пакет прямо в руках и не положу в сумку.
- в сумку он просто не лезет, - ответила я.
- ты с ума сошла! Мы же в Москве. Тут нельзя так. Кто- нибудь выхватит, даже не заметишь.
И забрала до нужного момента в свою сумку- мешок, явно подготовленную ко всем приятным неожиданностям.
Самым первым рейсом были в столице и скоро оказались на проспекте Мира. Пустынный холодный проспект был не слишком гостеприимным. Утро выходного дня, унылый конец февраля, - все говорило о том, что день не рабочий. Вот он заветный много этажный дом из стекла и бетона. Здесь Лебедева бывала и не однажды, но все по личному поводу: насладиться работами Кутюрье, прикупить себе что-нибудь в гардероб из аксессуаров или его публикаций, то, чего не найти в обычном магазине. Все остальное емкое было конечно не доступно для простого человека.
Еще как то я прикупила себе буклет с художественными работами художника Зайцева. Я знала что он пишет, и стихи и картины. Вникнув поглубже в его произведения, поняла как он широк. Его способности бескрайни. Работы в стиле импрессионизма, немного не понятны, но красивы и изворотливы.
Итак, мы на ступеньках Дома в холле. Нас встречают и ждут. Кутюрье приглашает в свой кабинет. Знакомые силуэты манекенов расставлены в своем задуманном порядке, как всегда экстравагантны и словно застывшие фигуры всеобщего эпатажа смотрят на посетителей с высокомерием и великой гордостью. Но за кулисами этой шикарной мастерской я впервые. Кабинет занимает большую территорию, не чета моему маленькому уютненькому. Много литературы, крупных книг, эстампы, шкафы, стеллажи и диван. Рабоий стол завален карандашницами с торчащими цветными колпачками. Вначале встречи дарю подарки, которые собирала сама. Ручка «паркер» -никакая невидаль для высокой персоны, главное было подобрать с черными чернилами (художник не пишет синим цветом). А вот следующий презент- мусульманский бархатный халат с ручной вышивкой - чапан- приходится ему очень по душе. Раскрывает и набрасывает на плечи. Слышу искренние слова благодарности.
- я так обожаю восток. У меня ведь корни восточные в роду. (эту хитрую подробность я знаю)
- носите на здоровье!
Мастер эпатажа рассматривает мои эскизы, разложенные на его столе. Думает. Не торопится. Расправив на диване модель из пакета, я поясняю идею всей коллекции. Обьемные белые куртки, комбинезоны с яркими вставками а-ля 70-е он находит интересными. Теперь переходим к дискуссии. Он хочет добавить аксессуаров (гетры, шапки, шарфы крупной вязки, грубая обувь). Соглашаюсь. Это дворники, настоящие, с метлой. Только в белоснежных одеждах (взгляд будущего). Говорю, что и метла предполагается, тоже настоящая, я в Париже впервые увидела дворников- ярко зеленых с зелеными метлами.
Вдруг в его речи прослеживается мат, натуральный русский. Манера подчеркнуть исконно русский быт и его интерпретацию для подиума. Вячеслав Михайлович рассуждает легко и доступно, не подыскивая сложных фраз, он вообще как будто «в доску свой». Только нецензура режет слух. На шее бабочка и вдруг «мать их!»
- это ж мужики! В их натуру надо добавить грубоватости для реалистичности.
Скоро я привыкаю, удивление в глазах уходит, и мой взгляд становится более ясным.
Да. Аксессуары были продуманы недостаточно подробно. А теперь взмахом его пера (моего пера подаренного) дополнения на эскизе выглядят вполне достоверно. Не помню, спросил ли он разрешения, прежде чем черкать прямо на моих эскизах. Ну так можно гордиться: сам от кутюр редактировал. Я не сожалею об эскизах, в правом углу стоит его подпись, и великая гордость посетила меня.
Убедиться в его профессиональной жесткости и абсолютной нелояльности по отношению к своим подчиненным «девкам» у меня еще предстоял момент убедиться. На выставке в «Сокольниках» перед основным дефиле моих моделей я направилась в закуток к администрации, дабы прояснить подробности показа. Огороженная ширмой территория никем не охранялась, и я легко проникла вовнутрь. Вижу- в центре куска ковролина спиной расположен сам Зайцев и склонен перед кем -то сидящим. Оказалось, Слава делает мейк-ап, сам! я оторопела. В руке комплект всякой всячины для фэйса держит как палитру и что-то приговаривает своему молодому подопечному. Мол, так будет лучше, так подчеркнет чего там скулы и т.д. представляете, парнишку малюет.
