Со многими новыми фото, акватинтами, картинами эта глава одного из старых материалов, считаю, вполне достойна быть отдельным постом для этого уважаемого сообщества.
* Вполне уверенно можно датировать концом 1840-х годов финал строительства храма Абу-Симбел Рамсеса II, высеченного у науки в 1200 году до н.э. и посвящённого богам Амону, Ра, Птаху и приравненному к богам Рамзесу.
Того самого, который ЮНЕСКО спасала для человечества, разобрав в 1964 году и собрав в 180 м дальше и в 60 м выше прежнего места в 1968 году.
Слева направо: Амон, Ра, Птах и приравненный к богам Рамзес.
Фото 1856 года.
Отметим незаштукатуренный предмет размером в половину роста человека, похожий на тазик или отражательную лампу, который на всех фото следующих лет заштукатурен.
Смысл отражательного предмета, если это он, простой. Его направленность, если посмотреть на карте, соответствует румбу ESE, ост-зюйд-ост, 112,50°. Его высота и его положение на наклонной части кромки скалы таково, что в утренних сумерках, когда весь отвесный берег в нижней части погружен в темноту, ярко сияющий предмет отразит предвосходный сектор неба на востоке, давая свет хоть и минимальный, но достаточный для работы типа "бери больше - неси дальше", т.е. носильщиков грунта. Другими словами, он дает возможность удлинить рабочую смену на все время предвосходных - астрономических и гражданских сумерек. Очень простой и эффективный способ повысить производительность тягловой бригады "древних египтян".
И рассмотрим автографы.
Явно читаемая надпись с годом , выдавленная по сырому, на груди товарища Птаха: ADUXKULL 1823. Фамилия смахивает на грузинскую, но больше похожа на фамилию англоговорящего индийца.
Ниже фамилия немецкого писателя, ландшафтного архитектора (!) (а также, добавим, полпреда создателей истории) MUSKAU, бывшего в Нубии в 1837-38 годах - спасибо sergei_09302 .
За надписью индуса и немца дранье некой Мэри Лич на руке Птаха, либо слова MАRY LIGHT BUSEL. Похоже на английскую идиому. Одно из значений: зарыла талант в землю. Другое: прячет от посторонних глаз...
Есть другие надписи. Испанец или американец ALFRED ARAGO отметился на "основании скалы", но по застывшему, в 1807 году.
Под бородой Птаха отметился видимо итальянец с именем MAXIMILIAN. 20/3, год похож на 1833-й.
Над Максимилианом читается год 1821 или 1827.
Разноязычных надписей очень много. Выделяем только самые интересные. Фото 1853 года.
На голени Амона (крайний слева в тройке богов и приравненного к богам Рамзеса) четко читается C C BLACK - нацию гадать не надо, выше фамилия итальянца, заканчивающаяся на MOZI, и год - 1820.
На божественном животе Амона возле пупа не ясно кто начертал себя в веках, виден год - 1801 либо 1831.
На голени Ра (второй слева, туловище лежит внизу) кто-то с фамилией, заканчивающейся чуть ли не на МOВЪ - с ером, то есть русскоязычный - подписал год - 1833.
На коленке другой ноги бога Ра, под арабской вязью выдавлено по сырому очень похожее на 1830 или 1835. То есть, ноги делали последними.
И не только ноги. Кто-то особо наглый пропечатал себя на физии самого Рамзеса, пока она не застыла!
Эту наглую надпись на лице Рамзеса сохранили при демонтаже статуи 1964 года и монтаже в новом месте 1968 года. На современной съемке можно разглядеть ее подробно.
Больше всего слово похоже на doomsipn либо на doomsipii. Переводчик Гугл первое слово переводит с филиппинского как гибель, второе - с языка оромо (народ в Эфиопии-Судане-Кении) как обреченность. Грамотным филиппинцам на постройке комплекса определенно делать нечего, а вот грамотному эфиопу - сам Амон-Ра велел. Смысл, который хотел передать маловероятный филиппинец или более вероятный эфиоп, вполне понятен, он об участи строителей.
