Эти причудливые постройки на берегу Невы - один из самых узнаваемых символов города. Но каковы их цель и смысл?
Если бы вы когда-нибудь оказались на берегу Невы в центре Санкт-Петербурга, то наверняка заметили бы эти большие красные колонны. Они расположены на стрелке Васильевского острова и составляют его архитектурный ансамбль.
Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге.
Сейчас эти колонны - один из самых популярных видов открыток, наряду с поднятыми мостами или Зимним дворцом. Однако редкий наблюдатель спросит, что они обозначают? Это просто украшение или у них есть какая-то функция? Мы исследовали.
Немного исторической справки
Императору Петру I, основавшему город в 1703 году, эти колонны не удалось увидеть; они появились позже, в начале 19 века. Но что он сделал, так это создал первый в истории русский флот и одержал с ним несколько первых великих морских побед.
Слава русского флота означала силу Российской империи и наводила страх на все страны, в планах которых были вторжения.
Колонны победы
Красные колонны в Санкт-Петербурге называют ростральными колоннами. С древних времен, и особенно в Древнем Риме, архитекторы «украшали» колонны трофеями - носами или таранами побежденных кораблей, которые на латыни назывались «rostrum» - трибунами
Чем больше трибун, тем больше врагов следует испугать, чтобы атаковать флот. И больше людей гордились бы своей страной.
Другой известный пример ростральной колонны - памятник Колумбу на площади Колумба в Нью-Йорке. Ростральные колонны есть и во французском Бордо, на площади Квинконс.
Памятник на площади Колумба (слева) и ростральные колонны на площади Квинконс, Бордо, Франция Марсель
В России также есть ростральные колонны в Царском Селе, недалеко от Санкт-Петербурга, и они посвящены Чесменской битве 1770 года, величайшей победе русского флота.
Чесменская колонна в Царском Селе.
Еще одна колонна украшает въезд во Владивосток.
Ростральные колонны Петербурга
Стрелка Васильевского острова.
В Санкт-Петербурге, безусловно, самые известные ростральные колонны в мире. Их создал в 1805-1810 годах французский архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Фактически он руководил всем архитектурным ансамблем Васильевского острова, в том числе зданием Санкт-Петербургской фондовой биржи. Он писал свои работы в стиле неоклассицизма, который очень нравился императору Александру I.
Ростральные колонны Петербурга в XIX веке. Муниципальная библиотека.
Обе колонны каменные, высотой 32 метра, каждая украшена восемью корабельными таранами, а также якорями и сказочными существами: морскими коньками, рыбами, крокодилами. «Рострумы» кораблей на петербургских колоннах, однако, фальшивые, медные.
В основании каждой колонны сидят две фигуры, мужская и женская. Они напоминают древних богов и, по видению автора, символизируют богов моря и торговли (рядом биржа, помните?). Однако позже краеведы предположили, что эти фигуры могут символизировать русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.
Внутри колонны полые - к вершине колонн можно подняться по винтовой лестнице, ведущей к огромным чашам с лампами. Собственно, это и есть основное предназначение колонн… Их заливали маслом и зажигали. На протяжении всего XIX века эти два огромных факела служили маяком для кораблей, заходящих в порт Санкт-Петербурга. И особенно они были полезны ночью и в сильный туман.
Однако поддерживать эти маяки было довольно дорого, и с 20 века они использовались редко и только для особых случаев. С 1957 года фонари снабжены газом и включаются на крупных мероприятиях.
(с)См.также:
Старые фотографии Санкт-Петербурга Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей (альбом) Загадка Египетского моста в Санкт-Петербурге или Легенда о пророчестве сфинксов Как благодаря коню петербуржские каналы получили ограждение Исторический музей-макет "Петровская Акватория"