Впервые я увидел его спящим на полу в хижине из ротана. Он вскочил, обезоруживая меня улыбкой и протянул ладонь для рукопожатия. Ему не хватало нескольких передних зубов и он сильно шепелявил, что затрудняло понимание его английского языка. Человека звали Канак. Фамилии у него не было. В последствии он придумал себе её и стал называться Канак Фано, что на языке племени яли означает "хороший друг".
- Канак, а сколько тебе лет ?
- Не знаю. Отец не записал дату, когда я родился.
Своим внешним видом он напоминал сумашедшего профессора "кислых щей", хотя до встречи со мной ни разу не пробовал даже кетчупа, яичницы и обыкновенных макарон. Впрочем, Эйнштейн также выглядел несколько безумно, время от времени, показывая всему миру язык Теории Относительности. С ним мы поднялись на далёкие горные тропы, болтая о всякой всячине и постепенно между нами завязалась дружба. Некоторое время я не понимал, почему Канак так резко стал доверять мне и моей спутнице, но однажды его прорвало:
- Индонезиец никогда не будет пить с нами (прим. папуасами) воду из одной бутылки. Ну а ты пил!
Он смотрел на меня своими маленькими пронзительными глазами и знаете, что в них стояло? Вы можете мне не верить, но как и у многих коренных жителей Новой Гвинеи в них была искренняя вера в человека с белым цветом кожи. Это звучит дико, даже несколько попахивает расизмом. Однако, именно голландцы и немцы принесли христианство, а вместе с ним и надежду в суровые джунгли Новой Гвинеи. Их некоторые считают Эдемским садом. Ну-ну.
С появлением друзей и знакомых, принадлежащих иному миру, выглядящих совершенно иначе и живущих другими помыслами, я понял одну важную вещь: дружба начинается с бутылки воды. Главную роль в этом опыте сыграл мой "хороший друг". Индонезийцы избегают общения с папуасами и тягуче-медленно делают их изгоями в собственной стране. С кем бы я не общался из коренного населения острова, все до единого высказывали недовольство правительством. Канак в их числе.
Нет он не борец за свободу, а всего лишь пигмей в куртке с надпистью "Monster energy". Он не Боб Марли и не Мартин Лютер Кинг. Это человек, который любит свою землю, гордится своим народом и впустил Вашего скромного слугу в свой удивительный мир.
Он не имеет понятия о существовании социальных сетей. Никогда в жизни не видел ничего другого, кроме высоких гор, тропинок в лесу и крохотных деревень. Его отец был людоедом. Он научил меня элементарной вещи об общей бутылке воды так, что её ледяной вкус навсегда согрел моё сердце.
Беззубый карлик, стоящий в поле батата и стучащий себя кулаком в грудь со словами: "Я горжусь Папуа!" - таким Канак навсегда останется перед моим взглядом. Джентельменом, идущим босиком по земле и подающим руку при переправе через горный поток. Свободным, прекрасным и гордым горцем.
Когда мы расставались, Канак не мог сдержать слёз. Последние, слетевшие с его губ слова были: "Я буду молиться за Вас!"
Я молюсь за него.
1. Жилище Канака.
2. Интерьер. Собственно, это всё.
3. Кухня. Человек слева - это Джексон. Именно он и привёл меня к Канаку в день нашего знакомства.
4. Ребята всю свою жизнь ели исключительно батат (сладкий картофель). Под моим руководством им были приготовлены "макароны по-флотски". Впервые в своей жизни они ели европейскую кухню. О существовании кетчупа они ничего не знали.
5. Нет ничего вкуснее пищи, приготовленной на костре.
6. Проба. Помимо кетчупа и макарон, они не ели сыр. В магазине я с трудом нашёл небольшой кусочек сыра. Он виднеется на тарелке. Им очень понравилось.
7. Двор.
8. Где же та улица... где же тот дом :-) Обратите внимание на его рост - метр с кепкой. Несмотря на вешнюю хрупкость, пигмеи Новой Гвинеи обладают незаурядной силой и выносливостью. Босиком они способны пересекать огромные рассттояния по высокогорьям. Им не нужно никакого альпинистского снаряжения. Они карабкаются, буквально вгрызаясь в камни. Любая девушка из центральной Новой Гвинеи даст фору олимпийскому легкоатлету.
9. Канак живёт в посёлке уже 6 лет. Сюда он спустился с гор вместе с Джексоном. Он зарабатывает на батат тем, что заботиться об общественном "садике". Около 70 евро в месяц за эту работу ему платят голландцы.
10. Из садика он прогоняет коз.
11. Велосипед для него немного великоват.
12. ... а вот для меня - в самый раз.
13. Канак весёлый дядька. Трудно понять, сколько ему лет.
14. Клятва Папуа.
Фейсбук:
https://www.facebook.com/nikolaj.nakropin