США, Великобритания, 2010. Реж. Дэвид Йетс. В ролях: Дэниел Редклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон.
Несколько слов о беспристрастности
Сразу скажу: сии лирические заметки, хоть и навеяны седьмым фильмом про Гарри Поттера, больше являются, наверное, моими скромными замечаниями по всему сеттингу. Мне кажется почему-то, настало время подводить итоги. Я не люблю, знаете ли, разборок типа "мы категорически за" - "а мы категорически против". Мне всегда доставляло удовольствие быть НАД схваткой, смотреть, анализировать, выявлять плюсы и минусы. Люди вступают в партии, в группы ВКонтакте и ходят в модные клубы не потому что они являются фанатами или антифанатами чего бы то ни было, А ПОТОМУ ЧТО ОНИ ХОТЯТ С ЭТОГО ЧТО-ТО ПОИМЕТЬ: деньги, общение, секс, блат. Да, наверное, это циничная позиция. Но так устроена жизнь.
Мне просто хочется здраво, без истерик, без выкриков "вы сатанисты" - "а вы тупые маглы", разобраться в том, символом ЧЕГО был Поттер для целого поколения, И ПОЧЕМУ ОН НЕ БУДЕТ СИМВОЛОМ ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ СЛЕДУЮЩЕГО.
Я люблю Поттера. Вот если взять меня как человека, а не как кинопоросенка - я люблю Поттера. Мне нравится эта история о мальчике, узнающем однажды, что он великий волшебник. Можно сколько угодно проводить параллели. С "Огненным факультетом", с "Малышом и Карлсоном", с "Мэри Поппинс". Но Роулинг - это не плагиат. Это труд. Тяжелый труд миропостроения. Я уважаю эту тетку. Я хочу полистать ее черновики.
Но при всем своем уважении я не могу пойти на поводу у своего чувства. Я привык работать головой. Я больше всего ненавижу в этой жизни людей, утверждающих, что объективной точки зрения быть не может. Может, если БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ, если соотносить свою жизнь с поиском правды и истины, а не тем, что модно и круто.
В общем, как принято говорить у нас в семье: "Лотман, Курехин и Упанишады!", - то бишь "Да здравствуют серьезный культурологический анализ и системный подход".
Взлет и падение Гарри Поттера
Есть такое словосочетание - "культурный герой". Если взять XIX век, например, там эти слои культурные очень хорошо просматриваются, как в тортике: 1) 1800 - 1820 : кумиры начала века - Наполеон и Байрон 2) 1820-1840: редукция их на примере Онегина и Печорина 3) 1840-1860: среднеромантический всплеск (Жорж Санд, Эжен Сю, Бодлер, Дюма, Гюго - я называю имена по принципу популярности, а не по принципу качественности литературы), маргинализация и маньеризация "культурного героя" 4) 1860-1880: "новый герой", интеллигент, врач или адвокат, типа Базарова, человек прагматичный, Том Сойер 5) 1880-1900: редуцированный интеллигент, опустившийся (читайте рассказы Чехова).
Символом девяностых, в России, по крайней мере, был Толкин. Всё крутилось вокруг толчков, ролевиков, реконструкторов, издательств, специализирующихся на фэнтезийной литературе, эскапизма как способа самопознания. Киберпанковская и посткиберпанковская литература странным образом смыкалась с литературой фэнтезийной. Тут не нужно заблуждаться. Киберпанк всегда был фэнтези в технической оболочке, историей Мессии, способного раздолбать Матрицу. "Звездные войны" шли "давным-давно, в далекой Галактике".
Поттеромания стала эффектом стремительного "приземления" человечества в конце девяностых. Джоанне Роулинг удалось сделать своего героя на удивление современным, близким и понятным миллионам подростков, жаждущих быть понятыми и социально востребованными в мире, где они были нахуй никому нужны. Поттер - это аниме. Это явление того же приблизительно порядка, что и группа "Тату". В Толкине, киберпанке и "Звездных войнах" тема ебли никогда не была раскрыта. Роулинг изобрела особый, "эзопов" язык, позволяющий трахаться, не теряя невинности. Я буквально сегодня был свидетелем того, как битком набитый кинозал минуты две хохотал над диалогом оставшихся наедине Гарри и Гермионы: "Я хочу отправиться в Годрикову Впадину. - Это опасно, Гарри".
Мне кажется, чем дальше, тем больше человечество будет "приземляться" и "взрослеть". Седьмой фильм о Поттере откровенно смешон. Во-первых, нелепа сама по себе седьмая книжка. Роулинг очень сильно хотелось написать именно семь книг, и потому последняя набита сведением всех сюжетных линий к логической точке. Возникает эффект "пузыря", который надували, надували, а теперь его нужно быстро и резко спустить. В этой связи продюсерская разбивка на две части кажется не хитрым маркетинговым ходом, а подчисткой слабых мест писательницы. Впрочем, Дэвид Йетс настолько бездарный режиссер, что поручать ему киноподчистку - это все равно, что просить Белоруссию защищать Россию от НАТО.
В 2011 году Поттер умрет. Это очевидно, как Божий день. На смену ему идут уже совсем другая литература и другое кино. Это литература откровенно декадентская, девичья, самым ярким примером которой являются "Сумерки". Это как Орландо, меняющий пол. Умирает тема мессианства, ответственности своей за судьбу мира. Все больше героев, которые предпочитают не "понимать", а "ощущать" (в этом смысле показательна вырыпаевская короткометражка в "Коротком замыкании"). Идеалом становится личное счастье, а не "общее благо". Героическая литература останется лежать в письменных столах своих создателей, бесполезная, пафосная, никому не нужная.
Поттер всегда останется с нами, как Мальчик-Который-Умел-В-Себе-Это-Совмещать: чувство собственного достоинства и стремление к самопожертвованию, одиночество и героизм. Такие персонажи появляются не раз в десять, а раз в сто лет. Культурные герои, появившиеся на переломе истории. Истории, в которой мы живем и которую не осознаем.
Постскриптум
Если мои занудные культурологические размышления вам надоели, и вы хотите освободить от них свой мозг, рекомендую прочитать
смешной рассказ про поттертолчков в интернет-журнале "Желтый Снитч". Там много нецензурной лексики и очень забавная концовка.