Сбежать из Советского Союза хотели многие, но удавалось это единицам. Двадцатилетний сибиряк Петр Патрушев сумел проплыть по Черному морю от пограничного Батуми до Турции. История этого уникального заплыва вошла в секретные учебники многих разведок мира.
Самым известным перебежчиком долгое время оставался Станислав Курилов, прыгнувший в 1974 году с борта круизного лайнера, который шел по маршруту Владивосток - экватор - Владивосток без захода в иностранные порты.
«Я посмотрел на часы: времени оставалось совсем немного. Было так хорошо сидеть среди друзей и ни о чем не думать, - вспоминал впоследствии Станислав Курилов. - Лайнер у северной оконечности острова. У тебя есть полчаса. Я встал из-за стола. «Куда же ты! Посиди с нами!» - Мне не хотелось придумывать какую-нибудь ложь в такой важный для себя момент. «Я не скоро вернусь», - сказал я тихо, но внятно и пошел к выходу, не дожидаясь дальнейших расспросов. Через полчаса, когда лайнер будет проходить возле острова Сиаргао, я шагну через борт, через границу государства…» И он выпрыгнул за борт туристического лайнера вблизи филиппинских берегов в бушующие воды Тихого океана.
В январе 1979 года гражданка СССР Лилиана Гасинская, работавшая официанткой на советском круизном теплоходе «Леонид Собинов», во время стоянки теплохода в порту Сиднея в одном бикини пролезла в иллюминатор, прыгнула в воду и 40 минут плыла до австралийского берега. Ее красное бикини потом долго обыгрывала зарубежная пресса.
У нашего героя Петра Патрушева по многим причинам таких возможностей не было. И потому он решился на отчаянный шаг.
ТАЙНЫЙ ИНАКОМЫСЛЯЩИЙ И ФАЛЬШИВЫЙ ПСИХ
Петр Егорович Патрушев родился в небольшом городке Колпашёво Томской области. Его отец трудился ветеринаром, но за месяц до рождения сына ушел на фронт и погиб под Ленинградом, так и не увидев своего наследника. Мать Петра, простая и трудолюбивая женщина, одна вырастила троих детей. Выучила всех грамоте и дала профессию.
Петр в своих мемуарах «Приговорен к расстрелу» писал: «Мои сверстники называли меня звездочетом, поскольку я на какое-то время оказался настолько вовлеченным в научную фантастику, что искренне верил, будто то, о чем читаю в книгах, происходило наяву - где-то в лучшем, загадочном и по-настоящему интересном мире…»
После окончания восьмого класса 14-летний Петр поступил в Томске в техническое училище на специальность технолога по режущим инструментам. Этот вид деятельности не слишком интересовал молодого человека, но большой областной город открывал перед ним широкие возможности для интеллектуального развития. Он познакомился со студентами и получил возможность пользоваться институтскими библиотеками. Петр прочитал множество книг отечественных и зарубежных авторов, в том числе по истории, философии, социологии.
На формирование мировоззрения Петра Патрушева огромное влияние оказали тенденции хрущевской «оттепели». Он постоянно слушал передачи иностранных радиостанций. И много внимания уделял физической подготовке. Он плавал в реке Томь, а затем в недавно открывшемся в Томске бассейне. Добился хороших результатов и был включен в спортивную команду. Он стал лучше питаться, окреп и повидал многие города, выезжая на соревнования в Ленинград, Москву, Киев, Минск, Тбилиси.
Он хотел путешествовать по миру, изучать иностранные языки, читать запрещенную в СССР литературу. Занимался йогой, гипнозом, пробовал писать, хотел поступить в университет, но был призван на военную службу.
Военкомат направил его в Новосибирск, где спортивного парня приняли в команду военных пловцов. Но вскоре случилось неожиданное: его без всяких объяснений перевели в обычную воинскую часть. Как выяснилось впоследствии, причиной такого перевода послужил конфликт его тренера с администрацией бассейна.
В воинской части Петр Патрушев столкнулся с муштрой и дедовщиной - новобранцы подвергались издевательствам. Однажды Петр заступился за приятеля, которого жестоко избили несколько человек во главе с сержантом. После этого ему пригрозили «темной».
Патрушев решил прибегнуть к хитрости и выдать себя за душевнобольного. В госпитале ему удалось обмануть врача-психиатра, и его направили на лечение в Томскую психиатрическую больницу. Петр симулировал шизофрению; говорил, что его преследует навязчивая идея по поводу разоружения и мирного сосуществования с западными государствами, которые преобразуются под воздействием СССР. Это соответствовало тезисам коммунистической идеологии того времени, но выглядело безумием, поскольку преподносилось в комплекте с манией преследования.
Когда студент-практикант сообщил Петру, что консилиум врачей решил прибегнуть к лечению сильнодействующими препаратами, у него оставался единственный выход - скрыться из больницы. Бежать удалось через кухню, дверь которой выходила на улицу.
