Генерал несчастной карьеры

Dec 09, 2017 17:46

Страны Латинской Америки знакомы с диктатурами не понаслышке. На этом беспокойном континенте, пожалуй, нет страны, где бы в течение какого-то времени не восседал кто-нибудь а-ля Перон или Пиночет. А уж в Колумбии их было - считать не пересчитать.



Генерал Густаво Рохас Пинилья в 1953 году устроил государственный переворот. И поначалу его приход к власти был встречен с радостью…


Прощай, оружие!

Колумбия сильно зависит от экспорта кофе и сырья. Но после Второй мировой войны США и другим экспортерам было не до кофе. В результате колумбийская экономика пошла вразнос. Среди политиков тут же появились «спасатели», которые знали, что делать. Одним из них был Хорхе Гайтан, представитель левого крыла либеральной партии. Идеи Гайтана были очень популярны. Он имел все шансы победить на выборах, но в апреле 1948 года его убили.

В стране начались массовые беспорядки, которые вскоре привели к гражданской войне. Либералы и консерваторы резали друг друга, как заправские мясники. Счет шел на десятки тысяч. Этот период в истории страны назывался La Violencia - «Период насилия» (или просто «Насилие»). Действующий президент Лауреано Гомес Кастро вместо того, чтобы остановить кровопролитие, надувал щеки и укреплял свою власть.

Поэтому, когда к власти пришел Густаво Рохас Пинилья, все вздохнули с облегчением: появилась надежда, что генерал, командующий вооруженными силами, наведет в стране порядок.



Густаво Пинилья обратился к консерваторам и либералам с просьбой: «Хватит крови!» и объявил широкомасштабную амнистию. Это подействовало на участников бойни, как освежающий душ. Да и в самом деле, сколько можно воевать?

Генерал Пинилья не принадлежал ни к какой партии, он возвышался над противоборствующими сторонами, как строгий, но справедливый арбитр. Тем более на стороне Пинильи была армия, в которой он провел ни много ни мало 30 лет, т.е. с момента окончания военной академии Хосе Марии Кордовы. Правда, в карьере бравого генерала был небольшой перерыв - получив звание лейтенанта в 1923 году, спустя год он ушел в отставку и отправился получать профессию инженера в США: он хотел научиться строить дороги.

Трудно сказать, научился ли Пинилья раскатывать асфальт, но вот закатывать в него невинных людей у него получалось отлично. После возвращения из США Пинилья работу инженера не нашел и снова надел мундир. В 1932 году началась война между Колумбией и Перу, и Густаво Рохас посчитал, что он не имеет права заниматься чем-то другим.

Офицером он был толковым и исполнительным. Быстро рос в чинах и в должностях. После участия в войне с Перу, где Густаво командовал береговой артиллерией, он занимал в основном технические должности. С 1936 года Пинилья руководил техническим отделом колумбийской армии и занимался созданием завода по производству боеприпасов. В том же году его отправили в нацистскую Германию, где он отвечал за закупку оборудования для оружейного завода. Завод был создан в кратчайшие сроки, Пинилья работал на нем в должности начальника технической службы, а в 1943 году его снова отправили с подобной миссией, но уже в США - там энергичный офицер закупал оружие для армии.

Как технический специалист, Пинилья всегда занимал свое место. Но у Густаво Рохаса были и политические амбиции. Для этого следовало получить опыт командования крупными военными соединениями. В 1946 году он занял пост командира Первой бригады, а чуть позже стал командующим Третьей бригады, стоявшей в Кали, третьем по численности - после Боготы и Медельины - городе в стране. И здесь случилось то, что позволило Густаво Рохасу выдвинуться на первые роли.

Усмиритель бунта

Чтобы понять феномен Пинильи, нужно учитывать отношение южноамериканцев к военным. Исторически так сложилось, что офицеры в этих странах - самые уважаемые люди (как в современной России - представители спецслужб). Они честны, храбры, мужественны, справедливы - во всяком случае, так их воспринимают. Недаром в соседней Аргентине народ сделал выбор в пользу генерала Перона, а в Бразили - Жетулии Варгаса (тот тоже окончил военное училище, что стало своеобразным «знаком качества» для его политического будущего).

И когда в 1948 году после убийства Гайтана в Кали начались массовые волнения, Третья бригада под командованием Пинильи быстро навела порядок.

