Бюджетное DSLR - видео в условиях субтропических гор

Apr 03, 2014 14:31

Начало
Другие части:
Часть 2
Часть 3
Окончание
Общая рекогносцировка



Сегодняшняя статья довольно серьёзная. Это - краткий анализ работы нашей группы в ходе экспедиции августа 2013 года. Все выводы, приведённые в статье, основываются на опыте, полученном в ходе видеосъемки в субтропическом поясе горной Абхазии.
Часть из того, что я изложу ниже, может показаться прописными истинами. Ну а кому-то весь текст покажется и без того ясным, как день. Может быть, кто-то не согласится со мною - я не претендую на звание обладателя истины в последней инстанции. Но, думаю, тем, кто собирается вести бюджетную видеосъёмку в субтропиках, и особенно в горных субтропиках, информация из статьи может оказаться полезной. Особенно, надеюсь, эта заметка поможет тем, кто делает только первые свои шаги в мир DSLR-видео, кто собирается в первый раз снимать фильм про свой поход на зеркальный фотоаппарат и при этом заметно ограничен в бюджете своей затеи. Итак...
Съёмка велась аппаратом Canon EOS 650D с кроп-фактором 1.6. В качестве оптики использовались зум-объективы малой светосилы: портретник - малый телевик Canon 18-135 f/4-5.6 STM и широкоугольник - портретник Sigma EX 10-20 f/4-5.6.
В ходе съёмок применялись светофильтры: на Sigma - УФ-фильтр Nikon, на Canon - УФ-фильтр Hoya и поляризационный фильтр Fujimi.
Питание аппаратуры велось от АКБ Canon LP-6E и их аналогов ёмкостью от 800 до 1500 мАч а так же батарейного блока с батареями Duracell Turbo. Но что касается батарей, это вопрос отдельный, который будет освещён ниже.
В качестве дополнительного оборудования использовались лёгкие пластиковые фотоштативы начального уровня высотой от 15 до 180 см, самодельный слайдер длинной 1 метр с выбегом разгона-торможения порядка 5 см в обе стороны.
Для съёмок динамических сцен с нижнего ракурса использовался X-Grip.
Звук снимался микрофоном аппарата и устройством Zoom H1 с шерстяной ветрозащитой. Так же изначально применялся микрофон-«петличка».
Для отсечения излишней засветки использовались бленды. В ряде случаев для подсветки объектов съёмки применялись светоотражающие зонты и обыкновенные мощные фонари. Но это оборудование задействовалось далеко не всегда.
Стедикам, рельсы и прочее не применялись.
Опыт работы оператора: примерно 4 месяца на профессиональных и полупрофессиональных видеокамерах и примерно 5-6 часов на DSLR Canon EOS 7D.
Дополнительные камеры применялись только «на земле» - во время работы в городе - нам помогали специалисты киностудии «Аспект-Медиа», снимая дополнительные планы своей аппаратурой. В горы мы дополнительную аппаратуру не брали.
Почему DSLR

Выбор камеры для съёмок вёлся несколько месяцев.
В прошлом году наша группа прошла по маршруту и произвела черновую съёмку материала, используя любительскую Mini-DV-камеру Panasonic NV-GS11.
Просмотр материала привёл к следующим, очевидным для специалиста, выводам: главный оператор должен быть один, операторы должны быть подготовлены, любительская камера с несменным «стеклом» не способна передать всё то, что хочется показать зрителю. Кроме того, по понятным причинам, DV-формат нас уже не устраивал.
Поэтому были начаты поиски аппаратуры.
Изначально наш бюджет был смешон и составлял порядка 40 тысяч рублей. Поэтому выбор пал на камеру Panasonic HC X-900.
Камера устраивала всем. Кроме одного. Несменное «стекло».
Долгие поиски «полупрофессионального» аппарата ни к чему не привели. Все камеры чем-то, да не устраивали.
В итоге были отброшены в сторону все требования на тему «трёх матриц», дополнительных функций и прочего удобства. От искомой камеры требовалось: цветопередача, достойное качество картинки 1080p, низкое энергопотребление, живучесть и доступная цена. Ну и желательно было иметь хоть какие-то автоматические режимы.
В итоге мы «уткнулись носом» в DSLR-камеру Canon EOS 5D MARK II.
Но цена даже одной «тушки» этого полнокадровика была всё равно неподъёмной. Идя на различные компромиссы и выдвигая новые требования мы пришли к «семёрке», ну а через неё - к «шестьсот пятидесятке».
Почему именно 650D

