Памятка наблюдателя.

Aug 11, 2011 16:20

Получаю много вопросов по поводу выборов и наблюдательства.  Сел было писать обложился законами, а тут нашел интересную памятку. Стащил у жириновцев, Вольфович прости! Редактировать не стал, на большинство вопросов ответы в ней присутствуют. Памятка датируется 14 сентября 2009 года. С тех пор произошли некоторые изменения в закон о выборах, но основные принципы остались и в этой памятке все есть. Оригинал здесь:      ldpr.ru/#party/The_election

П А М Я Т К А НАБЛЮДАТЕЛЯ И ЧЛЕНА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
от ЛДПР

Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума (п.42 ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…)

ПЕРИОД НАБЛЮДЕНИЯ
(ч. 5 ст. 29 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»)
Наблюдение начинается с момента начала работы УИК в день голосования и в дни досрочного голосования и заканчивается после получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, в случае составления повторного протокола об итогах голосования - после получения копии повторного протокола УИК, и передачи копии протокола в штаб ЛДПР.
Наблюдатели могут присутствовать при установлении вышестоящими комиссиями итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов.

НАБЛЮДАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
• границы своего избирательного участка;
• место нахождения помещения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования;
• ФИО председателя, заместителя председателя, секретаря участковой (территориальной) избирательной комиссии, члена избирательной комиссии с правом решающего голоса от ЛДПР, их контактные телефоны;
• кто еще вправе находиться в помещении для голосования и осуществлять наблюдение (не допускается одновременное нахождение в помещении для голосования двух и более наблюдателей от одной политической партии);
• права наблюдателя;
• контактные телефоны своего штаба ЛДПР.
Иметь при себе:
• направление, полученное в штаб-квартире ЛДПР;
• паспорт или заменяющий его документ;
• нагрудный знак (наблюдатели вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса, не содержащий признаков предвыборной агитации. Нагрудный знак представляет собой прямоугольную карточку размером не более 85x60 мм, изготовленную из плотной бумаги белого цвета. Текст на карточку наносится машинописным, рукописным либо комбинированным способом);
• памятку наблюдателя;
• бланки актов и жалоб;
• калькулятор, мобильный телефон, либо жетоны (монеты) для телефона, карманный фонарик, ручку, писчую бумагу, при необходимости сухой паек.
Необходимо записывать в блокнот все цифры и иные данные, сообщаемые комиссией, свои наблюдения и оценки происходящего, быть опрятно одетым и трезвым, употребление алкоголя накануне и в течение всего дня выборов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
РАБОТА НАБЛЮДАТЕЛЯ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ
Прибыть на избирательный участок к 7 час 30 мин. Представиться председателю избирательной комиссии. Выяснить, кто из членов комиссии с правом решающего (совещательного) голоса является представителем от ЛДПР, координировать свою работу с ним.
Выяснить у председателя комиссии и записать:
• количество избирателей, внесенных в списки, наблюдатель имеет право знакомиться со списком избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования (п. 9. ст. 30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»);
• количество полученных бюллетеней.
Вежливо, но настойчиво попросить показать полученные бюллетени, обязательно убедиться в том, что в верхнем правом уголке каждого бюллетеня есть росписи двух членов комиссии, заверенные печатью избирательной комиссии
Наблюдатель должен ознакомиться с оборудованием помещения для голосования и убедиться, что все сделано в соответствии со ст. 61 ФЗ «Об основных гарантиях…» и ст. 72 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»:
• кабины для голосования (специально оборудованные места) освещены и снабжены письменными принадлежностями, кроме карандашей;
• в помещении для голосования вывешена увеличенная форма протоколов об итогах голосования. Она вывешивается до начала голосования и находится в поле зрения членов УИК и наблюдателей на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;
• проверить, что бы не было агитационных материалов на избирательном участке и вблизи него, т.к. запрещено размещать печатные агитационные материалы в помещениях избирательных комиссий, помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п.10 ст. 54 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»).
Информационный стенд в соответствии с требованиями части 3 статьи 72 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» должен содержать необходимую информацию обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях.
До начала времени голосования должны быть предъявлены, погашены неиспользованные открепительные удостоверения, о чем должен быть составлен соответствующий акт с указанием их количества.
В 8 часов 00 минут местного времени председатель УИК объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет переносные и стационарные ящики для голосования к осмотру наблюдателям и другим лицам, имеющим право присутствовать при этом.
Все урны (стационарные и переносные) опечатываются сразу после осмотра печатью участковой комиссии. Стационарные урны выставляются так, чтобы они находились в поле зрения всех членов комиссии и наблюдателей. Переносные урны также должны находиться на виду у всех членов комиссии и наблюдателей, к ним не должно быть доступа посторонних лиц.

