Удивительная история гобелена.

May 22, 2013 14:59

Оригинал взят у ochendaje в Удивительная история гобелена.



(рассмотреть поподробнее)

Энциклопедический словарь  Брокгауза и Ефрона дает такое определение слову «гобелен» - «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

(Под некоторыми картинками стоят ссылки, позволяющие увидеть их в большом разрешении. Разглядывать их, действительно, очень интересно.)


(рассмотреть поподробнее)

Само слово «гобелен» возникло в XII веке во Франции. В то время там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Основатель этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен приехал в Париж из Реймса и основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его дети не только продолжали содержать красильню, но и прибавили к ней  ковровую ткацкую. Людовик XIV выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием. Так появилась «Королевская гобеленовая мануфактура». А поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно  дорогими, то они шли исключительно на украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они поступали в продажу. Королевская гобеленовая мануфактура просуществовала до сегодняшних дней и сейчас является гордостью Франции.



(рассмотреть поподробнее)



(рассмотреть поподробнее)



(рассмотреть поподробнее)

По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.




"Гестия, полный благословений" 44 х 53 дюймов. Египет, VI век.



(рассмотреть поподробнее)

«Спас в силах». Романский период, примерно с 1100 года. Собор, Жерона, Испания.

Когда появилась первая шпалера - точно неизвестно.  В Древнем Египте в гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов.  Отсюда мы можем сделать вывод, что принцип гобеленового ткачества был известен еще тогда. Расцветом гобеленового искусства в Египте считается период с IV по VII век.



(рассмотреть поподробнее)

В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты. Коптские ткани стали связующим звеном между Античностью и Средними веками. Коптские ткачи развили гобеленовую технику, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.



(рассмотреть поподробнее)



(рассмотреть поподробнее)



(рассмотреть поподробнее)

История европейского гобелена начинается с эпохи Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами.  В то время гобелены создавались по церковным заказам. Её главными отличиями были монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Гобелены романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение - простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент.  Были популярны библейские и исторические сюжеты.



(рассмотреть поподробнее)

Гобелены стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, украшали замки и дворцы, но также сохраняли тепло, помогали защититься от сквозняков. Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.

Гобелены производились в Европе на протяжении восьми столетий. В средние века гобеленовое ткачество стало важнейшей отраслью промышленности, тысячи ткачей были вовлечены в работу.



(рассмотреть поподробнее)

"Пятидесятница". 1484-1490.Гобелен из шерсти, шелка и серебряной нити.Санта-Мария делла Салюте, Венеция.

В XV веке производство французских гобеленов  по причине Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur - фр. «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью.



(рассмотреть поподробнее)

"The Lady with the Unicorn" (Париж, Музей Клюни)



(рассмотреть поподробнее)



(рассмотреть поподробнее)

К концу XV века центром художественного ткачества и производства гобеленов стала Фландрия. Здесь производство гобеленов поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами. Во Фландрии было положено начало традиции создания гобеленов по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий приём - растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства .



(рассмотреть поподробнее)

Фламандский гобелен 1450-1460гг



(рассмотреть поподробнее)

"Аstronomia." Фламандский гобелен  (1500-1515) с изображением музы астрономии с астрономом (Клавдий Птолемей), Писца и пастухов глядящих в страхе на Небеса ( Музей прикладного искусства и дизайна, Гетеборг).




Шпалера "Медея, помогающая Аргонавтам". Фландрия. 1520-е годы

Во Франции и Фландрии становятся и популярными  гобелены с реалистическим пейзажем, натюрморты.  Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго - светло-зелёный, для дальнего - бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.



(рассмотреть поподробнее)



(рассмотреть поподробнее)



(рассмотреть поподробнее)



(рассмотреть поподробнее)

В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Ле Бран. Тогда  же  возникло первое промышленное производство гобеленов. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен - то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия - символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами.



(рассмотреть поподробнее)

Гобелен "Галерея." Антверпен 1640 год мастерская Якова Вотерса. Находится в английской королевской коллекции.



(рассмотреть поподробнее)

Гобелен "Сулейман." Антверпен 17-й век. Является частью серии из 8 гобеленов об истории Тамерлана и побежденного Баязида Султана. Музей истории искусств музей в Вене.



(рассмотреть поподробнее)

Гобелен "Дети в саду." Мастерская Ле Бран.Париж 17-й век.

Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные политические деятели: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII. Благодаря им были созданы картины: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя", "История Дианы" и ряд других. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы. Далеко не последнюю роль в развитии искусства гобелена играло католическое духовенство.



(рассмотреть поподробнее)



(рассмотреть поподробнее)

Гобелен"Союз княжества Урбино с Церковью" 1669-70 шерсть,шелк, 400 х 530 см Musei Vaticani

С 1730-х годов во французском гобеленовом ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в гобелене  живописный оригинал. Стали увеличивать плотность полотна, пряжу теперь окрашивали  в тысячи разнообразных оттенков.  Была введена даже  цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых должен был строго придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания гобелена была исключена творческая инициатива ткача - теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то  менять.



(рассмотреть поподробнее)



(рассмотреть поподробнее)

Гобелен "Салон" По мотивам французской школы романтической живописи 18 века.



(рассмотреть поподробнее)

Гобелен "Сады Людовика XIV" По мотивам французской школы романтической живописи 18 века.

В XVIII веке гобелены стали в большей степени копиями живописных произведений. Предметом изображения обычно служили пейзажи, сцены охоты и сельской жизни, часто с более реалистичной перспективой, чем когда-либо ранее. Сцены портовой жизни и рыбной ловли, излюбленные фламандскими ткачами, конкурировали с французскими пасторальными сценами.



(рассмотреть поподробнее)



(рассмотреть поподробнее)

Гобелен "Кибела, богини Природы, получает подарки нимф и крестьян."



(рассмотреть поподробнее)

В XVIII-XIX веках появилась потребность в гобеленах, выполняющих более декоративную роль в интерьере. В результате появился богато орнаментированный стиль XVIII века. Основными сюжетами стали натюрморты, флора, архитектура, а также сочетания этих элементов.






(рассмотреть поподробнее)




Мастера гобеленов вдохновлялись живописными полотнами голландских и фламандских художников. Также в этот период появились так называемые "Портьеры", первоначально предназначавшиеся для драпировки дверных проемов.




Портьера (занавес двери).Изобразительные элементы взяты из источников эпохи Возрождения.




Портьера(занавес двери). Версальский дворец 18 век. Заткана серебром и золотом.

Автор текста: Борис Симкин
Источники (1), (2), (3)

Блог Оченьдаже




Поделиться постом с друзьями в контакте можно вот тут, а в фейсбуке вот там, спасибо!

Previous post Next post
Up