Этот автобус был построен в июле 1961 года и мог бы войти в список самых красивых автобусов в мире, футуристический дизайн был в духе той, космической эпохи, да и технические характеристики первой «Украины» были на тот момент на высоте.
Но увы, как и многие другие концепты советского автопрома, автобус был построен в единственном экземпляре и в серию не пошел. Несмотря на это, свой след в истории «Украина-1» оставила, в известном и любимом многими из нас фильме «Королева бензоколонки». В фильме можно было увидеть почти всю существовавшую на тот момент продукцию советского автопрома, попал туда и экспериментальный футуристический автобус, уж очень он был хорош, красив, и выпала ему роль беззаботного «туриста», едущего в город - мечту многих советских граждан, крымскую жемчужину - Ялту.
Раз уж заговорили о фильме, то можно упомянуть интересный момент - снимался он не на действовавшей заправке, а на бутафорской, вид которой был скопирован с действующей заправки, находившейся в городе Пирятин Полтавской области.Киношники не смогли получить разрешение для съемки на действующей бензоколонке, это противоречило правилам техники безопасности. Представьте, как всё строго было. И построили копию этой бензоколонки неподалёку, там же, на трассе. Проезжавшие водители часто путали их, и заезжали заправляться на бутафорскую заправку, а оригинальная до сих пор сохранилась, в 2014 году она выглядела так.
А вот известная фраза из фильма - «Вместо бензина снабжаем трассу невестами» в наше время имеет уже совсем другой контекст
Вернемся, впрочем, к автобусу. Кузов не имел рамы, он был построен на безрамном несущем основании, это был смелый шаг для того времени, подвеска была пневматической, двухстороннего действия телескопические амортизаторы обеспечивали должный комфорт пассажирам, в салоне были установлены комфортные кресла, «самолётного» типа. На спинках кресел были плафончики индивидуального освещения. В салоне было 36 мест. Из «развлечений» предлагалось радио, штатно установленное на передней панели. Благодаря большим панорамным окнам, выходящим далеко на крышу, из салона была отличная обзорность, ну а от палящего южного солнца можно было закрыть их шторками.
В движение автобус приводился V-образным карбюраторным двигателем мощностью 150 л.с., таким же как на ЗИЛ-130, коробка передач была пятиступенчатой механической, управление ею было электропневматическим. Рулевое управление было с гидроусилителем. Автобус дальнего следования был оборудован четырьмя фарами головного света, и двумя дополнительными, противотуманными. Центрального прожектора на крыше «Украины-1» не было.
В 1961 году «Украина-1» была представлена широкой публике на ВДНХ, собирала восторженные взгляды посетителей. Жаль, машина так и осталась в единственном экземпляре, но есть мнение, что благодаря двум экспериментальным моделям «Украины», впечатлённое ими советское руководство решило создать Всесоюзное конструкторское бюро по автобусам, костяк которого составили специалисты Львовского автобусного завода.
(с)См.также:
Автомобили в фильме "Королева бензоколонки" Краткая история советского автобуса Автомобили республик СССР: Украина Из СССР с любовью. Легендарный и позитивный ПАЗ-672М Ikarus