В ходе голосования и подсчета голосов наблюдатель имеет право находиться в помещении для голосования на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему полный обзор действий членов комиссии.
Необходимо наблюдать процесс выдачи бюллетеней и ход голосования. Бюллетень выдается членом комиссии с правом решающего голоса лично избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (на территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
• военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
• временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
• документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
• паспорт моряка (удостоверение личности моряка);
• справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.).
Если избиратель голосует по открепительному удостоверению, по предъявлении также открепительного удостоверения.
Обратить особое внимание на выдачу бюллетеней избирателям, проживающим на территории данного участка, но не включенным в список. Они включаются в, так называемый, дополнительный список только в случае наличия в паспорте штампа о их постоянной регистрации на территории данного избирательного участка.
Наблюдатель должен видеть, что при получении бюллетеня избиратель или с его согласия член комиссии с правом решающего голоса проставляет в списке избирателей паспортные данные голосующего, избиратель собственноручно расписывается за получение бюллетеня, а член комиссии - за его выдачу.
Решительно пресекать любую (даже косвенную, в виде подсказок) агитацию в поддержку политических партий, кандидатов. Ни с кем не вступать в политические дискуссии, пререкания, не поддаваться на возможные провокации, эмоциональные проявления участников избирательного процесса, чтобы не дать повода для удаления с участка.
Обнаружив любое нарушение, немедленно обратиться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему с требованием принять меры к устранению выявленного нарушения (напомнить им об административной и уголовной ответственности).
Необходимо сообщить в штаб о нарушении, составить акт в двух экземплярах и написать жалобу в соответствующую территориальную избирательную комиссию, привлечь к подписанию акта и жалобы избирателей, либо наблюдателей (не менее двух) от других партий, кандидатов.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГОЛОСОВАНИЕМ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
Избирателю, который не сможет по состоянию здоровья прибыть в помещение для голосования избирательного участка, где он внесен в список избирателей, обеспечивается возможность голосование вне помещения для голосования.
Письменное заявление или устное обращение подается в УИК в любое время после ее формирования, но не позднее 16 часов дня голосования.
Председатель комиссии обязан не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода) с переносным ящиком сделать объявление о проведении голосования вне помещения для голосования
К избирателю выезжают не менее двух членов комиссии с правом решающего голоса, хотя голосование может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса, если при этом присутствуют не менее двух лиц из числа членов с правом совещательного голоса или наблюдателей, назначенных разными политическими партиями и комиссия должна обеспечить им равные с проводящими голосование возможности прибытия к месту проведения голосования.
Необходимо проконтролировать:
получили ли члены УИК с правом решающего голоса, выезжающие для проведения голосования вне помещения для голосования:
• опечатанный переносной ящик, необходимое число бюллетеней, выданных им под расписку;
• заверенную выписку из реестра, содержащую данные об избирателях и поступивших обращениях о голосовании;
• заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать;
• письменные принадлежности, кроме карандашей.
Избиратель заполняет свое заявление лично, указывая причину невозможности прибытия в помещение для голосования, проставляет серию и номер паспорта и подписью удостоверяет получение бюллетеня, а члены комиссии ставят свои подписи на заявлении, удостоверяя факт выдачи бюллетеня. Кроме того, в заявлении делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, если это имело место.
Наблюдатель должен удостовериться, что бюллетень для голосования выдается вне помещения для голосования только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре.
По возвращении членов УИК наблюдатель вправе убедиться, что составлен акт о проведении голосования вне помещения для голосования с указанием количества письменных заявлений избирателей, проголосовавших вне помещения, числа выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных и испорченных) избирательных бюллетеней и другие сведения в соответствии с ч. 14 ст. 77 ФЗ «О выборах депутатов ГД СФ РФ».
В списке избирателей обязательно должна быть сделана отметка «Голосовал вне помещения для голосования», внесены серия, номер паспорта или документа его заменяющего и заверены подписями членов комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования.
ПРАВА НАБЛЮДАТЕЛЯ
(ч. 6 ст. 30 ФЗ «О выборах депутатов ГД СФ РФ»)
• находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования;
• знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
• наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
• обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещаюшему;
• наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;
• присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;
• присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
• визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный ч. 5 ст. 29 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»;
• наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивают ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
