Мадейра. Часть 1, авиационная.

Sep 29, 2011 14:40





Остров Цветов, Жемчужина Атлантики, Плавучий Сад, Остров Вечной Весны, Восьмое Чудо Света ― эти эпитеты произносят, когда речь идет о португальской Макаронезии (с греческого - "блаженные острова"), крупнейшем острове архипелага Мадейра ― собственно, об острове Мадейра.

В августе этого года побывал там и я.



Из Европы до Мадейры можно добраться на пароме или самолетом. Из России можно лететь с пересадкой в Европе, но самый быстрый способ ― прямой чартер. Регулярных рейсов из России на Мадейру пока нет.

Мы выбрали последний, самый быстрый способ ― чартер Трансаэро. В этом году это единственный прямой чартер из Москвы на Мадейру.

Поскольку посадка в аэропорту Мадейры и непосредственно сам аэропорт составляют неотъемлемую и очень интересную часть путешествия, остановлюсь на этом поподробнее.

Итак, вперед.

Небо, как всегда, прекрасно, оно не бывает другим. Но в этот раз ― особенно. Мне никогда не надоедает смотреть во время полета в иллюминатор, небо завораживает и манит. Иногда немного жалею, что не стал летчиком.

02. Атлантика ― бескрайняя до самой Америки.


Из Москвы до Мадейры лететь почти 7 часов.

В полете время проходит незаметно, и вот КВС объявляет о снижении и скорой посадке. Снижаемся.

У меня обычно с собой два прибора с разными навигационными программами и картами, поэтому я всегда знаю, где, каким курсом, на какой высоте и с какой скоростью мы перемещаемся. Интересное наблюдение: во время всего полета сплошная облачность была только над Польшей, Германией и частично Францией. Атлантика была безоблачна до самой Мадейры, но перед Мадейрой облачность опять появилась.

Характерно, что с южной стороны облака бывают очень редко (мы заходили с севера) ― и этому есть простое объяснение: горы острова задерживают и не пускают основной облачный массив на южную сторону.

Но я об этом пока не знаю.

03. Появилась земля.


04. Мадейра встречает серой мглой облаков.


05. Совсем не похоже на Остров Вечной Весны.


И вот я вижу по правому борту вот это.
"Какой милый местный аэродромчик", − подумал я, − "наверное местные ДОСААФовцы на кукурузниках тут тренируются".

06. Сзади север, впереди по курсу юг ― облаков там почти нет.


И тут самолет резко кладет на правое крыло и начинает разворот в сторону "местного аэродромчика".

− Как, мы будем садиться сюда? СЮДА?! Для разворота места же совсем нет, впереди горы, ВПП начинается и заканчивается обрывом! Визуальный заход, без автопилота?! В такой ветер?!

Нет, паники не было. Почти. Если бы некоторое время назад я сдуру не прочитал про " большого (или прогрессирующего) козла" у letchikleha (и не только), то я бы вообще не придал этому значения. А пока я вспомнил, что я адски смел и чертовски спокоен, придал лицу выражение героя Клинта Иствуда, стиснул зубы и посильнее вжался в кресло, стараясь не обосраться думать о козлах.

А еще я вспомнил, что жена перед поездкой в числе прочего что-то упоминала об "одном из самых сложных аэропортов" и частых повторных заходах на посадку. Но тогда я не придавал этому значения. И правильно делал.

07. Заходим на глиссаду. Крыло самолета указывает на аэропорт. "Барашки" и зыбь на воде ― сильный ветер, посадка, видимо, будет непростой.


08. Примерно такой была наша траектория.


Развернулись. Вышли на глиссаду. Снижаемся. Кромка ВПП. Постоянные крены влево/вправо. Летим уже над ВПП. Ниже, еще ниже. Крены продолжаются, их амплитуда пугает. Почти касаемся, но нет, касания нет ― сильные крены мешают. Пальцы рук онемели, так сильно (от смелости) я сжал подлокотник. Ну?! Ну же, на повтор?! Крены продолжаются, "висим" над ВПП, не тяни, давай на второй!

Нет, бамц, жесткое касание! Но касание только левым шасси, правое пока в воздухе. Так и несемся по ВПП ― скорость 250, левое шасси на земле, остальные в воздухе, тормозить нельзя, слева вдоль крыла проносится край высокого холма, справа ― край ВПП и море, вот оно, рукой достать можно. А пассажиры уже вовсю хлопают (кстати, никогда не понимал этого прикола)!