Возможны и другие толкования. Трудно сказать насколько сохранилась надпись за 115 лет между первыми фотографиями и переносом статуи, а затем еще за полвека от переноса до новейшего времени, но что она сделана на новейшей латинице - без сомнений.
Три фото 1856 года.
На коленке Амона ясно видим 1839 год.
На остатке тела Ра - 1826.
*
На щиколотке Амона уже виденная фамилия BLACK, и читается дата - 20.01 1803.
На голени РА - 1838.
На стене - 1 apr 1819, под ухом - 1810.
*
1835 и 1837 годы на голени Амона.
Есть и другие надписи. Любой может поискать на этих и других фото.
Почему это не могли сделать ученые, путешественники, не существующие на тот момент туристы? Все просто. Колоссы были почти полностью под песком. В 50-х годах их откапывали, начиная с левого - Амона. Правый с краю Рамзес был завален до последнего момента расчистки.
Фото в обратной последовательности - с 1856 по 1850 год, когда начали фотографировать Абу-Симбел.
Все расчищены, завален только Рамзес по локоток.
Песок на уровне локтей-коленей Птаха - третьего слева, по щиколотку Амону - первому слева.
Четвертый слева Рамзес засыпан выше шеи, третий слева - Птах по локти, второй слева - Ра по колени.
Песок по плечо-грудь третьему слева - Птаху.
И вот они самые ранние снимки 1850-51 годов. Первый слева - Амон - засыпан по грудь. Более ранние найти не удалось. Скорее всего, их и не делалось. Все показанные надписи на момент этого снимка находятся ниже уровня песка.
Это значит, что никакие ученые, зеваки, туристы сделать их не могли. Только строители, интеркоманда, грамотная часть, в отличие от местных зека-рабов (покажем дальше). Сделали и по обыкновению засыпали песком, от которого ученые откопали колоссов только в 1850-е годы.
Цех строителей истории был таким же интернационалом, как и в наши дни.
Могли ли занести колоссов песчаные бури после 1830-х годов. Нет, конечно. В верховьях Нила почти нет песка; его для этих колоссов и на подсыпку для нынешних туристов надо целенаправленно завозить.
И еще кое-что насчет фантазийных песчаных бурь. В каменной пустыне окрест и плодородном слое возле Нила его настолько мизерное количество, что на площадке для туристов траву зеленую изводили, засыпая песком, не один год.
К 1928 и 1950 году песок на памятник не только не надуло, а сдуло почти весь оставшийся.
И еще одно одно. Если посмотреть внимательно на снимки 1850-х годов, то можно заметить, что песок над старым памятником - не просто песок, а вперемешку с камнями. Ни одна буря их не принесет, это может сделать только двуногая сила.
Этапы достройки Абу-Симбела поможет увидеть Дэвид Робертс - человек, прославивший себя акварелями Египта и Египет среди современников. Выдающийся шотландский художник и популяризатор древней истории Дэвид Робертс (David Roberts, 1796-1864), путешественник по Египту в 1838 и Ближнему Востоку в 1839 годах, чье наследие, 250 литографий в шести томах, признано лучшим путеводителем викторианской эпохи по древним местам. Несомненный деятель создателей истории, изобразивший проект жертвенника Траяна на Филе, который вообще был исполнен по-другому, популяризатор Сфинкса, якобы писавший его с натуры еще до его достройки в начале 1840-х годов, зарисовавший проект и тем фактически сдавший проектировщиков скального города идумеев, набатеев и римлян Петры, сделанного строителями с фатальными недоделками...
На двух его работах есть не закопанный Абу-Симбел.
Первая работа 1838 года.
Бросается в глаза точность больших и малых фигур в левой части - они были готовы к 1838 году; и фантазии в правой части - они еще не были сделаны.
Рассмотрим ее.
