Оригинал взят у
altr в
Чудо света под названием Панамский каналСамое главное в Панаме - это конечно же Панамский Канал. Чудо инженерной мысли, которому в прошлом году исполнилось сто лет и через которое проходит большая часть мировой торговли. Ты может быть и не бывал в Панаме, но фрукты для твоего сока или детали твоего телефона с высокой долей вероятности однажды в ней побывали.
Существует несколько способов посетить Канал. Для самых фанатов есть возможность полностью проехать канал на корабле. Тур на целый день занимает 8 часов и в таком туре ты реально проходишь весь канал от одного океана до другого. Правда, говорят, это довольно-таки скучно - потому что большую часть тура судно просто медленно движется между шлюзами. Есть ещё тур на полдня - то есть ты проходишь только половину канала и один-два из трёх комплексов шлюзов. Я всё же выбрал самый простой способ - поехать в центр посетителей, находящийся непосредственно рядом со шлюзом Мирафлорес.
Система общественного транспорта в теории в Панаме обустроена сверхрационально. Все автобусы во все направления идут с одного и того же (огромного) терминала, который называется Альбрук. Оттуда же выходит единственная линия недавно построенного метро (в скобках скажу, исключительно удобная и эффективная - использовать её одно удовольствие - и проезд стоит 35 центов!). Мало того, в Панаме введена система карточек общественного транспорта - покупаешь карточку, кладёшь на неё деньги и платишь везде уже карточкой, не заморачиваясь с монетами. На практике впрочем найти правильный автобус на терминале Альбрук - это целый квест. Чтобы дать вам идею сего терминала:
В общем терминал этот реально для местных - они уже точно знают, откуда отходит какой автобус. В качестве посетителя ты просто последовательно спрашиваешь у всех встречных, где твоё назначение - и в среднем минут через 20 его находишь. Так было у меня три раза с тремя разными направлениями в Альбруке. Искомый автобус, который едет мимо шлюза Мирафлорес:
И вот я уже иду к шлюзу. Это минут 10-15 через индустриальную зону.
Уже видны сооружения шлюза:
И сквозь деревья проглядывает Visitor Center - это самое высокое здание слева.
Центр включает в себя несколько этажей музея, просмотр фильма про канал и самое главное - обзорную площадку на четвёртом этаже. Когда я вошёл туда, мне сразу сказали - идите скорее на площадку, сейчас через шлюз как раз проходит корабль, а следующего может быть нужно будет ждать несколько часов.
Сначала - взгляд на юг, в сторону Тихого океана. Тут кстати видна горка Анкон в Панама Сити - шлюз Мирафлорес всего в 20 минутах езды от столицы.
Вот здесь очень хорошо видна разница в уровнях воды - это и есть шлюз как таковой. Система работает так, что если корабль идёт с севера на юг, то уровень воды в шлюзе понижается (вода "выливается" силой гравитации) и корабль опускается вниз на тот же уровень, что вода слева. В обратном направлении резервуар справа наполняется водой и таким образом корабль "поднимается".
Эти два бота на переднем плане служат для того, чтобы корабль шёл совершенно прямо и случайно не тёрся о стены шлюза.
Весь процесс очень медленный - но всё равно захватывает воображение!
Музей посвящён во-первых конечно постройке Канала. Строили его долго - было две главных попытки. Первую делали французы - которые были тогда полны гордости от недавнего сооружения ими Суэцкого канала. Но Панамский канал им не дался. В первую очередь потому, что тут был другой - тропический - климат. От малярии и жёлтой лихорадки погибло 22 000 французских граждан - в первую очередь чернокожие с французских островов в Карибском море. Французы сдались и продали свою концессию американцам.
Мало кто знает, что в ту пору Панама была частью Колумбии и переговоры о постройке Канала вело колумбийское правительство в Боготе. Так вот это правительство отказалось признать продажу концессии американцам. И тогда американцы устроили в Панаме переворот и Панама объявила независимость от Колумбии. В Колумбии тогда шёл внутренний конфликт, да и в общем-то Панама природными преградами очень изолирована от Колумбии. Американские корабли не дали колумбийскому флоту атаковать Панаму, и новое государство было рождено.
Между тем кубинский доктор открыл способ лечения против жёлтой лихорадки. Уже через 10 лет - в 1914 году - после колоссальных размеров строительства американцы закончили постройку канала и первое судно прошло через него.
Для строительства канала во многих местах использовался динамит. Отходы вывозили поездами - из них даже соорудили несколько искусственных островов к югу от Панама Сити.
Интересный экспонат - полный список всех рабочих, что участвовали в постройке Канала.
Ещё несколько интересных экспонатов. Это схема работы канала, на которой видны перепады уровня воды. Здесь видно, что в канале три блока шлюзов - один со стороны Атлантики и два со стороны Тихого океана. Из них Мирафлорес первый.
Этот забавный агрегат позволяет "измерить" количество воды в твоём теле. Ты становишься на весы, вводишь базовые данные о себе - возраст и пол - и "узнаёшь", сколько воды в тебе. Я понаблюдал и заметил, что у мужчин как правило процент выходил выше.
Симуляция контрольного пункта Канала. Я не сразу понял, что это манекен!
И напоследок - захватывающая симуляция полного прохода канала с вышки корабля. Собственно, не симуляция даже, а ускоренный на несколько порядков фильм (весь десятичасовой путь занимает здесь десять минут).
Когда корабль проходит шлюзы, тебя вдруг начинает трясти! Кажется, будто реально поднимаешься или опускаешься!
Сейчас на Панамском канале лихорадочно идут работы по его расширению - пропускная способность увеличится в 2-3 раза. Несомненно важным стимулом для этих работ послужил проект Никарагуанского канала. Расширение Панамского канала сделает Никарагуанский проект гораздо менее рентабельным и таким образом Панама надеется уничтожить конкурента. Посмотрим, что покажет будущее - мировая торговля растёт такими темпами, что не исключено, что оба канала пригодятся.
У меня ещё осталась уйма других впечатлений от Панамы - о которых расскажу в следующих постах!