Увидела снимок у hasid, где обсуждают
"почему у Медведева не видны манжеты", что, очевидно, есть вариант вопроса
"Почему он выглядит так, а Обама по-другому," т.е. почему мы не такие, как они, и дело не в росте, а в том, где "мы" видим себя в мировой иерархии.
продолжение дискуссии сегодня.
А потому что габитус другой, и он на лице, на том, как пиджак сидит, и как руки сложены.
Габитус - по Бурдье - это "система диспозиций"(постоянных, приобретенных схем восприятия действительности, мысли и действия). Иначе говоря, усвоенная нами социальная структура и наше социальное место в ней, т.е. внешние вещи, которые стали внутренними (или, вернее, мы становились "собой", обретали cвое "я", усваивая эту социальную конструкцию - если по Миду про становление "я").
Габитус просто так не перешибешь, а, может быть, и вообще не перешибешь. Гурченко - прекрасная актриса, "все сыграть может" - а вот не все: сидит в ней ее харьковское военное детство. Или, как говорила приятельница моей юности про молодых людей одной национальности: "они целуются как-то не так". Или как сказал мой коллега Григорий Яковлевич, когда был в Штатах: у американцев даже походка другая. Или когда вы летите из Москвы в НЙ "Дельтой", где стюардессы, очевидно, из ньюйоркских русских районов набраны (на международных линиях требование - два языка, а то и три) и когда летите Люфтганзой. Я только про выражение лиц, манеру говорить и улыбаться, угол наклона головы и ни про что другое.
Мы потому и водим детей в музыкальную школу - не для того, чтобы они музыкантами стали (и большинство родителей не хотят видеть своих детей музыкантами) и даже не для того, чтобы "понимали музыку" (т.е. обладали культурным капиталом). А именно для этого - для габитуса, чтобы выражение лица было.
Обама прошел такие американские университеты, в которых не просто "учат праву" (или истории или риторике), но где происходит включение в "класс", и это означате не только обретение нужных впоследствии связей и навыков, но и формирование "формы тела" и выражения лица.
P.S. Я щетаю, что умение правильно склонить числительное "четыреста шестьдесят восемь" без отсановки в потоке речь есть часть габитуса.