Эскиз, он же проект, у художника был. Но на реальном объекте голова Птаха была готова частично, голова и плечи Рамзеса - не готовы. Поэтому художник нарисовал ему то же лицо (хотя они сильно разные), ту же накладную бороду (хотя ее нет в окончательной версии), шапочку другого фасона. Но главное - правый локоток Птаха из эскиза. В реальности строители ошиблись, делая локоть. Он грозил обвалиться, пришлось делать опору из блоков-кирпичей. В эскизе и работе Робертса ее, естественно, нет.
В конце 1838 года Робертс повторно нарисовал Абу-Симбел, уже с опорой под локтем и без бороды у Рамзеса)) Ясно, что тогда же опора и появилась, а от бороды строители отказались.
Сравним с фото 1856 года.
Любуемся, как не похожи на оригиналы пропорциями и деталями эти два молодца-одинаковы с лица. По голове Птаха еще можно спорить, но голову Рамзеса художник рисовал из своей головы - ее, плечи, шапку еще будут строить после 1838 года.
*
Между прочим, за шесть леит до Робертса Египет посещал во главе экспедиции мэтр египтологии Жан-Франсуа Шампольон (Jean-François Champollion , 1790-1832), который отказался исследовать Абу-Симбел, сообщив ученому миру, что памятник полностью погребен песком. Чему, как мы видели, прямо противоречат автографы на колоссах. Вот и думайте, заодно величайший египтолог и крупнейший популяризатор Египта с создателями истории, или не заодно.
*
Добавлю для ученых сети, которые доказывают, что после открытия европейцами, оставившими автографы, между 1830-ми и 1850 годом, был занос.
Возле главных колоссов Абу-Симбела есть шесть меленьких (относительно, конечно) статуй. На фото 1851 года их не занесло ни на метр. Загадочная заносчивость, правда?
Пятно слева на первом фото - песок на основных статуях.
Эти же фото помогут разобраться с еще одной фальшивкой Абу-Симбелла. В 1839 году фотограф-дагерротипист Pierre-Gustave Joly якобы сделал два дагерротипа, на основе которых гравер Hector Horeau создал изображения, опубликованные им в 1841 году в альбоме Panorama d’Egypte et de Nubie. Помимо малой похожести облика колоссов на оригиналы отметим и принципиальную невозможность таких снимков и гравюр закопанных до начала 1850-х годов колоссов.
Еще два свидетельства, совсем несерьезных, без вариантов фальшивых.
Литография некоего S Bossi 1825 года.
Ясно, что диким образом нарушены пропорции, т.к. фигуры рисованы с эскиза, от которого очень сильно отошли (в худшую сторону) строители. Но главное: этот ракурс невозможен. На месте с этой точки у Амона не видно руки дальше кисти, бедра дальше колена и трона - полностью.
Авраам Норов, будущий Министр народного просвещения РИ, в книге "Путешествие в Египет и Нубию в 1834-35 г" изобразил полную фантазию из головы.
Граждан историков сети альтернативного и официального направлений прошу ответить: каким образом надписи на европейских языках 1800-1830-х годов оказались на колоссах, если еще в 1850 году колоссы были погребены песком? Все показанные надписи находятся ниже уровня песка, от которого ученые откопали колоссов только в 1850-х годах. Когда начнете фантазировать про песчаные бури, коих не бывает в каменистой пустыне Верхнего Нила, постарайтесь что-нибудь придумать и про надписи, сделанные до открытия Абу-Симбела Буркхардтом в 1813 году. Заодно придумайте, почему великий Шампольон, будучи в Египте с экспедицией графиков, художников, архитекторов в 1828-29 годах, не стал осматривать великий комплекс Абу-Симбел, сообщив, что он занесен? На колоссах множество надписей 1820-30-х годов. Обманул потомков великий Шампольон? Или просто скрыл то, что положено скрывать - достройку последнего мега-памятника Египта?
Ума и здоровья названным историкам и всем остальным.
[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.