Петербуржский художник и фотограф Альфред Эберлинг

Jun 27, 2018 15:23



С одинаковым старанием Альфред Эберлинг рисовал и Николая II и Ленина на червонцах, и балерину Карсавину на письменном столе. Альфред Рудольфович Эберлинг (1872-1951) - cегодня это имя известно лишь ограниченному кругу художников и критиков, но в начале ХХ века он был хорошо известен в Петербурге. Эберлинг подолгу жил за границей - до революции объездил пол Европы, но большая часть его жизни прошла в Петрограде - Ленинграде, который он вынужден был покинуть только на время блокады. Он оставил после себя учеников, сохранивших не только память о нем, но и его мастерскую, и часть его архивов. Художник, которому позировал Николай II, его семья, после революции писал портреты Ленина, Сталина, Рыкова, Молотова, Троцкого, Кагановича, Енукидзе. А то, что его портрет Ленина появился в 1937 г. на советских десятирублевках и стал эталоном советской денежной миниатюры, тиражировался на почтовых марках.


В 1904 году началась многолетняя педагогическая деятельность Эберлинга. В 1904-1917 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В эти годы художником было написано около 100 портретов, главным образом представителей театрального мира. В 1910 году иллюстрировал поэму М. Ю. Лермонтова «Демон». После революции в 1918 году участвовал в создании на базе Рисовальной школы художественно-педагогического техникума, в котором преподавал до 1933 года. В 1925-1930 годах руководил изостудией АХР в Ленинграде. В 1934 году по приглашению И. Бродского занял место профессора по живописи, рисунку и композиции в ЛИЖСА, где проработал до 1937 года. Параллельно до 1940 года преподавал в изостудии Ленинградского Дворца пионеров и изостудии Дома учёных.

Именуемый с недавнего времени фотографом Серебряного века, родившийся в 1872 г он окончил мастерскую И.Е. Репина Императорской Академии художеств, обучаясь вместе с Рерихом, Малевичем, Сомовым, Кустодиевым и Петровым-Водкиным, стал почитаемым и востребованным мастером салонного портрета. Его полотна неизменно вызывали восторженные отклики прессы. Журнал «Наша Родина» о нем писал: «У Альфреда Эберлинга божественный дар острым взором проникать в красоту, разлитую в мире, и лучистыми красками говорить о ней свои слова.»

Но, помимо этого, живописец Эберлинг был еще и замечательным фотографом. В конце ХIХ века на рынке появились портативные фотокамеры, что безусловно сделало фотографию занятием более доступным. Среди знакомых художника по Академии был Самуил Дудин, всецело увлеченный светописью и ее пропагандой, что оказало влияние и на появившийся у Эберлинга интерес. В своем дневнике 21 февраля 1898 года он, расписывая в Константинополе православный храм, сделал запись: «купил фотоаппарат и принадлежности фотографические», а на следующий день: «проявил первые снимки».

Считается, что именно там художником была приобретена популярная фотокамера Pocket Kodak., внешне- компактный деревянный ящичек, обтянутый черной кожей, с 65-мм объективом светосилой f/10, механическим затвором работающим лишь с выдержкой 1/50. Новшеством того времени было то, что в камере использовалась недавно изобретенная роликовая фотопленка, позволяющая сделать 12 кадров. По сути это была первая «мыльница» у Kodak, скромно позволявшая снимать лишь с одной выдержкой на единственной диафрагме. Казалось бы, Эберлингу оставалось надеяться на «авось», на удачу совпадения освещенности при съемке с предустановленными параметрами съемки фотоаппарата, и не оставалось иного как снимать только на натуре, при солнечном свете. Меньшую часть фотографий мастер снимал как наброски и эскизы будущих картин. В целом светопись являлась для Эберлинга еще одним способом самовыражения. Удивительно, но фотограф- художник никогда не видел отснятого материала в большом формате, его взору были доступны лишь карточки размером 38х50 мм, выполненные при контактной печати негатива. Причина проста- в ту поры еще не было изобретено фотоувеличителей.

Этот опыт помог ему в 1899 году сделать ещё более удачные снимки в Петербурге. Вернувшись из Турции, он заново увидел город, где текла бурная столичная жизнь с обилием интересных ситуаций. На улицах можно было встретить прохожих самых разных сословий, множество событий, которые ему, как художнику, по-видимому, очень хотелось зафиксировать. Однако в силу мимолетности происходящего он не мог успеть сделать зарисовку или набросок понравившейся ему ситуации, а тут у него в руках оказался лёгкий и удобный инструмент, позволявший сделать это без всякого напряжения.

Эберлинг шел путем, противоположным вкусам и критериям публики и эстетически озабоченных критиков. Художник стал фотографом- репортером, по сути и не осознавшим, что стал новатором, открывая российскую страницу street-фотографии. Несовпадающие с принятыми канонами съемки моментальные петербургские, константинопольские и венецианские фотозарисовки Эберлинга, принципиально отличающиеся от работ современников, составляют его бесценное наследие.

Среди произведений, созданных Эберлингом в станковой живописи в 1918-1940 годы, картины «Первые вести Октября» (1918), «Портрет С. Орджоникидзе», «Портрет стахановки Смирновой», «Портрет М. Горького» (все 1937), «Портрет балерины Семёновой» (1940), «В. И. Ленин в 1895 году», «Портрет Ушинского», «Портрет В. И. Ленина» (все 1946), «Портрет И. Сталина», «Портрет академика Н. Г. Хлопина» (обе 1947), «Портрет академика С. П. Давиденкова» (1951) и другие.







































































































































(с)
См.также:

Малоизвестные фотографии бурлящей России 1917года

19-й век: балерины и монархи в фотографиях Карла Бергамаско

Фотохромные открытки Российской империи в конце 19-го - начала 20-го века

Лукомский Г.К. "Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы" 1916

Петербург 200 лет назад

фотохудожник, Ленинград и Санкт-Петербург, художник, подборка фото, искусство

Previous post Next post
Up