Никосия - столица двух таких разных государств

Sep 18, 2013 19:32

Во время последнего отпуска нам, наконец, удалось попасть на северную часть острова, которая называется Турецкая Республика Северный Кипр.

Вкратце история разделения выглядит так.
С 16 по 19 века остров входил в состав Османской империи. Все эти 300 лет турецкое население активно росло не только за счет "понаехавших", но и за счет киприотов, перешедших из православия в ислам. Турки ввели дополнительный налог на "неверных" и, чтобы его не платить, островитяне меняли свою веру. Потом турки передали остров Англии за ее участие на их стороне в Крымской войне против России и ее союзников. В 1960 году англичане ушли, а еще через 15 лет греческие черные полковники организовали на Кипре государственный переворот. Турция под предлогом защиты интересов турков (не являющихся ее подданными), проживающих на острове, ввела войска и заняла 35% территории острова. Киприоты сильно возмущались, но поделать ничего смогли. Огромное их количество переехало на греческую территорию, в обратном направлении миграция была в разы меньше.
Граница, разделяющая государства, проходит в том числе и через Никосию - столицу Кипра, как когда-то через Берлин. И вот мы добрались до нее на машине, устроились в гостинице и направились в старый город. Замечу, что на фоне других городов Кипра Никосия действительно выглядит столицей.

Это древний город с богатейшей историей, впервые упоминавшийся еще в ассирийских документах (была такая империя) в 7 веке до Рождества Христова. Город всегда утопал в тополях, поэтому его называли Лефкосия (Лефкон по-гречески - тополь). Во времена крестоносцев, которые преимущественно говорили на французском, название изменили на их манер, и с тех пор называют его Никосия.

Кто только здесь не бывал, кто только его не разрушал и не отстраивал? Самое крупное сооружение возвели в Никосии венецианцы в период своего правления в 16 веке. Это огромная крепостная стена из 11 бастионов в виде наконечников стрел, кольцом окружающая центр города, общей длиной около 5 км. Вот одна из стен.

Возле такой же стены мы нашли платную стоянку, заплатили и заметили, что местные водители к парковочному автомату почему-то не подходят.
Абонемент у них у всех, что ли?
Прежде чем выйти на пешеходную улицу Ледра, которая прямиком ведет  на турецкую часть города, мы решили прогуляться по греческой части.
У каждой улицы - свой стиль, своя атмосфера. Чем ближе становилась турецкая территория, тем чаще встречались развалины или целые кварталы, выстроенные в каком-то антивандальном исполнении с большим количеством крепких решеток и металлических роль-ставней.

На пути нашего следования была вот эта мало примечательная снаружи церквушка.

Церковь Панайя Хризалиниотисса - эта двухкупольная церковь считается одной из наиболее древних церквей Никосии, она посвящена Пресвятой Деве, покровительнице золотого льна, и построена  в 15 веке по приказу Елены Палеолог, супруги Жана II де Лузиньяна. Внутри - богатая коллекция икон и других ценных реликвий. На нас никто косо не смотрел, любезно разрешили посмотреть, поснимать, но не всё. В комнату с самой главной реликвией вход нам был воспрещен.

Вскоре мы вышли на улицу Ледра, ведущую на турецкую сторону. Она была широкой пешеходной с огромным количеством дорогих бутиков и нескончаемой вереницей уличных ресторанчиков. Забегая вперед, скажу, что возвращаясь по ней поздно вечером назад, мы не нашли ни одного свободного столика.

Без всяких задержек мы прошли через оба КПП, получили смешную бумажку с визами и оказались на турецкой половине старой части Никосии.
Улица резко сузилась, пропали бутики и рестораны, начался самый обычный длинный рынок с видом на мечеть.

Заметил, кстати, что цены на многие вещи были очень низкие. Например, 6 евро стоили джинсы. Махнув рукой на возможность сэкономить, мы пошли осматривать культурные ценности.
Крупнейшая достопримечательность в турецкой части Никосии - мечеть Селимийе расположена недалеко от улицы Ледра, в самом центре старого города. Когда-то это был римско-католический собор св. Софии, построенный между 1209 и 1326 гг., - в нем короновали Лузиньянов. Лузиньяны - древний дворянский род из Франции, оказавшиеся на Кипре во время крестовых походов и много лет правившие островом. Собор относится к самым впечатляющим памятникам французской готики на Кипре и вообще на Ближнем Востоке. Его строили видные французские художники и архитекторы того времени, приехавшие на остров в свите французского короля Людовика IX в 1248 г. Турки-мусульмане, захватившие город, удалили все внутреннее убранство храма и христианскую символику, покрасили внутренние стены в белый цвет и построили два минарета (высокие башни).

Это фото не мое. Мечеть облеплена со всех сторон другими зданиями, поэтому сфотографировать ее было невозможно.
Ближе она выглядит вот так:

Мощно, правда? На входе надо было снимать обувь. Вот такие деревянные шлепанцы мы увидели впервые.

А вот так все выглядит внутри.

Пока было светло, мы гуляли по городу и осматривали другие достопримечательности.

Очень красивые колоритные дома вокруг центральной площади Аттатюрка. Но стоит отойти от нее на 100 метров, начинается совсем другая Никосия.

Обшарпанные стены, мусор и какое-то жуткое количество свисающих по стенам проводов. Обратите внимание на множество табличек, это всё адвокатские конторы. Мы заметили несколько домов, на которых этих табличек было еще больше, чем на правом. Видать, как и у нас, там очень сложная витиеватая судебная система, и без адвокатов разобраться нельзя.
Бросаются в глаза узкие и неудобные тротуары. А еще немного другой запах в городе. Не грязный, но другой. Не знаю, почему.
Заметно, что турки живут значительно беднее, чем киприоты. По крайней мере  - в центральной части города.Зато, как часто бывает у бедняков, нет недостатка во флагах, транспарантах и портретах вождей, многие из которых сильно выцвели на жарком кипрском солнце.

Мы остановились поужинать в уличном кафе, которых было очень мало, как и женщин среди их посетителей. Официант был весьма медлителен, многое забывал, зато был очень приветлив. Еда была свежей, вкусной и стоила значительно дешевле, чем на "нашей"территории.
Сидевшие вокруг нас импульсивные турецкие доны горячо обсуждали свои важные дела. Из минарета доносилась молитва имама, одинокая муха лениво летала над нашим столом. Погружение в среду, как нам показалось, было на 100%.

Поздно вечером мы добрались до нашей гостиницы и перед тем, как лечь спать вышли на ее крышу. Хорошо просматривалась гирлянда огней, тянувшаяся вдоль границы, а также огромный светящийся турецкий флаг.

А вот так этот флаг выглядит днем. Где-то читал, что он размером с футбольное поле. Мне кажется, что больше. Чтобы всем было видно.

На следующий день мы отправились в Кирению.