• в случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен привлечь к этому факту внимание председателя комиссии со ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения, а если реакции не последует, незамедлительно составить жалобу либо акт о допущенном нарушении (документ оформляется в двух экземплярах и обязательно должен быть подписан двумя свидетелями, также об этом следует поставить в известность штаб ЛДПР);
• обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
• знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.
НАБЛЮДАТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА
• выдавать избирателям избирательные бюллетени;
• проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
• предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
• заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
• расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе в получении избирательного бюллетеня;
• совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
• участвовать в принятии решении соответствующей избирательной комиссии;
• принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
ГЛАСНОСТЬ ПРИ ПОДСЧЕТЕ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, при этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК с правом решающего голоса.
Результаты всех осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами УИК с правом решающего голоса оглашаются и вносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены УИК и иные лица (часть 5 статьи 29 ФЗ о выборах депутатов ГД ФС РФ), имеющие право присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом, вести фото- и видеосъемку данной процедуры, а именно:
• члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий;
• члены УИК с правом совещательного голоса;
• уполномоченные представители политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидат из указанного списка;
• представители средств массовой информации;
• наблюдатели;
• иностранные (международные) наблюдатели.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ЧЛЕНОВ УИК ПРИ ПОДСЧЕТЕ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
После окончания времени голосования (20.00 по местному времени) председатель УИК объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность дальнейших действий членов УИК с правом решающего голоса.
1. Подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени, а также бюллетени, испорченные избирателями при проведении голосования, оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму.
2. Оглашают из соответствующего акта число погашенных (неиспользованных) открепительных удостоверений и заносят его в строку 14 протокола и его увеличенную форму.
Наблюдатели вправе визуально ознакомиться с погашенными бюллетенями и погашенными (неиспользованными) открепительными удостоверениями.
3. Председатель, заместитель председателя или секретарь УИК оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных УИК.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь оглашает и вносит в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, полученных УИК.
5. На каждую страницу списка избирателей вносятся следующие суммарные данные:
• число избирателей, включенных в список на момент окончания голосования;
• число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
• число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
• число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей);
• число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией до дня голосования;
• число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
• число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией.
После подсчета и внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом УИК с правом решающего голоса.
Затем он оглашает полученные данные, сообщает их председателю, заместителю председателя или секретарю комиссии, иным лицам присутствующим при подсчете голосов избирателей.
Все данные по страницам списка суммируются и вносятся в последний лист списка, который заверяется подписью председателя, заместителя председателя или секретаря и печатью участковой избирательной комиссии.
Итоговые данные оглашаются и вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенную форму
Председатель или секретарь УИК обеспечивают хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов.
Наблюдатель вправе визуально ознакомиться со списком избирателей.
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ
Необходимо помнить - Наблюдатель имеет право знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей (п.п. «г» п.9. ст.30 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…).
1. Членам УИК, кроме председателя, заместителя председателя и секретаря УИК, запрещается пользоваться письменными принадлежностями при подсчете голосов избирателей, за исключением случаев заверения бюллетеней, признанных недействительными.
2. При сортировке бюллетеней члены УИК отделяют бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются.
3. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Проверяют неповрежденность печати на них. Подсчет ведется так, чтобы не нарушалась тайна голосования. Вскрытию переносного ящика предшествует объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного ящика. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму.
4. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, с указанием членов УИК, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования.
На лицевой стороне бюллетеня, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, подтверждаемая подписью двух членов УИК и печатью УИК. В этом случае бюллетени, признанные недействительными, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
5. Стационарные ящики для голосования вскрывают после проверки неповрежденности печатей на них.
6. Сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, каждый список кандидатов. Одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы, недействительные бюллетени.
7. Оглашают содержащиеся в бюллетенях отметки избирателя, и бюллетени представляют для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
8...........
КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ХОДЕ РАБОТЫ НАБЛЮДАТЕЛЯ
(во всех этих случаях немедленно обратиться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу его замещающему, с требованием принять меры к устранению данного нарушения (напомнить им об административной и уголовной ответственности), в случае если ваши доводы не подействовали необходимо обратиться в штаб-квартиру ЛДПР).
1. Наблюдатель не допускается в помещение для голосования по причине отсутствия печати на документе, удостоверяющем его полномочия, неявки наблюдателей от других кандидатов, партий, иным причинам.
2. На подходе к избирательному участку на расстоянии менее 50 метров до входа в помещение избирательной комиссии либо в самом помещении наблюдатель обнаружил печатные агитационные плакаты, листовки и другие материалы, которые должны быть сняты до дня голосования. На плакате с биографиями зарегистрированных кандидатов осталась информация о тех, кто выбыл до голосования.
3. Наблюдатель, придя заблаговременно до открытия избирательного участка, обнаружил, что без присутствия наблюдателей и иных лиц, кроме членов комиссии, ящики для голосования опечатаны, списки избирателей и бюллетени для тайного голосования членам комиссии выданы, места выдачи бюллетеней, кабины для тайного голосования и ящики для голосования одновременно не находятся в поле зрения членов комиссии и наблюдателей.
4. Наблюдатель при обращении к председателю комиссии или лицу его замещающему с просьбой об уточнении полномочий всех лиц, присутствующих в помещении для голосования, их назначение конкретными кандидатами, партиями получает отказ, а также заметил присутствие лиц готовых оказывать помощь избирателям, не способным расписаться в получении бюллетеня и самостоятельно его заполнить.
5. Наблюдатель заметил, что в кабине для тайного голосования, наряду с избирателем находятся другие лица, не приглашенные самим избирателем для оказания ему помощи в заполнении бюллетеня в установленном законом порядке. Увидел также, что некоторые члены участковой комиссии заходят в кабины для тайного голосования в момент нахождения в ней избирателя под предлогом проверки наличия освещения, письменных принадлежностей и других причин.
6. Наблюдатель установил, что невыданные и неиспользованные избирательные бюллетени хранятся в сейфе, к которому имеют свободный и бесконтрольный доступ наряду с председателем комиссии его заместитель и секретарь комиссии (Председатель комиссии несет персональную ответственность за передачу, сохранность бюллетеней п.15. ст. 63 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…)
7. Наблюдатель обнаружили, что во время голосования убирается стационарный ящик и по причине его переполнения избирательными бюллетенями он уносится в комнату избирательной комиссии, а взамен ставится новый.
8. Наблюдатель заметил, что избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня и просит члена комиссии выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Председатель либо член комиссий начинают исследовать обстоятельства, при которых был испорчен бюллетень, требовать от избирателя написать заявление по данному вопросу (член комиссии обязан выдать избирателю новый бюллетень, о чем сделать отметку в списке избирателей и погасить испорченный бюллетень, составив соответствующий акт).
9. Наблюдатель заметил, что избиратель, выйдя из кабины тайного голосования, не опустил заполненный бюллетень в ящик для голосования (нарушение п.11. ст.64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…)
10. Наблюдатель установил, что к избирательному участку организован подвоз избирателей для голосования, что запрещено законом (нарушение п.13. ст.64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…)
11. В ходе дня выборов вы заметили, что в помещение для голосования заезжают представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, беседуют с председателем комиссии, другими ее членами.
12. При организации голосования избирателей, которые не могут самостоятельно прибыть в помещение для голосования, вы обнаружили, что председатель не предупредил заранее наблюдателей и других лиц о выезде (выходе) с переносным ящиком либо не обеспечил выдачу выписки из реестра с данными голосующих вне помещения участка и необходимого числа заявлений о голосовании и бюллетеней, а также не создал равные возможности для выезжающих членов комиссии с решающим голосом, и не менее чем двум членам комиссии с совещательным голосом, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, партиями.
13. Наиболее острые ситуации возникают в ходе подсчета голосов избирателей, когда наблюдателям:
• не обеспечивается полный обзор действий членов комиссии;
• не предоставляется для ознакомления список избирателей после завершения работы комиссии по суммированию данных о числе проголосовавших избирателей, выданных бюллетенях, открепительных удостоверений и иных сведений, указанных в пункте 5 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
• не соблюдается процедура оглашения содержащихся в каждом бюллетене отметок избирателя и представления бюллетеня для визуального контроля;
• не представляются для визуального ознакомления рассортированные по пачкам бюллетени отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов.

Не обвиняйте меня в пропаганде ЛДПР.
Позже выложу информацию по видео и фотосъемке на избирательном участке. МОЖНО!!!!!!!
Пришлось сократить, все не вошло.

Выборы, наблюдатель, памятка

Previous post Next post
Up