Я извинилась и обратилась к самому мэтру. Извинилась за вторжение.
- а-а. Казань. Приветствую. Ну что ты, какие извинения. Слушаю.
Зайцев не запоминал имя молодой художницы, но то что я из Татарстана, четко знал и уважал наш регион. В свое время приезжал сюда на отбор девок в свой театр моделей. И самые заслуженные и титулованные «миски» именно татарских или смешанных кровей. Что сказать- кровь дает такие интересные плоды.
- скажите плиз Вячеслав Михайлович, во сколько нужно одевать моделей, чтоб перед началом показа успеть?
- да вот ты у нашего администратора поинтересуйся. А так не волнуйся. Успеете. Удачи!
- спасибо.
И тут он резко снял улыбку с лица и просто заорал:
- какого хрена вы так выглядите? На х**, кто вас так размалевал? Где визажист? Немедленно переделать!!!
Этот бунт среди соблазна и красоты был чем- то вопиющим и не вписывающимся в рамки творчества.
Оказалось, что мэтр обращался к своим «коровам» -моделям, тем самым -титулованным и великолепным.
- бл*** ,что ты как корова стоишь? Где осанка? Немедленно перекрашиваться!
Я стояла пришибленная к стенке (точнее к портьере которой бала огорожена территория самого святого - офиса Зайцева.) Мимо меня за кулисы прошмыгнули идеально отточенные девки и казалось с очень эффектно выполненным мэйк-ап. Ну что, он- мэтр, ему виднее. Только девок жалко, как они могут выслушивать этот бесовый крик? В отличие от них мальчикам доставалась щедрая доля ласки и комплементов. Вот это я понимаю- выбор! «Тяжела жизнь модели»- появилась у меня эта фраза.
Прошла гроза, и Слава повернувшись в мою сторону снова улыбался и как ни в чем не бывало продолжал «малевать» любимчиков. Позже одетые мной манекенщицы открыто позировали мне на «мыльницу», хотя взгляд мой был далеко в небеса, т.к. рост самой незначительной девушки начинается от 180 см, а парни вообще апполоны- под два метра накаченные и загорелые. Эти параметры я получила по факсу, когда начинали пошив моделей к конкурсу. Мне казалось, что штанинам и комбинезонам нет конца, их длина поражала до крайности. Не чета казанским моделям, у нас и 176- хороший рост.
С подиума конечно лучше смотрится более значимые фигуры. Но потом мне было всегда жаль этих длинноногих и длинношеих худюшек-девок. Ведь в старости они будут выглядеть, как сухая скрюченная жердь.
Итак вернемся в дом моды Славы. Закончив консультацию, он завершил:
- ну на этом все. Дошивайте, доводите до ума. А теперь хочу сопроводить вас в святая-святых - хранилище, где располагается моя последняя коллекция подготовленная к моему юбилею, который ж вот-вот (и правда 2 марта у Вячеслава Михайловича день рождения).
- Ее стоимость 250 тысяч долларов,- уточнил создатель русской моды. Эта цифра сразу же повергла меня в шок. Во-первых я не представляю даже как это выглядит в рублях, во-вторых эту цифра соизмерима пожалуй с домами , с архитектурой или чем-то, что выглядит грандиозно. Но когда я зашла в эту залу, в которой расположены кронштейны и кронштейны.., то обомлев, тут же поняла, что мои сомнения по поводу грандиозности не имеют почвы абсолютно.
- ну разве эти шедевральные костюмы не грандиозны!
Я молча рассматривала произведения искусства, осторожно прикасаясь краями пальцев. Боже, какая красота и колоссальный труд. Даже я- многолетний профи в технологии изготовления костюмов, пришла в полный аут перед такой кропотливой работой. Столько изящно пришитых крупинок бисера, камней и страз. Так великолепно подобрана гамма в сочетании с аксессуарами, которые расположены тут же внизу под каждым ансамблем. Это шикарная обувь шитая экспериментально, и необычные браслеты, и все все что можно только придумать. Меха, кожа, гипюр,- изобилие всего. И все такое новое, только что из под утюга и заботливых рук мастеров.
