Теодор Адорно. «Жаргон подлинности»

Feb 10, 2011 19:53


«Жаргон подлинности» впервые бы опубликован в 1964 годы и предполагался в качестве своего рода пролегоменов к наиболее известному произведению Адорно - «Негативной диалектике».
Адорно исходит из того, что немецкая идеология (как и идеология вообще она понимается им в качестве общественно необходимой видимости) соскользнула в язык, сама невозможность которого в рамках буржуазного общества была извращенно понята немецкими философами, под которыми преимущественно подразумеваются экзистенциалисты типа Хайдеггера, Ясперса, Больнова, в качестве призыва к поиску «подлинного языка».
В этом выводе Адорно верен Вальтеру Беньямину, вернее, его теории об утрате ауры в эпоху технической воспроизводимости. Как известно, Беньямин ввел термин «ауры» тогда, когда то, что этот термин призван был обозначать («чувство» уникальности и неповторимости как бы окутывавшее вещь искусства), навсегда исчезло из нашего опыта. Сам факт технической воспроизводимости (например, посредством фотографии) любой вещи, став фактом мышления, навсегда устраняет возможность восприятия этой вещи как чего-то неповторимо уникального. Для Беньямина, как и для Адорно, это не хорошо и не плохо, просто - это так и есть. В отличие от того же Хайдеггера они совершенно безразличны в отношении вопроса подлинности - в конце концов, Беньямин просто «снимает» его, в то время как философы хайдеггеровского круга, воспринимая утрату ауры в качестве призыва к ее поиску, вызывают к жизни лишь иллюзию ауры.
Поэтому Адорно преследует цель показать, что построения философов-экзистенциалистов - Хайдеггера, Ясперса, Больнова и других - находят свою питательную среду в языке и мышлении немецких обывателей, мелких буржуа обеспокоенных изменением привычного для них быта, и не имеют ничего общего с провозглашаемым этим языком раскрытием бытия, хотя бы постольку, поскольку последнее просто невозможно. На уровне слияния господствующей пошлости с пошлостью буржуазного господства утрачивается какая-либо разница между языковыми ужимками тех, кого «школьные головы отвергнут, предположительно, с негодованием» и философемами Хайдеггера и Ясперса. Напротив, «они [т.е. философы-экзистенциалисты] уже пишут в той самой манере, которую презирают, дабы утвердить свое собственное превосходство у малых. Их философемы проливают свет на то, чем питается жаргон и умолчание чего является одной из составляющих его суггестивной силы» [187-188].
Если философские понятия получают свои избыточные (по отношению к обыденному языку) значения лишь в констелляции, то есть в созвездии или со-расположенности остальных философских понятий, каждое из которых - мгновенная актуализация всех связей и отношений, существующих внутри философии, то в противоположность этому жаргон выдергивает слова из этого порядка связей, полагая, будто бы слово, в своей изолированности, само по себе будет возвещать об истине.
Слова, принадлежащие жаргону - подлинность, встреча, экзистенция и прочие - тем самым обнаруживают себя помещенными в «стеклянный купол идеальности» и уже потому изъятыми из реальности и значимыми только для себя. Они - фетиши и знаки социальной принадлежности говорящего, пришедшие на смену неуместной в послевоенной Германии партийной атрибутике, но не понятия, которые посредством негации, участвуют в познании истины, которая может быть дана лишь негативно, в форме неистины, как результат критики устойчивых, связанных с миром капитала и стабилизирующих этот мир представлений.
В этом последнем прослеживается вся слабость позиции Адорно, совершенно в духе младогегельянства, когда-то раскритикованного Марксом, допускающего, что демонстрация всех перечисленных фактов, касающихся жаргона, «взорвет его» [189] как только факты будут осознаны. Капитализм, который непрерывно воспроизводит многочисленные идеализмы, знает тот факт, что идеология не может быть устранена никакой критикой, до тех пор, пока эта критика не будет сопряжена с практикой, направленной на устранение тех структур, которые и делают идеологию «общественно необходимой видимостью».

Адорно Т. В. Жаргон подлинности
Издательство "Канон-Плюс", 2011
Цена 200 р.

наши тексты, философия, книги, рецензия

Previous post Next post
Up