Наконец-то Великий Путин решил объяснить народу, отчего это в РФ цены на бензин в 1,5-2 раза выше, чем в импортирующих нефть, позорно гибнущих от кризиса США. Как и следовало ожидать, то, что на первый взгляд казалось наглым грабежом народа, оказалось мудрыми правительственными мерами в интересах широких трудящихся масс.
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин ответил в прямом эфире на вопросы жителей России. В.БЕЛОУСОВ: «Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Белоусов Владимир Михайлович, Всероссийское общество автомобилистов, председатель Московской областной организации.
Автомобилисты и, я понимаю, что и труженики реального сектора экономики задают один и тот же вопрос и интересуются: при общем падении мировых цен на нефть будет ли у нас все-таки сокращение цены на топливо? Спасибо».
В.ПУТИН: «Вопрос законный, и, конечно, люди справедливо задаются таким вопросом. Цены на мировых рынках на нефть упали в два-три раза, а на нефтепродукты внутри страны, если и есть снижение цен, то незначительное. Почему?
Владимир Михайлович, происходит следующее. Мы и в период высоких цен на нефть значительную часть сверхдоходов нефтяных компаний разными способами - через экспортные и таможенные пошлины и через налоги - до 80 с лишним процентов, а бывало, и до 90, изымали в бюджет, и именно благодаря этим доходам в значительной степени сформировали большие золотовалютные резервы страны, которые сегодня, как я уже говорил выше, являются третьими по величине в мире - 450 млрд. с лишним долларов США. Они являются для нас "подушкой безопасности" и позволяют строить планы по мягкому выходу из кризиса для миллионов граждан страны.
Что происходит сегодня? Сегодня мы немного понизили налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор и нефтяной сектор, но все-таки она остается достаточно высокой. Нефтяные компании, конечно, терпят убытки, и в связи с тем, что мировые цены упали и налоги остались еще достаточно высокими, конечно, стараются сохранить хоть какие-то доходы за счет внутреннего потребителя. Правда, это тоже в известной степени политика государства, об этом можно поговорить с депутатами, можно пообсуждать.
Но, по сути, что происходит. За счет людей с большими или даже средними доходами, за счет людей, которые все-таки могут позволить себе иметь машину, покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди тех, которые остро нуждаются: те же самые безработные, инвалиды, пенсионеры, военнослужащие. Но, конечно, все имеет какие-то пределы, и нужно всегда искать какую-то "золотую середину".
Нефтяные компании сегодня с каждой тонны экспортируемой нефти несут убыток примерно в 68 долларов. Более того, когда мы объявили о том, что мы будем снижать НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) с 1 декабря, они, конечно, начали хитрить и просто прекратили отгрузку, чтобы не переплачивать в бюджет. Мы заставили их возобновить, бюджет пополнили, а они исполнили свои обязательства перед покупателями. Но это, конечно, для них убытки.
С 1 января 2009 года намечается дальнейшее снижение налога на добычу полезных ископаемых. И в этом случае многие компании выйдут в ноль или чуть-чуть с плюсом, если не считать их текущих инвестиционных расходов. Но об этом мы с ними будем говорить отдельно. И мы рассчитываем на то, что наши последующие шаги по понижению налоговой нагрузки, безусловно, должны сказаться и на внутренних ценах внутри России».
Из ответа Путина мы узнали много интересного и полезного. Цены на бензин в РФ задраны до небес вполне сознательно, сверхприбыли идут в пользу бедных. Бедных нефтяных олигархов.
Этого мало, оказывается, путинцы
довели экономику страны вообще и нефтяную промышленность в частности до такого блестящего состояния, что экспорт нефти убыточен (!), и убытки от экспорта радостно покрываются за счет внутреннего потребителя.
Путинцы придерживаются мнения, что ездить на автомобилях в РФ это роскошь. Поэтому сознательно завышают цены на топливо и тем самым очевидным образом увеличивают транспортные расходы на все автомобильные перевозки в стране. Растут затраты и авиационных компаний, летать российскими самолётами гораздо дороже, чем западными. Значительно увеличиваются расходы и российских сельхозпроизводителей. Безмерные аппетиты путинской нефтяной мафии оплачивает население, и как всегда, в большей степени бремя завышенных цен на топливо ложится на бедные слои.
Путин утверждает, что «значительную часть сверхдоходов нефтяных компаний разными способами - через экспортные и таможенные пошлины и через налоги - до 80 с лишним процентов, а бывало, и до 90, изымали в бюджет».
Пусть это прозвучит кощунственно, проверим элементарной арифметикой слова Владимира Владимировича.
Ставка налог на добычу полезных ископаемых на одну тонну нефти в 2008 году следующая (в рублях, копейки отбросил):
октябрь - 2 569
сентябрь - 3 542
август - 3 964
июль - 4 515
июнь - 4 492
май - 4 167
апрель - 3 630
март - 3 476
февраль - 3 269
январь - 3 170
Напомним, что весной 2008 года цена на российскую нефть превышала $900 за тонну (
в 1 барреле в среднем 0,1360 тонн, в 1 тонне нефти примерно 7,3 барреля, Российская Urals-33 = 0,1365 т).
Теперь о размере экспортных пошлин.
«пошлины на вывоз сырой нефти с 1 декабря будет близка к 195 долларам за тонну (против действующей в ноябре 287,3 доллара за тонну). Для светлых нефтепродуктов экспортная пошлина может составить примерно 143,8 доллара за тонну (против 205,9 доллара за тонну), а темных - 77,5 доллара за тонну (против 110,9 доллара за тонну). Сакович объяснил, что даже если закон принять быстро не успеют, с 1 декабря ставки будут установлены по-новому порядку - "в ручном режиме"».
Получается, что в период высоких цен на нефть в бюджет изымали до 50% сверхдоходов нефтяных олигархов. К 90% этот показатель приблизился лишь сейчас в связи общим падением мировых цен на нефть.
Рассчитаем, какую часть российской розничной цены на бензин составляют налоги. НДС 18% это понятно, им обложены все товары и услуги в стране. Интерес представляет акциз на бензин, то есть налог на бензин, при помощи которого государство изымает часть его стоимости в казну.
«ставка акциза на автомобильный бензин на 2008-2010 гг. были оставлены на уровне действующих ставок. Акциз за 1 тонну бензина марки Аи-80 остался на уровне 2,657 тыс. руб., все другие марки бензина - 3,629 тыс. руб. Остались неизменными ставки акцизов на дизельное топливо - 1,080 тыс. руб. за тонну на период с начала 2008 года по конец 2010 года».
Так, один килограмм 92-го и выше бензина облагается акцизом 3 руб. 63 коп. Усредненная плотность бензина АИ-95 при нормальной температуре примерно 0,75 кг на литр. То есть в розничной цене одного литра бензина приблизительно 2 руб. 70 копеек акцизов, и плюс 2 рубля НДПИ. При цене бензина 24 рубля за литр НДС составит 3 руб. 66 копеек. Таким образом, в потребительской стоимости российского бензина косвенные налоги в сумме составляют не более 8,5 рублей, менее 35%. Остальное, за вычетом производственной себестоимости (около 10-15% розничной цены), идёт в бездонный карман нефтяной путинской мафии. Вот такая у меня получилась прикладная арифметика.