У Наровчата оказалась очень интересная история!
Это старейшее поселение Пензенской области - в этом году отмечали его 650-летие.
Говорят, что, скорее всего, поселение было основано мордвой где-то на полтора века раньше, под названием Нуриджан.
В 1236-1237 гг. Нуриджан разрушили татаро-монголы, а потом (не позже 1313 г.) возродили его, как город Мохши (видимо, потому что на берегу реки Мокши стоит). Но дату рождения принято отсчитывать с первого упоминания Мохши в русских летописях - в 1361 г.
Пишут, что именно в Мохши в 1313 году Узбек-хан провозгласил ислам государственной религией Орды.
Как русский форпост, Наровчатское городище впервые упоминается в 1521 г.
В этот день всё "вело" нас в Касимов, историю которого я с таким удивлением читала во время
прошлой поездки из Саранска.
Так, например, "река Мокша является правым притоком Оки и впадает в неё у города Касимов. Основное водное сообщение между городами: Переславль-Рязанский, Касимов, Темниково, Мохши. В зимнее время река была хорошей дорогой между указанными городами." Ну а город Темников, куда мы заехали после Наровчата, оказывается входил в состав Касимовского ханства!
Но мы пока о "монгольско-мордовском" городе за долгие годы уменьшившимся до села - Наровчате. Село, кстати, большое, с кучей магазинов, аптеками, кафешками и музеями.
Есть тут красивейший Путевой дворец И. А. Арапова (более известен как Пушкинский центр имени Н. Н. Пушкиной-Ланской)
Есть удивительный тюремный замок!
На сайте города пишут, что "тюремный комплекс построен в 1819 году, на месте деревянного... В главном корпусе располагаются специальные камеры, где содержались осужденных к 15-25 годам и к смертной казни. Долгие годы Наровчатская тюрьма использовалась как промежуточный пункт на этапе ссыльных, здесь содержали декабристов, следовавших по этапу на каторгу. В 1930-х годах прошлого столетия в тюрьме содержались местные жители, священнослужители, подвергшиеся репрессиям."
Наровчатским полицейским часто приходится бывать в тюремном замке, который сейчас относится в местному отделению полиции. До 1961 года туда привозили заключенных, и хотя с 2009 года это - музей тюремного быта «Тюремный замок». Но до сих пор местное ГИБДД базируется в помещениях административного корпуса. Мы из-за этого долго не могли понять, как попасть внутрь - на табличке только информация про ГИБДД.
Только когда прошли левее до здания краеведческого музея, узнали, что у них нужно оплатить экскурсию и с милой барышней пройти в это не очень-то милое место
Через сквозной проход административного корпуса попадаем во двор "замка". Со двора тут есть входы в помещения боковых частей. Слева (с улицы это угловые помещения), где раньше были караульни - расположено как раз современное отделение местного ГИБДД.
Справа находилась баня
Главный корпус расположен во дворе. Вокруг корпуса заключённые гуляли по 15 мин в день, под надзором охраны с вышек. Одна вышка сохранилась, вторая была расположена по диагонали (рядом с церковью) - то есть весь двор хорошо просматривался (и простреливался). Высота стен - 4 метра. То есть сбежать было невозможно.
В корпусе 11 помещений.
Первые два слева от входа: контора надзирателя и больница. Между камерами расположены печки, которые топились с коридора. Камеры заключённых обогревали по очереди, и только между первыми двумя помещениями печка топилась постоянно - работникам положено больше комфорта.
Справа изолятор - "каменный мешок".
8 камер занимали арестанты, которых по возможности размещали по роду преступлений. Были мужские камеры, женские (причем, они там могли и с детьми обитать). Где-то лежаки, где-то многоярусные нары, где-то просто кровати. Свет от керосиновых ламп тусклый. Окна маленькие, а некоторые ещё и решеткой с мелкими ячейками закрыты.
Давным-давно я была музее тюрьмы в Угличе. И там всё воспринималось как декорация - просто комнатка с манекеном в полосатой робе. А тут... Да, тоже манекены. Но общая атмосфера так угнетает. Тем более, когда осознаешь, что здесь реально выживали многие люди. Да, кто-то был убийцей, грабителем, а кто-то был просто не согласен с текущим режимом. Тюрьма была рассчитана на 30 заключённых, но в советское время, говорят и по 200+ человек размещали. Правда, ненадолго - с расстрелами в те годы не тянули.
Читала в инете мнение: "Настоящая тюрьма - тесная, темная, обшарпанная. Даже неприятный запах, и тот есть. Сотрудники музея не зря отказываются от ремонта и реставрации - в том виде, как сейчас, тюрьма воспринимается реальной." Да, так и есть.
Во дворе возле "расстрельного места" в наши дни поставили памятник погибшим в годы репрессий.
Об экскурсии не пожалела, но хотелось перебить гнетущие впечатления чем-то более позитивным. Поэтому мы оплатили билеты в краеведческий музей и без экскурсии просто прогулялись по залам.
Стены коридоров украшены репродукциями нашего любимого мордовского художника Федота Сычкова. В Наровчате его тоже считают "своим", тк он приезжал в гости к местному художнику несколько раз.
Зал природы
Зал первобытной истории и ... просто истории
Ну и прошлый-позапрошлый века. "Городской" и "крестьянский" быт.
