Рассказывает приятельница, антрополог, занимается Нагорным Карабахом, армянка, гражданка России. Разговор шел с перерывами пару дней, что она у меня гостила. О взяточничестве как "норме жизни", о том, сколько денег было вбухано в этот регион зарубежной диаспорой - и никакого толку, нет развития, модернизации, гражданской демократии; о том, что если бы воспитать другие элиты и сколько надо платить, чтобы взяток не брали.
Она: Ну вот женщина-судья. У нее спрашивают (представители фондов и диаспоры): ну вот сколько вы хотите зарплаты, чтобы не брать взяток. 500 долларов? Она отвечает: нет, я лучше буду брать.
Я: Но ведь взятки - часть системы, а не следствие моральных качеств. Если она откажется их принимать, она же сама не сможет потом ни к кому ни за чем обратиться. А как тогда жить? В условиях демодернизации экономики, "отсутствия государства" - расширенная семья, родовые связи и отношения "взаимности" являются единственными работающими социальными ресурсами. Они заменяют и право, и соц. обеспечение и все остальное. Ты же сама об этом пишешь (и очень хорошо пишет).
Она: но что же делать. Вот если бы были другие элиты. Диаспора сейчас решила по-другому делать. Брать способных ребят еще в школе, в старших классах и понемногу готовить. Пропускать их через различные программы на Западе в течение нескольких лет, чтобы было такое последовательное обучение, чтобы другие ценности впитали. Чтобы образование там получили.
Я: получившие западное образование возвращаются в тех случаях, если дома етсь профессиональные перспективы...
Сама же антрополог и понимает, в какой все дыре. "Экономики" в регионе - помимо мелкой торговли - нет. А малый бизнес дороги не проложит и ЛЭП не протянет. Для этого нужно сильное государство (которого там нет и денег на него нет - зато независимости сколько угодно) или крупная корпорация. Которой там тоже делать нечего. В интернет-кафе ходят парни смотреть порнуху. Это считается "современно" и связывается со статусом.
Рассказывает студентам про гранты-программы. Что можно получить и поехать учиться. Никто не верит: Как, просто так? Ну, не рассказывайте, это у вас связи. Собирает старшеклассниц в школе, где что-то такое проводила. Сажает перед компьютером, рассказывает, тычет мышкой в адреса, говорит, как заполнять формы. Слушают с улыбкой: понимаете, если даже мы что-то выиграем, нас родители не отпустят, потому что потом нас здесь замуж никто не возьмет.
Девушка должна быть "чистая" и желательно малограмотная. Чтобы поменьше понимала. Такая на брачном рынке ценится выше. Была там американка из диаспоры, жила несоклько лет. Из тех, что едут на родину предков, идут в народ, надеются "личным примером", имея при этом американский паспорт и возможность уехать - научить местных, как надо жить - при отсутствии западной экономики, финансовой системы и перспектив. Сказала местным женщинам (в селе): приходите, я вас плавать научу вот тут на пруду. Пришли восемь. Назавтра трое с подбитыми глазами. Послезавтра не пришел никто. Мужья не пустили. Чтоб плавать - это ж надо раздеться. А женщина, которая "владеет своим телом" - это уже другая женщина, чем та, которая привыкла его стесняться. А при демодернизирующейся экономике возвращение к старым патриархатным моделям - оптимальная стратегия сопротивления ситуации. Идеология «моральной экономики деревни» выступает на передний фон как формула выживания в ресурсно скудном обществе.
И что вот людям делать?