Вот умеют и любят американцы давать громкие названия своим проектам, путешествиям и акциям. Одно из таких, если можно выразиться, деяний - поход Великого Белого флота (англ. Great White Fleet) или, если проще - американской эскадры, вокруг света с 16 декабря 1907 года по 22 февраля 1909 года. Особенностью похода было то, что корабли были окрашены в не совсем привычный для того времени цвет - белый, что и дало название всему предприятию.
Первый дивизион состоял из четырех броненосцев типа «Коннектикут», проект 1906 года, последний додредноутный тип во флоте США.
Второй дивизион включал четыре броненосца типа «Вирджиния», проекта 1902 года.
Третий дивизион включал один броненосец типа «Коннектикут» и три броненосца типа «Мэн», проект 1902 года.
Четвертый дивизион включал два корабля типа «Иллинойс» 1901 и два типа «Кирсадж» 1900 года. Корабли, участвовавшие в плавании, были предшественниками совершенно нового типа боевых кораблей - дредноутов, первый из которых, «Южная Каролина» был экипирован в то время.
При этом, броненосцы типа «Кирсадж» относились к типу увеличенных броненосцев береговой обороны, и, как и броненосцы типа «Вирджиния», отличались экспериментальными двухярусными башнями главного калибра. Два броненосца - «Мэн» и «Алабама» пришлось заменить из-за технических проблем. В г. Сан-Франциско, штат Калифорния их сменили «Небраска» и «Висконсин».
На закате своего правления президент Рузвельт отправил 16 линкоров атлантического флота в кругосветное плавание, продолжавшееся с 16 декабря 1907 года по 22 февраля 1909 года. Корпуса кораблей были окрашены в привычный для мирного времени цвет - белый, за что позже они стали известны как «Великий белый флот».
Кругосветное плавание преследовало несколько целей. США заявляли о себе как о крупной морской державе, получали возможность проверить мореходность флота, а также продемонстрировать свою доброжелательность, посетив многочисленные страны и порты.
Дополнительно, оно демонстрировало Японии, которая получила статус крупной морской державы после разгрома российского флота в Цусимском сражении в 1905 году, что американский флот, несмотря на то что он базируется в Атлантическом океане, может быть развёрнут в любой точке мира и сможет защитить американские интересы на Филиппинах и в Тихом океане.
После того как американский флот пересёк Тихий океан, японские политики осознали, что баланс сил на востоке изменился. Этому поспособствовало принятие соглашения Рута-Такахиры, определившее важные сферы интересов США и Японии.
Так как строительство Панамского канала ещё не было завершено, путь следования был проложен через Магелланов пролив. Масштаб операции был беспрецедентным в истории США: прибыв к месту встречи с разных сторон, флот продолжил путь согласно тщательно продуманному плану.
В организацию были вовлечены практически все ресурсы ВМФ США. Во время плавания было установлено несколько мировых рекордов, одним из которых было рекордное количество кораблей, одновременно совершивших кругосветное плавание.
Тысячи людей собирались в портах, чтобы увидеть и поприветствовать флот. С 1 по 4 мая 1908 года флот посетил г. Монтерей, штат Калифорния. Для моряков был организован роскошный бал в ближайшем отеле Дель Монте (Hotel Del Monte), г. Дель Монте.<
a target="_blank" href="
https://fastpic.ru/view/111/2019/1217/c2c056d7403a53c5fdafca18b41cd979.jpg.html">
В 1942 г. этот городок был передан ВМС США для организации школы подготовки пилотов, а после второй мировой войны сюда перевели военно-морскую аспирантуру.
В Австралии прибытие флота 20 августа 1908 года использовали, чтобы обеспечить поддержку создания собственного военно-морского флота. Японцы пошли на беспрецедентные меры, желая проявить своё мирное отношение к США: тысячи японских школьников размахивали американскими флагами, когда моряки сходили на берег в порту г. Иокогама.
На Сицилии экипаж корабля принял участие в восстановительных работах после землетрясения в городе Мессина.
Кругосветное плавание, продлившееся 14 месяцев, представляло собой грандиозную демонстрацию американской военно-морской силы. Эскадры шли под управлением 14000 моряков. Они преодолели около 43000 морских миль (80000 км) и посетили 20 портов на 6 континентах. Состав группировки был внушительным, что наглядно демонстрировало высокий уровень американской промышленности (все 18 кораблей были построены после окончания Испано-Американской войны 1898 г.).
В феврале 1909 года на военно-морской базе Хэмптон Роудз, штат Виргиния, президент Рузвельт наблюдал триумфальное возвращение флота, тем самым показывая, что для него это подходящее завершение своего президентства.
Обращаясь к офицерам и матросам, он сказал: «Другие страны тоже могут совершить кругосветное путешествие, но вы были первыми». Само собой первыми американцы не были, и до них было много кругосветок. Но вот чтобы столько кораблей и за один раз! Тут они действительно - первые.
Благодаря этому продуманному поступку Рузвельта, США удалось заслужить ещё большее уважение, а также укрепить свои позиции на международной арене.