На карте Батуми совсем рядом с Турцией, но их отделяет более 30 км моря
НА ПУТИ В ТУРЦИЮ
Первое время Патрушев скрывался на квартиру своего тренера. Главврач больницы, чтобы не поднимать шума по поводу побега, уговорил брата Петра подписать поручительство и тем самым снять с больницы всякую ответственность. Но беглец понимал, что долго скрываться он не сможет, а симуляция и отклонение от воинской службы являются серьезным преступлением, влекущим за собой тюремное заключение.
В марте 1962 года Петр Патрушев приехал в приграничный город Батуми и поселился у матери друга. Она сказала, что в Батуми получить прописку и найти работу чужому человеку практически невозможно. Действительно, все попытки официально оформиться на работу не увенчались успехом. Оставался последний шанс.
Петр обратился в спортивный комитет Грузии и предъявил свой квалификационный билет. Ему повезло: спорткомитет Грузии как раз формировал команду пловцов, и у них недоставало хороших пловцов на спине. А показатели Петра Патрушева били значительно лучше, чем у местных спортсменов.
Петра Патрушева сразу же устроили мастером на завод по выпуску сельскохозяйственных машин с окладом 120 рублей в месяц. Ведь официальная версия гласила, что в СССР нет профессиональных спортсменов. Он получил прописку в Батуми, место в общежитии и приступил к спортивным тренировкам.
Казалось бы, все складывалось удачно. Но местный КГБ заинтересовался новой личностью, приехавшей из Сибири в приграничный город. Его знакомых и соседей вызывали на допрос, и Петр понял - пора совершить задуманное.
От Батуми до турецкого берега по прямой около 18 километров. Но если плыть вдоль берега, то из-за извилистой береговой линии расстояние увеличивалось до 30 километров. Однако и такое расстояние было по плечу тренированному пловцу. Дело осложнялось сильными течениями и подъемом ледяной воды со дна моря. Кроме этого, следовало обойти сети, укрыться от поисковых прожекторов, камер наблюдения, радаров и патрульных катеров.
Петр вышел на берег, когда вечер опустился над городом и морем. Он укрепил на поясе водонепроницаемый пакет с документами и плиткой шоколада, на руку надел компас, прикрепил иглу на случай судорог, на ногах у него были ласты. Приходилось нырять под воду, скрываясь от лучей прожекторов. Так он проплыл примерно половину расстояния. На рассвете Петр укрылся среди камней в одной необитаемой бухточке. А вечером вновь продолжил заплыв.
Усталость все больше сковывала тело, мучили жажда и голод. Решив, что граница СССР осталась уже позади, он вышел на берег. В СССР его заочно приговорили к смертной казни.
УСПЕХ
Нельзя сказать, что Турция приняла советского беглеца с распростертыми объятиями. Тамошняя военная разведка еще не сталкивалась с таким способом пересечения государственной границы, и в Петре заподозрили агента КГБ.
После многочисленных допросов, ничего не выяснив, Патрушева отправили в лагерь для перемещенных лиц. Еще несколько месяцев Петр Патрушев провел в ожидании визы, но он не терял времени и усиленно учил английский язык. В итоге его согласилась принять Австралия. В этой стране он оказался в 1964 году, а в 1968 году получил австралийское гражданство.
Патрушев давно мечтал заняться журналистикой. Ему удалось устроиться в Лондоне на радиостанцию Би-би-си. Затем работал на радиостанции «Свобода» в Мюнхене, вел собственные программы по экологии («Завтрашний день планеты») и психологии («Внутренний мир человека»). Петр возглавил команду журналистов, освещавших мюнхенскую Олимпиаду 1972 года.
Работая журналистом, он объездил много стран и экзотических мест. Побывал на острове Фиджи, население которого еще несколько поколений назад занималось людоедством. Более двух лет Патрушев прожил в Новой Зеландии, собрав там много материалов для своих радиопередач и книг.
Именно ему было доверено переводить диалоги при встрече премьер-министра Австралии Джона Говарда (в этой должности он пребывал с 11 марта 1996-го по 3 декабря 2007-го) и Михаила Горбачева, а позднее - премьер-министра Австралии Кевина Радда (с 3 декабря 2007-го по 24 июня 2010-го) и Владимира Путина.
После отмены в 1991 году смертной казни в России Петр Патрушев несколько раз посещал свою родину, встречался с матерью, сестрой и братом. Он основал в Москве Объединение по разрешению конфликтных ситуаций, вел тренинги на Кавказе, в Ливане, Израиле.
Последние годы своей жизни Петр Патрушев провел в штате Новый Южный Уэльс в Австралии вместе с женой Алисой и сыном Андреем. Умер он от инсульта 28 марта 2016 года.
Журналист австрийского телевидения Ричард Фидлер в передаче, посвященной русскому переводчику Петру Патрушеву, сказал: «Жизнь русского переводчика Петра Патрушева похожа на приключенческий роман. Петр - удивительный, незаурядный человек, прославивший Австралию».
https://xfile.ru/x-files/ussr/pobeg_petra_patrusheva/