Это событие стало трамплином для политической карьеры Пинильи. Его действия высоко оценил не только народ, но и высшее командование. Густаво Рохаса перевели в столицу, где он недолгое время руководил министерством почт и телеграфов, главным штабом ВС, а потом министерством Вооруженных сил Колумбии.

В стране тем временем кровь лилась рекой. Отряды консерваторов убивали своих политических врагов - либералов, а коммунисты, получавшие поддержку из Москвы, громили тех и других.

Мирные граждане не могли спокойно ходить по улицам, дети сидели по домам, все работало через пень колоду.

13 июня 1953 года в стране объявился новый хозяин: им стал генерал Густаво Рохас Пинилья.

Объявленная амнистия стала долгожданным благом. Люди, уставшие воевать, начали сдаваться, полагая, что обещанные президентом гарантии защитят их от преследований.



Обманщик и его жертвы

Густаво Рохас ПинильяГуставо начал с места в карьер: объявил, что женщины отныне имеют право голосовать, открыл несколько новых больниц, построил астрономическую обсерваторию. Наверное, это был намек на то, чтобы граждане больше смотрели вверх, чем по сторонам. Потому что в стране скоро началось такое, что лучше бы этого не видеть.

Как оказалось, амнистия Пинильи была хитрым пиар-ходом. Он хотел прекратить войну и выманить мятежников из укрытий, но не собирался их прощать. В течение нескольких лет генерал нейтрализовал всех, кто проявлял активность во время гражданской войны: часть закатал в асфальт, другую - посадил в тюрьмы, остальных отправил в эмиграцию. Свобода прессы была уничтожена, цензура свирепствовала. Президент запретил компартию, в провинции, где крестьяне проявляли недовольство, послал войска, готовые стрелять в кого угодно, объявил войну протестантам. При этом из экономики начали выжимать последние соки: увеличились налоги на прибыль, иностранные компании из страны были изгнаны, стал расти дефицит товаров. Пинилья без зазрения совести наживался на контрабанде - верные ему люди везли в страну все, что пользовалось спросом: американские холодильники, стиральные машины, электроплиты.

Если до прихода к власти Пинильи Колумбия истекала кровью, то теперь испускала дух. Точнее, то, что от него осталось. А генерал, глядя в глаза обманутым миллионам, в 1957 году созвал Учредительный конгресс - что-то вроде декоративного парламента, который продлил срок его президентства еще на несколько лет. Пинилья до того всем надоел, что бывшие непримиримые враги - Консервативная и Либеральная партии - заключили соглашение о совместной борьбе с сатрапом.

Но ничего героического с их стороны предпринимать не пришлось: диктатура, как это часто бывает, рухнула от колебания воздуха. Парочка студентов, скорее забавы ради, чем преследуя глобальные политические цели, расклеила по Боготе листовки, где призывали: 10 мая 1957 года в полдень прекратить работу и выйти на улицу, чтобы скинуть с трона ненавистного диктатора. Спецслужбы быстренько содрали листовки со стен, но призыв облетел весь город. И 10 мая многотысячная толпа, скоро превратившаяся в миллионную лавину, двинулась в сторону президентского дворца.

Спецслужбы доложили диктатору: полиция ситуацию не контролирует, связь с армией нарушена, часть силовиков перебежала на сторону бастующих. Президент решил, что усмирение такого бунта обойдется дороже, чем бегство. Он сел в самолет и улетел из страны.

Так закончилась очередная диктатура, которая только на первый взгляд была сильной, уверенной в себе и дальновидной. Правда, потом Пинилья вернулся, даже создал собственную партию и участвовал в выборах, намереваясь снова стать президентом. Но это были, так сказать, издержки национального менталитета - в Колумбии сильно ненавидят, но очень быстро прощают.



Так что генерала, главным достижением которого было своевременное бегство, похоронили с надлежащими почестями в 1975 году на Центральном кладбище Боготы.

Дмитрий КУПРИЯНОВ

См.также:

Партизаны ФАРК

Обмен политических хулиганов или лучший подарок для Брежнева

Франсиско Франко: между фашизмом и монархией

Тринадцать провальных президентов США

Франсиско Масиас Нгема - сумасшедший диктатор, съевший казну Экваториальной Гвинеи.

биография, переворот, диктатор, президенты и руководители, колумбия

Previous post Next post
Up