Несколько дней назад я побывала на интереснейшей экскурсии "Государева дорога". Так несколько столетий назывался путь из Санкт-Петербурга в Москву. Идея создания такого маршрута для туристов зрела довольно давно, а небольшие отдельные экскурсии с подобным названием существовали, например, в Тверской и Ленинградской областях (не всегда совпадая маршрутом с исторической дорогой). Но нынешним летом на ПМЭФ впервые о сотрудничестве договорились Ленинградская, Новгородская, Тверская и Московская области, по которым и проходит Государева дорога.
Маршрут призван познакомить туристов с историческими и культурными объектами, расположенными недалеко от трассы М10 (а сейчас достраивается и скоростная М11) и которые несправедливо обойдены вниманием, поскольку сейчас, приезжая в любую из столиц, туристы в лучшем случае посещают ближайшие к ним пригороды.
Я же в ходе экскурсии побывала в тех местах, которые войдут в маршрут от Ленинградской области, о них и расскажу.
А начнём мы с истории Государевой дороги.
Датой её рождения можно считать 1712 год, когда, после основания новой столицы, Пётр I повелел построить "всесезонную гужевую дорогу" из Москвы в Петербург. Но и до этого момента существовала дорога, соединявшая Москву, Тверь и Великий Новгород, и вероятнее всего, уже с начала строительства Петербурга был построен участок, соединивший будущую столицу с Новгородом.
Несмотря на то, что дорогой озаботился ещё Пётр, строить её начали лишь в 1746 г. при императрице Елизавете Петровне, а завершили лишь к 1830. Это была первая в России дорога с твёрдым покрытием из плотно укатанного щебня, со множеством мостов через ручьи, реки, овраги.
С того момента, можно сказать без преувеличения, дорога стала главной дорогой страны, а вдоль неё сформировалась особенная историческая среда. Трасса требовала обслуживания, ремонта, обеспечения путешествующих ночлегом, питанием, служила для доставки почты и грузов. А тот факт, что по дороге перемещались и царствующие особы вместе со свитой, требовал строительства путевых дворцов - особого рода почтовых станций повышенной, как сказали бы сегодня, комфортности.
(Путевой дворец Екатерины II в Санкт-Петербурге, он же Чесменский дворец. Гравюра неизвестного автора, начало XIX века)
Всего на трассе примерно через каждые 65 км было построено одиннадцать путевых дворцов. В различное время их число достигало двадцати. Во второй половине XVIII века путевые дворцы сделались архитектурными акцентами в селах и слободах, которые впоследствии были преобразованы в города (как Вышний Волочек и Валдай, к примеру).
Фактически в этих домах размещали гостиницу и почту, ведь большое здание стоило очень дорого и было неразумным строить его лишь в расчете на кратковременное пребывание властных особ. В 1767 году, проезжая из Петербурга в Москву, Екатерина II пожелала, чтобы нашлись люди, готовые содержать при дворцах «для проезжих всякие потребности, как пищу и питье, так и прочие нужные и к спокойствию в пути служащие надобности». Сенат приказал новгородскому и московскому губернаторам «вызывать охотников» к устройству «столь полезных и нужных для проезжих во дворцах пристанищ». С 1782 года по указу императрицы путевые дворцы должны были выполнять почтовые функции, но одновременно их нужно было содержать «в таком исправном состоянии, дабы на случай проезда Нашего могли тотчас очищены быть».
В первые годы правления Екатерины II в Твери и Новгороде появились каменные путевые дворцы. В других пунктах до начала губернской реформы 1770-х годов деревянные дворцы заменили каменными только в Торжке и Валдае, а в Городне, Медном и Выдропужске путевые дворцы были превращены в почтовые станции.
Хотя большинство путевых дворцов не блистало архитектурой, среди них были и настоящие жемчужины. Например, путевой дворец в Твери и Петровский путевой дворец при въезде в Москву.