Я отвернула полу одного из жакетов и о! Нет, это не может быть лицевой стороной. Это изнаночная, но какая шикарная! Строгость и лаконичность наряда сверху и утонченная изысканность и богатство с изнаночной стороны. Она вся из французского гипюра плюс расшита бисером. Я знаю фишки украшающие подкладку, но это просто шедевр! Этот вариант выглядит невероятно и нестандартно. Внутренне причмокивая, я продолжала восторгаться. Господин Зайцев- уникален в области нестандартных модных решений. Порой диву даешься его фантазии. Обыкновенную шлицу по низу рукава превращает в шедевр- делает ее не в локтевом шве а совсем наоборот- спереди. Я попросила у Вячеслава Михайловича разрешение использовать его ноу-хау. И помню, мне попало по мозгам на художественном совете, когда принимали мои модели к производству в массовке. Когда вся команда «необразованных» теток (образованных социалистически) вскрикнула:
- да вы перепутали место расположения шлицы на рукаве! Вы сделали брак!
- что вы ,- прозвучало в ответ. Это современное прочтение оформления рукава женского жакета. Это не брак.
Все равно их было не унять- членов профсоюза и прочих передовиц производства. Они были настроены воинствующе и отступление от ГОСТа и норм грозило каторгой не иначе. Ввести новинки «в люди» на этой фирме, где в ту пору работала я было дело хлопотным, многодоказательным и почти не возможным. «не мечите бисер перед свиньями…»- уразумела я и делала свое дело в коллекциях для выставок и индивидуальных заказов. Подобных случаев было предостаточно: «вы почему украшаете подкладку? Она внутри, ее никто не видит. Зачем туда затраты вводить? Изделие еще дороже станет». И трудно не согласиться и вроде бы правы… но такими рассуждениями на их мертвой точке производства так и остаться на долгие годы увядаемого постсоциализма.
Напитавшись соками искусства, я принялась благодарить и отпускать много слов истинного восторга с пожеланиями новейших креативных взрывов в работе мастера с большой буквы. Вячеслав Михайлович, привыкший к изобилию лестных слов, был на высоте. После чего мы с Изольдой обняли гостеприимного хозяина и подались было прочь. И тут вспоминаю, что мне необходимо отметить командировочное удостоверение. Ведь я прибыла в эту «Мастерскую красоты и славы» официально и соответственно вернуться на работу должна с печатью места пребывания в Москве. И вот незадача: зайцев обьясняет, что сегодня в субботу его бухгалтерия отдыхает, ( ну это понятно) и печать поставить некому. Я расстраиваюсь, т.к мне необходимо сдать все документы по отчету о командировке, иначе будут проблемы. Или попросту придется оплачивать все удовольствие перелетов самолетами «аэрофлота» самой.
И тут, о эврика! Маэстро предлагает поставить на мое командировочное свою печать… Вот это номер! Он достает из ящичка огромного письменного стола круглой формы коробочку, где обычно хранят деловые печати. Смело обмакивает ее в специальную губку с синей краской и спрашивает ;
- куда ставить показывай.
Я указываю место где еще нет ни одной московской надписи кроме той что были сделаны в моем городе перед отьездом.
Уверенно прозвучал глухой стук. Я взглянула на четкий синий отпечаток и обалдела. «SLAVA ZAITCEV» и в центре его фото. В графе «должность» пишет ПРЕЗИДЕНТ и расписывается. Представляете на этом крохотном кругляке даже фото! Я подняла брови и сказала «спасибо».
Путь домой мы обсуждали с Изольдой весь наш экскурс в мир Славы и были в полном ощущении счастья. По крайней мере я точно! По приезду в служебные апартаменты мне было жаль расставаться с образом великого Кутюрье и я бросилась «к ногам» главбуха с уговорами оставить мне командировочное удостоверение на память, мол я его в рамочку. А в бухгалтерию сдам копию. Весь коллектив потешался над этой мыслью. А ведь не у каждого есть такое удивление на стенке, где печатное изображение ставлено собственной рукой исторической личности.
(c) лебедева 2002г.