Время, как жвачка, тянется бесконечно долго, кажется, что уже вот-вот ― и порвется, ВПП закончится, а там высоченный обрыв. Наконец, касание правого шасси, затем переднего. Тормоз. Реверс. Разворот. Рулежная дорожка.

Фу-у-у-уух! Бодрит, а что ― неплохо, хочу еще!

09. Португальский A330 после посадки на рулежке к зданию аэровокзала.


Уже позже я узнал, что, несмотря на сильный ветер, наша посадка не была чем-то из ряда вон. А сильный ветер? "Какой такой сильный ветер? Сегодня не такой уж и сильный, видали и посильнее," ― сказали мне аборигены.

10. Самые внимательные увидят "стоящий" горизонтально полосатый флюгер-колпак на краю ВПП.


Международный аэропорт Мадейры ― единственный аэропорт на острове. Он же ― один из крупнейших в Португалии. Располагается в непосредственной близости от поселка Санта-Круш (Santa-Crus) и в 15-20 минутах езды на машине от столицы острова, г.Фуншала.

11. На заднем плане ― живописные скалы природного заповедника Понта-Ди-Сан-Лоренсу (Ponta de São Lourenço), который располагается на полуострове в самой восточной части Мадейры. Над ними пролетают все самолеты из Европы.


До 1985г. длина ВПП составляла всего 1600 метров. В 1985-м она была увеличена до 1800 метров, а в 2000-м ― до нынешних почти 2800 метров.

Высота ВПП над уровнем моря ― 59м.

12. Вдоль, над и под ВПП проложены автомобильные дороги.


Та часть ВПП, которая была пущена в эксплуатацию в 2000-м году, сооружена на 180-ти железобетонных пилонах. Фактически ― это мост. Длина этой части ВПП ― 1020м, ширина ― 180м.

13.


Решение об увеличении (удлинении) ВПП и расширении аэропорта было принято в связи с тем, что старая короткая ВПП не была приспособлена для взлета и посадки крупных самолетов, что сильно сдерживало развитие туризма на острове.

14.


Модернизированная ВПП спроектирована с запасом и может принимать тяжелые магистральные лайнеры вплоть до Боинга 747 "Юмбо", он же "горбатый" (кстати, за всю историю с начала их выпуска в 1969г. было изготовлено немногим более 1400шт.).

15.


Тем не менее, на сегодняшний день самый тяжелый самолет, совершающий регулярные взлеты и посадки в этом аэропорту, это не "Юмбо" 747 "горбатый", а Эйрбас А330.

16. А330 португальских линий TAP. Красавец!


17. Диаметр каждого пилона ― 3м. Высота ― до 50м.


В местах, где слабый грунт и нет скал для опоры, пилоны уходят в землю до 60-ти (!) метров вглубь.

18. Стоянка и ремонтные доки для яхт под ВПП.


В 2004-м году Международной ассоциацией по проектированию мостов и зданий (International Association for Bridge and Structural Engineering) была присуждена награда за выдающиеся технические решения (Outstanding Structure Award) при строительстве данной мостовой части ВПП, пруфлинк (кстати, интересная статья).

19. А319 кажется крохотным на фоне А330.


Если во время взлета самолета находиться под ВПП и быть к этому совершенно не готовым, то рев движков на форсаже и интенсивность его нарастания, усиливающаяся акустикой моста, такова, что хочется заткнуть уши, забиться под машину и позвать маму.

20. А320 на взлете.


21.


А в это время аборигены прямо рядом с ВПП починяют примус телефонную линию. Или не телефонную? Почему-то вспомнилась отличная книга "Игры патриотов" и IRA:)

22.


Помимо прочего, данный аэропорт примечателен еще несколькими вещами.

Во-первых, как уже упоминалось выше ― это один из самых опасных и сложных для посадки аэропортов из-за сложности захода на глиссаду и постоянных сильных ветров, часто меняющих свое направление. По некоторым данным, 6-й в мире по сложности и опасности. Более сложный, чем старый аэропорт Гонконга Kai Tak.

Заход на глиссаду ― только в ручном режиме, никаких автопилотов. От летчиков требуется особое мастерство.

В сети полно роликов, когда самолеты от самой ВПП уходят на повторную попытку, при желании их (ролики) несложно найти.

Во-вторых, в силу своего расположения и визуальной доступности аэропорт чрезвычайно интересен для споттеров.

23. А330 выруливает к месту старта.