Ну, во-первых, на момент приобретения аппарата Canon EOS 700D ещё не поступил в продажу.
Во-вторых, соблазняла цена аппарата.
Кроме того, машинка имеет ряд «вкусных» функций: стерео микрофон (не «люксового» качества, но и он нас не раз выручал), возможность удержания фокуса на подвижных объектах (с объективами, поддерживающими эту функцию), многоточечная фокусировка в самых разных режимах, масса автоматических настроек и широкие возможности изменения параметров в ручном режиме (этакий микс профессиональной и чисто любительской камеры), достойная матрица, масса разных «вкусняшек» вроде автоматического создания нового файла по превышении лимита текущего и т.д. Кроме того, удобство управления камерой - на высоте. Я, лично, разобрался с большинством её функций, почти не прибегая к мануалу, минут за 20 - не больше.
Так же весьма помогает наличие поворотного экрана. Да, многие ругают сенсорное управление, но могу сказать, что это - дело привычки. Тачскрин ни разу не помешал нам, зато когда я брал после 650-й модели в руки 600-ку, либо 7D, ощущал себя несколько неуютно. Правда, замечу на будущее, поворотный экран - суть как благо, так и зло. Но об этом ниже.
Радуют и следующие опции: к аппарату поставляется батарейный блок, элементы питания LP-6E, которые «кушает» 650-ка стоят от 500 рублей. Кроп-фактор? Ну да, многие его считают злом. Но при этом аппарат работает с любым «стеклом», ну, естественно, в разумных пределах.
А огромным плюсом модели является отсутствие перегрева матрицы. Нет, в принципе, наверное, её можно перегреть, но, несмотря на 30-40 градусную жару и весьма плотную съёмку, нам этого сделать не удалось.
В общем, мы остановились на 650-ке и, кажется, не прогадали.
Особенности выбора Canon EOS 650D

Аппарат Canon EOS 650D относится к категории любительских камер. Естественно, это налагает отпечаток на требования к качеству комплектующих и сборки. То, что «не прощается» аппаратам из категории хай-левел, на машинках с 3-4-значным номером модели считается нормой. Поэтому к выбору конкретного экземпляра для видео нужно подходить серьёзно. То, что на фото может оказаться совершенно невидимым, на видео может обернуться сильной головной болью.
Мы, в первую очередь, проверяли аппарат на наличие битых пикселей. Методика проверки была следующая:
- перебирая разные значения ISO - от самого малого до максимального, разные выдержки и диафрагмы, фотографируем ярко подсвеченный белый лист;
- закрываем объектив крышкой, и, уже не трогая диафрагму, делаем в ручном режиме ряд снимков с разными значениями ISO и выдержки;
- берём большой откалиброванный монитор… Нет, понимаю, у некоторых читателей нет под рукою большого откалиброванного монитора. Но в этом случае сойдёт и то, что имеется.
Так вот, берём большой откалиброванный монитор, открываем на нём получившиеся бессмысленные снимки, разворачиваем их в полный размер и смотрим, смотрим, смотрим… Высматриваем эти самые битые и «горячие» пиксели.
На нашем аппарате один «горячий» пиксель мы нашли. Но он «вылезает» в таком режиме, который вряд ли когда-либо будет использоваться: ISO выше 1600 и выдержка более 1,5 секунды. Поэтому было принято решение не париться с обменом аппарата, а оставить всё, как есть. На видео эта точка вряд ли проявится. Что касается возможного обнаружения мелких недочётов в Вашем случае, то менять аппарат, или нет - решать Вам. Но сразу могу сказать, что на «бюджетниках» вероятность наличия дефектов матрицы вполне себе имеется - некоторое количество бракованных фотоэлементов признаётся допустимым.
Помимо вышесказанного хочется сделать ещё одно замечание относительно выбора аппарата.
Дело в том, что технологически абсолютно «чистых» матриц практически не бывает. Почти все матрицы имеют заводские дефекты. Поэтому перед выпуском техники в продажу производится так называемый ремапинг матриц. При ремапинге находятся бракованные пикселы и ПО, работающему с матрицей, указывается на то, что снимать с этих пикселов сигнал не нужно. Точка же, которая принадлежит неработающим фотоэлементам, формируется путём интерполяции изображений от соседних пикселов.
При необходимости ремапинг можно произвести и в сервисном центре, либо самостоятельно - это относительно простая процедура. Но дело в том, что битый пиксел на матрице аппарата, только пришедшего с завода вполне может говорить о том, что на дефекты появились уже после заводского ремапинга. Кроме того, моё мнение такого. Вы покупаете новый аппарат. Нужны ли Вам танцы с бубном вокруг битых точек на новой технике? Думаю, нет. Поэтому проще заменить дефектный экземпляр - пускай с проблемами картинки разбирается продавец.
Ну а в остальном… Проверяется сенсорный экран, работа кардридера, работа всех основных функций, обязательно проверяется комплектность… Ну и - в бой!
Продолжение
Проект "Мы вышли из дома" ищет продюсера. Подробности - в личку.



Previous post Next post
Up