Пока мы ждали начала всех экскурсий, погуляли по территории вокруг музея. Тоже очень интересно.
Затем поехали в соседнее село - Сканово. Там расположены два интересных монастыря.
По дороге к монастырям пересекали реку Мокша и на берегу увидели памятник княгине Нарчатке.
Я об этой княгине впервые услышал, когда информацию о Наровчате искала. Не знаю, существовала она на самом деле или "родилась" в кабинетах местных историков, но легенду нам озвучили такую:
"Жила мордва, и правила ею вдовая княгиня Нарчатка. Мордва охотилась, обрабатывала землю, в лесах борти с пчелами водила. Нарчатка была молода и красива, скакала на лошади, держала слуг 300 человек да воинов 20 тысяч. Построила она себе дворец на берегу Мокши, назвала его Наручатом.
Но настала беда. Поздней осенью 1236 года, когда покрылась Мокша тонким льдом, пришёл на богатые и плодородные земли татарский хан Батый с многотысячным войском. Княгиня Нарчатка вывела против него своё войско. Отважно бились мордовские воины, их храбрость и упорство поразили даже много повидавшего хана. А когда ему доложили, что командует войском женщина, Батый возжелал её. Он приказал взять Нарчатку в плен и привести к нему в шатёр.
Всё плотнее окружали татары мордовский отряд, всё меньше оставалось у Нарчатки воинов. А как увидела она, что погибло её войско, верхом поскакала к Мокше. Вот оно, спасение от позорного плена - под высоким обрывом парит полынья. Здесь Мокша не замерзает в самый лютый мороз. Поднялся конь на дыбы. На глазах застывших от ужаса татар Нарчатка заставила его сделать последний прыжок в ледяной поток, навстречу своему бессмертию. Поражённый Батый приказал назвать захваченный город именем княгини-богатура, храбрейшей из женщин."
Нормальную фотку мы сделать не смогли, поэтому стырила из инета. А вот здесь немного информации о той битве
https://zen.yandex.ru/media/projito/purgasova-rus-carica-narchatka-i-ee-voina-s-batyem-5de41b4d5ba2b500adf09265 Продолжим наш путь. Какой бы ни была интересной история Наровчата, но выехать из Мордовии и ненадолго посетить Пензенскую область нас замотивировала совсем другая достопримечательность - знаменитый Сканов Пещерный монастырь.
В Сканово расположено два монастыря. Прямо вдоль дороги - Троице-Сканов женский монастырь. Классический такой монастырь, с очень красивым храмом. Очень понравился! И поразил своей высотой. А когда зашли внутрь - поразились низким потолкам! Видимо, есть второй этаж
До монастыря мы добрались к обеду, очень хотели есть, но когда спросили местную девочку, где здесь трапезная, та сказала, что может нас накормить только по благословению настоятельницы, а какой-то общедоступной трапезной для паломников здесь нет :(
Мы взгрустнули и решили попытать счастья в мужском монастыре. Хотя и сомневались, но... вдруг?
Cканов Пещерный мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Печерских расположен километрах в полутора в сторону от дороги. От парковки пришлось пройтись по асфальтированной дорожке через лес.
Монастырь абсолютно нетипичный! Вот так выглядит вход. Ворота без ограды :)
Зеленая пустая территория, вдали деревянная церковь и какой-то домик с рабочей техников, справа от входа родник с купальнями, слева от входа церковная лавка с грустной надписью, что экскурсии в пещеры с 2020 года не водят. Мы знали об этом, но надеялись на чудо - вдруг именно с сегодняшнего дня сняли бы карантин .-)
Никаких указателей и подписей, но не трудно догадаться, что лестница здесь не просто так. Тк запрещенных табличек нигде не было, мы не поленились подняться - наверху вход в пещеры и отличные виды на эту поляну внизу.
История говорит, что в скановых пещерах местные жители прятались от набегов монголо-татар. А чуть позже в эти края "пришел первый монах-пустынник, поселился в ископанной им пещерке и стал проводить здесь подвижническое житие в уединении и молитве. Затем и другая братья, ищущая спасения, стала притекать к нему. Образовалась небольшая пустынька." Пещерный скит Троице-Сканова мужского монастыря существовал здесь до 1928 г. В советское время был закрыт, в 90-х на этом месте стали возрождать монастырь.
Я в старших классах ездила сюда с экскурсией, которую в ольгином музучилище организовывали. Тогда вход был просто отверстием в земле, к которому надо было осторожно спускаться и согнувшись пробираться внутрь. Сейчас вход сделали удобнее и закрыли от праздношатающихся.
Слева от входа в пещеры мы увидели какую-то протоптанную тропинку, но постеснялись по ней далеко идти - вдруг там прячутся от нас монахи .-)
Вернулись к парковке, смирились с отсутствием трапезных, и поели-таки еду, которую взяли в дорогу. Пожалуй, это был единственный день нашей поездки, когда мы не останавливались в кафе, а ели либо то, что взяли с собой из дома, либо то, что по пути докупили в продуктовых. Осознала, что именно так я видела наше автопутешествие изначально .-)
На это наша короткая (но очень насыщенная) вылазка в Пензенскую область завершилась - остаток дня мы колесили по Мордовии.