Приношу извинения некоторым из моих читателей, которым, возможно, что-то приходится читать второй раз, местами дословно или почти дословно; да, свои письма к вам я использовал при написании этого поста.
Перебирая в памяти мои выходы в театры и концерты за минувший год, я бы отметил два самых сильных впечатления. Оба - спектакли
"Геликон-оперы", поставленные Дмитрием Бертманом; в обоих случаях за пультом стоял совсем молодой дирижер Константин Чудовский.
Первым был "Упавший с неба" - так Бертман назвал свою постановку оперы Прокофьева "Повесть о настоящем человеке". Спектакль у них уже не первый год идет, но дают они его редко. Это было 9 мая, они как раз приурочили показ ко Дню Победы.
Я давно мечтал послушать эту оперу Прокофьева, потому что прежде никогда такой возможности не имел. Она в пору моего детства и юности уже не ставилась и не записывалась. Тогда про эту оперу было много разного фольклора, типа хора врачей "Отрежем-отрежем Мересьеву ноги" и т.п., что, разумеется, не было правдой. От знающих же людей я слышал разное: одни говорили, что музыка гениальная, просто тематика не вписывается в жанр, а потому произведение получилось уродским; другие, напротив, говорили, что и музыка для Прокофьева очень слабая (что в принципе вполне возможно - мало ли откровенно слабых вещей великие люди писали для выживания?). И вот узнал, что ее поставила "Геликон-опера", и решил, наконец, составить собственное представление.
То, что я услышал и увидел, превзошло все мои ожидания. Стало понятно и то, почему оперу при первой ее постановке в Большом сразу же запретили и заставили Прокофьева ее перерабатывать. Он совсем переиначил сюжетную канву повести Б. Полевого (на мой взгляд, совершенно бездарной). Весь сюжет "Повести" Прокофьева - это бред Мересьева на больничной койке. Основное место действия - больница, а вся военная и довоенная история (Прокофьев добавил еще и любовную линию) оживает в бреду главного героя. Советского пафоса очень мало (патриотизм - да есть; к тому же в спектакль мастерски вставлены фрагменты кантаты "Александр Невский"), а совдеповская чернуха - есть, притом не только у режиссера, но и заложена в либретто.
Музыка гениальна: на мой взгляд, ничуть не уступает, скажем, "Игроку" или "Любви к 3 апельсинам", не говоря уж о "Войне и мире", которая очень неровна (а какой собственно она еще могла бы быть?). Это настоящий Прокофьев, совсем не популяризирующий себя (а местами почему-то Мусоргский пробивается). Очень интересна мелодически, о гармониях и оркестровке я просто молчу, замечательные хоровые фрагменты (усиленные вставками из "Александра Невского"). Правда, и неудачные места есть, но совсем мало.
Постановка очень сильная. На авансцене настоящая совковая больница с проломом в стене - потому что это пролом на частично разбомбленном доме, образующем фон. Дом временами просвечивающий, образующий многоярусную конструкцию, где могут разворачиваться какие-то эпизоды действия. Из середины дома торчит обломившийся до середины фюзеляж самолета, полость в котором тоже иногда служит местом действия; а иногда оно на крыльях самолета происходит. Никакой статичности. К тому же было прекрасное звучание хора и оркестра.
Я очень рад, что в мае этого года "Геликон" снова будет давать
"Упавшего с неба". Надеюсь еще раз сходить. И очень рекомендую.
Но самым сильным впечатлением была премьера в июле "Севильского цирюльника" Россини (между прочим, повезло, что это был уже не самый первый спектакль премьеры - первые, говорят, шли похуже). И вот это, бесспорно, огромная удача "Геликона" - притом во всех отношениях: и режиссерском, и исполнительском (если в хорошо известном с детства произведении удается вдруг расслышать в оркестре что-то, на что раньше не обращал внимания - это уже о многом говорит) - вообще, при обилии весьма остроумных режиссерских находок, остается очень естественное ощущение цельности спектакля.
Ну, не буду пересказывать.
"Севильский цирюльник" в "Геликоне" в ближайшие 5 дней будет дан еще 4 раза - а потом уже в текущем сезоне не повторится. Так что советую сходить (правда, не уверен, что еще есть билеты). Сам я тоже в ближайшие дни схожу (у меня, к счастью, есть - успел подсуетиться).
К сожалению, поставленная Бертманом вслед за "Севильским цирюльником" "Свадьба Фигаро" не оправдала ожиданий. Постановка оказалась - и это не только мое мнение - очень слабой. Именно по режиссуре. Пожалуй, это был худший из спектаклей Бертмана, какие мне довелось видеть. Очень точной показалась мне реплика сразу по окончании спектакля какого-то человека, сидевшего неподалеку от меня, который явно был тоже разочарован: "Да, это тебе не Россини. Тут головой надо думать".