(Голицын А.А. Санные гонки на Петербургском шоссе. 1848 г. На заднем плане изображён Петровский путевой дворец)
В течение многих столетий единственным видом сообщения между населенными пунктами в России была ямская гоньба. Ямщики возили письма и документы, царские указы, грамоты. В 1722 году для упорядочения работы ямщиков по указу Петра I были построены первые ямские дворы в Петербургской губернии, в том числе и на московском направлении. Многие населённые пункты на сегодняшней трассе М10 выросли из ямщицких слобод, а кое-где сохранились и дома, построенные для проживания ямщиков и их семей - по две семьи на дом.
В XIX веке на смену ямским станам пришли почтовые станции. В деревне Померанье Ленинградской области сохранилась единственная из двадцати пяти станций Государевой дороги. Она была основана в 1796 году вместо яма в Любани и сегодня является объектом культурного наследия.
(Дилижанс на Петербургско-Московском тракте. Неизвестный художник, 1830-е годы)
Скорости передвижения по Государевой дороге существенно отличались в зависимости от чинов и рангов путешествующих. Люди в больших чинах с эполетами добирались из одной столицы в другую за три-четыре дня. Люд попроще мог в ожидании положенных лошадей проводить на ямских станциях до недели. Как, например, Пушкин, который согласно чиновному формуляру был всего лишь коллежским секретарем. А самая медленная езда полагалась… императору, которому надлежало ехать из Петербурга в Москву в течение семи дней.
Сохранилось «коронационное расписание» 1801 года, когда в Москву следовал Александр I. Воспроизведено оно в книге Н. Эйдельмана «Твой XVIII век». В первый день царский кортеж проходил 184,5 версты (ночуют в Новгороде). Во второй - 153 версты (ночуют «в Валдаях»), в третий - всего 92 версты (ночевка в Вышнем Волочке или, если пройти на 80 верст больше, в Торжке), в четвертый - 134 версты до Твери, в пятый - 113 верст до Пешек, в шестой - всего 50 верст до Петровского дворца. И только на седьмой день «имел быть торжественный въезд в столичный город Москву».
Гужевая дорога была не в состоянии обеспечить необходимый грузопоток к Санкт-Петербургу, и ее дублером, по которому шли, в том числе, хлебные караваны из центральных районов России, стала Вышневолоцкая водная система.
Всё изменилось со строительством Николаевской железной дороги, открытой в 1851 году.
Перевозки пассажиров и грузов начали перемещаться на железную дорогу, в результате чего шоссе (европейский термин, пришедший в начале XIX века на смену «всесезонной гужевой») стало терять значение, а водная система практически перестала существовать.
С точки зрения объектов культурного наследия Николаевская железная дорога стала поводом для их строительства. Появляются здания вокзалов и локомотивных депо.
(Открытка серии «Петербург-Московская железная дорога», 1880-е. Автор неизвестен)
В городе Любань, который вошёл в экскурсионный маршрут "Государева дорога", сегодня можно увидеть "типовой" для Николаевской дороги железнодорожный вокзал, построенный в 1851 г. по проекту архитектора Р. А. Желязевича. Это вокзал островного типа, он находится между главными ветками пути. Таких вокзалов на дороге было четыре.
Около вокзала частично сохранилось и здание депо. А самой интересной достопримечательностью является единственный железнодорожный храм в России - святых апостолов Петра и Павла. Он был построен в 1867 году по инициативе П. П. Мельникова - главного управляющего железнодорожным ведомством и первого министра путей сообщения России.
(Архитектор А.Тон)
Церковь стала памятником строителям магистрали Петербург-Москва: с момента освящения в ней установлена мраморная доска с именами 72 строителей дороги.
Роль шоссе, упавшая после открытия железнодорожного сообщения, стала снова возрастать с развитием автомобильного транспорта. На сегодняшний день заканчивается строительство дублирующей скоростной трассы, по которой, как обещают некоторые источники, можно будет доехать из одной столицы в другую всего за пять часов.
А на экскурсионном маршруте "Государева дорога" основными остановками на участке, пролегающем через Ленинградскую область, станут Любань, Тосно и Гатчина.
О них и об их исторических объектах - в следующих постах. Не переключайтесь :-)
Спасибо за приглашение организаторам проекта #государевадорога Комитету Ленинградской области по туризму совместно с ГБУ ЛО «Информационно-туристский центр» и
spbblog.