В сети и вне сети обсуждают белорусский
"живой щит": (
видео с места аварии,
видео-ответ ГАИ,
"официальные извинения",
комментарии начальника ГАИ,
вокруг этой темы).
Интересна, конечно, причина. Несоклько человек написали, что " в тоталитарном государстве ценность человеческой личности падает." Мне кажется, причина в неэффективном управлении (в социологическом смысле) общества и всех его служб, т.е. в общей немодернизированности (отсталости). Почему я так думаю.
В 1995г. какой-то американец совершал облет "вокруг земли" (или не совсем вокруг?) на воздушном маре (с остановками). В белорусские ПВО за месяц пришло сообщение, что будет пересекать границу по воздуху, есть разрешение и т.д. Во время перелета ПВО его сбило (насмерть, ес-но). Потом страшно извинялись, МИД волосы на себе рвал: произошло недоразумение.
Почему оно произошло? Забыли о предупреждении. Оно же за месяц пришло.
В данном случае ситуация похожая в том смысле, что "нет протокола": как вести себя службам в определенных обстоятельствах, какова последовательность действий, кто что делает и у кого находится лента, которую расстилают на дороге, чтобы проколоть шины (и т.п.). В результате каждая ситуация рассматривается как индивидуальная - и решения также принимаются индивидуальные, кто во что горазд (ну, а далее про ценность человека в государстве). В этой ситуации бывают отдельные творческие люди, которые напряжением личного интеллекта и сил разруливают какие-то обстоятельства, но нет общей технологии на многочисленные сходные случаи. Каждый из них оказывается для участников "индивидуальным".
Собственно, не происходит того, что американский социолог Ритцер называет
"макдонализацией общества". Современные (модерные) общества отличаются от "несовременных" особым типом "рациональности" (так это называл Макс Вебер), предполагающей использование наименьшего количества средств для решения задачи. В современных эффективных и технологичных обществах повторяющиеся задачи делятся на ряд простых операций, а "протокол" определяет обязанности, ответственность и последовательность. Тут, конечно, есть угроза машинизации человека (или того отчуждения труда, о котором писам Маркс), но этот способ позволяет обеспечить товарами и услугами наибольшее количество людей, да и уровень смертности от "глупых причин" все же будет пониже.