Я таковым не являюсь, но, тем не менее, упускать такую возможность было непростительно. Я ездил туда 3 раза и ни разу не пожалел. У моего семейства другие взгляды на эту глупость, поэтому все три раза я ездил один:)

Если находиться на одном уровне с ВПП и смотреть на нее от здания аэровокзала, то создается стойкое ощущение, что она спрофилирована под уклоном ― кажется, что южная часть ниже, чем северная.

Это не так. ВПП абсолютно горизонтальна, т.к. взлеты и посадки осуществляются в обоих направлениях, как с юга (runway 05), так и с севера (runway 23) в зависимости от направления ветра.

24. Разворот.


25. К взлету готов!


В одну из своих вылазок я познакомился со споттерами из Бельгии ― отцом и сыном, зовут их Patrick и Yentl. Они спецом для этого прилетели сюда и поселились в поселке Санта-Круш в непосредственной близости от аэропорта в 15-ти минутах пешей доступности.

Поговорил с ними, узнал много интересного:)

- Ребят, да вы профи!
- Да не, ты что, мы так, любители, это просто хобби.

Ну да, любители ― серьезная техника с дорогущими стеклами, расписание всех рейсов по дням недели, рация для прослушивания переговоров диспетчеров с бортами и пр.. Чуть ли не наизусть знают все прилетающие сюда авиакомпании и номера бортов.

- Мы из Бельгии, а ты чьих будешь?
- Расейские мы, из Масковии.
- А, знаем. Из ваших сюда только Трансаэро летает раз в неделю по пятницам, Боинг 737-800, мы снимали, как ты прилетал:)

Взяли мою электропочту, чтобы фотки выслать. Таки выслали и даже любезно разрешили опубликовать их тут. Выкладываю как есть, только их копирайт добавил.

26. 737-800, на котором мы прилетели, снято в этот же день by Yentl Vervoort.


27. by Yentl Vervoort


28. by Yentl Vervoort


39. А330 на рулежной дорожке by Yentl Vervoort


30. А330 готовится к взлету by Yentl Vervoort


31. А330 набирает скорость by Yentl Vervoort


Если интересно, то вот некоторые фотки Йентла, размещенные на одном из споттерских сайтов: ЖМАК

Вот еще один интересный споттерский сайт с очень удобным поиском. На нем, кстати, есть и "наш" 737-800 Трансаэро, снятый в этом аэропорту немного раньше.

Ну и напоследок ролик захода на посадку и посадка А330. На сегодняшний день это самый крупный совершающий взлеты и посадки в этом аэропорту самолет.

От Йентла я узнал, что при посадке скорость ветра была "всего" 25-27 км/ч, он подслушал у диспетчеров по рации. "Всего", т.к. для этих мест это действительно несильный ветер. Для справки, когда садились мы, ветер был гораздо сильнее, это видно по "барашкам" на воде. Да и самолет наш поменьше будет.

Тем не менее, даже несмотря на несильный для этих мест ветер, видно, как А330 немного кренит влево/вправо над самой кромкой ВПП. Но посадка была "на отлично" ― мягкое касание одновременно левыми и правыми шасси.

Вот фото А330 на посадке, которое сделал Йентл, пока я снимал видео.

32. Посадка А330 by Yentl Vervoort


Собственно, видео этой посадки. В самом конце видео ребята немного попали в кадр:)

image Click to view



Еще видео одной посадки, самолет канарской авиакомпании Binter Canarias (тут всего-то лету минут 30):

image Click to view



Ну и несколько взлетов, от частного микросамолета до A330, который выглядит гигантом на фоне всех остальных:

image Click to view



Как-то так.

UPD: беглый поиск по споттерским сайтам показал, что "джамбо" 747 "горбатый" приземлялся и взлетал в этом аэропорту всего один раз, 5-6 октября 2002 года, это был "джамбо" 747-267B исландской авиакомпании Air Atlanta Icelandic (взято тут). И вот к чему это привело, наверное весь остров приехал посмотреть:



В следующей части я расскажу о красивейшем природном заповеднике Понта-Ди-Сан-Лоренсу (Ponta de São Lourenço), расположенном на полуострове и являющемся самой восточной оконечностью острова.





Мадейра. Часть 1, авиационная.
Мадейра. Часть 2, заповедная.
Мадейра. Часть 3, черепичная.
Мадейра. Часть 4, горная.
Мадейра. Часть 5, автомобильная.

авиа, Мадейра

Next post
Up