В аэропорту города Ижевска был замечен красавец Ту-134.
Как оказалось это интересная и редкая модификация самолета, когда-то это "Туполь" был сельскохозяйственным самолетом ТУ-134СХ. Да в Советском Союзе даже такое могли придумать и воплотить в жизнь.
История этой модификации началась с постановления Совмина СССР No. 127-39 от 28 января 1981 г. на базе Ту-134А-3 для Минсельхоза создать модификацию Ту-134СХ. Самолет предназначался для мониторинга состояния почв, что позволяло контролировать рост посевов, прогнозировать урожайность и судить о поражении их вредителями.
Прототип Ту-134СХ СССР-65917 первый полет совершил в апреле 1983 г. До 1989 г. выпустили 9 серийных машин: СССР-65918, -65721 по -65725 и -65928 по - 65930.
От обычных пассажирских ТУ-134А - сельскохозяйственный "Туполь" внешне отличался меньшим количеством иллюминаторов по бортам фюзеляжа, и иллюминатором по левому борту впереди входной двери.
Но главное отличие - это как в народе прозвали "Яйца" - подвешенные под крылом две обтекаемые гондолы антенн радиолокатора бокового обзора.
В салоне самолета была установлена различная аппаратура и рабочие места для десяти операторов. Основным оборудованием были многозональные аэрофотоаппараты МКФ-6М и МСК-4 фирмы "Цейсс-Икон" (ГДР) либо отечественные АФА-41/10 и АФА-ТЭ/35. Для их работы в нижней части фюзеляжа были 3 герметичных фотолюка, закрытых плоским стеклом, и 1 негерметичный.
Благодаря навигационному комплексу "Мак", Ту-134СХ во время съемки мог ходить параллельными галсами, автоматически возвращаться по пройденному маршруту или лететь в любую точку, заданную оператором.
Все серийно выпущенные самолеты попали в в 243-й ЛО Воронежского ОАО. Эти самолеты применялись не только в сельском хозяйстве, но участвовали во всевозможных исследованиях и мониторингу окружающей среды.
Что стало с этим проектом!
Надо сказать, что сама идея проекта оказалась довольно удачной. Съемка одного квадратного километра суши или моря с Ту-134СХ обходилась в 2,4 раза дешевле, чем с Ан-26, в 2,7 раза, чем с Ан-30, и в 4,6 раза, чем с Ми-8.
Но в силу всевозможных обстоятельств, одно из которых выявление множества нарушений и загрязнений окружающей и среды, после чего разные ответственные лица получали "люлей", что привело к не желанию и умышленному созданию препятствий для использования самолетов в проведению воздушного мониторинга. В результате половина машин стояла без дела. В итоге было принято решение переделать самолеты в административные или грузовые и продать.
Первым стал RA-65930,зав. № 66500. Который сейчас находится в Ижевске.
В 1995 г. он был переделан в грузо-пассажирский с дверью размером 1.09 м. Но из-за отсутствия аварийных выходов он был малопригоден для пассажирских перевозок.
В конце 1999 г. при капремонте самолет снова доработали: прорезали дополнительные окна и аварийные выходы. Салон сделали для комфортного полета 26 - VIP пассажиров. Он получил обозначение Ту-134A-3M.
Салон для супер VIPов.
Проходим дальше в сторону хвоста. Салон тоже VIP, но попроще, без ЭВМ и "стереосистемы Dolby Surround"
Третье отделение. Для простых смертных из 90х
Идем дальше, кухня, знаменитый туалет с "окошком" в небо и багажное отделение.
Окошко не удалось снять. Но оно есть над головой)
Задний багажный отсек.
Возвращаемся в «святая святых» - кабину пилотов.
Лучшее место.....
К августу 2002 г. переделали все "СХ", кроме RA-65929.
(с)См.также:
Самолёты-легенды ОКБ Туполева: война и мир "50 самолетов, изменивших авиацию": страницы истории крылатых машин О единственном в мире советском реактивном биплане Ту-144 как это было... 60 лет первому полёту Ил-18